Сквозь время. Глава 3. Дружба, любовь и мечты

Рита Аксельруд
  На первом курсе я дружила со Светой Цветковой, сидела с ней рядом на лекциях. Вместе мы готовились к сессиям. Она жила в общежитии, бегала на лекции в старом пальтишке с чужого плеча с двумя тетрадками под мышкой.  Она часто бывала у меня дома, где я жила на квартире у своей тёти Анюты.

   Как-то на перемене к нам подошли два наших студента из другой группы Лёва и Толик и пригласили в гости к Толику. Так мы стали дружить  вчетвером. У Толика слушали музыку, он  научил меня играть в шахматы. Он жил с родителями на Комсомольской улице, в двух кварталах от института. Родители его были преподавателями – пожилые и очень интеллигентные люди.   Мы вчетвером сидели у Толика допоздна, потом он провожал нас по переулку Мандельштама и Папалекси до угла и возвращался домой. Дальше мы с Лёвой провожали Свету до общежития и шли пешком до моего дома. Однажды недалеко от моего дома я заметила целующуюся парочку и сказала Лёве:
- Знаешь, когда я шла к Толику три часа назад, эти парень с девушкой вот также стояли на этом месте.
На это Лёва заявил благоразумно:
- Вот когда ты кого-нибудь полюбишь, будешь точно также часами стоять, не замечая времени.

 Лёва жил на улице Лазарева, на Молдаванке. Как-то он пригласил меня к себе домой. У Лёвы был проигрыватель и пластинки с удивительной и прекрасной музыкой Брамса. Вспоминается крошечная проходная комната с низким потолком, и до сих пор в моих ушах и в душе звучит эта незабываемая музыка. Наша дружба с Лёвой и Толиком  длилась два года.

   Оглядываясь назад, сквозь призму времени, я понимаю теперь, что нравилась Толику. Однажды на втором курсе он даже пригласил меня на свидание, и мы с ним долго гуляли по обрывам где-то в районе моря.  И в театре однажды были. Я даже запомнила, что смотрели пьесу «Живой труп». Прощаясь, мы пожимали друг другу руки как хорошие друзья. Но он никогда не делал даже попытки меня обнять или поцеловать. И я не испытывала к нему никаких чувств, кроме дружеских.

  Митя мне нравился гораздо больше. Общались мы с Митей только по учёбе. Но я переживала за него, а он – за меня. Бывало, он мне подсказывал правильный ответ на зачёте по черчению. Мы три года были рядом на всех семинарах и болели друг за друга, радовались и огорчались одинаково. Он всегда оставался верен своей Кате и никогда не позволял себе переходить со мной границы дозволенного. 
 
  Митя  выделялся среди всех студентов  как-то особенно, тем, как убедительно он говорил, как уверенно и ярко выступал на студенческих собраниях.  Нам повезло – мы были студентами в замечательное время, которое позже назвали «хрущёвской оттепелью». Вместе со всей страной мы гордились первыми спутниками, первым космонавтом, мы верили в победу коммунизма и хотели его строить своими руками. 
 
  Вспоминается самый яркий день 12 апреля 1961 года. Мы сидим на лекции в 29-й аудитории. Вдруг распахивается дверь, в неё заглядывает аспирантка кафедры физики Рита и восторженным, громким, срывающимся от волнения голосом сообщает:
- Человек в космосе! Только что объявили по радио!
В самом деле, к нам в аудиторию доносится торжественный голос  диктора Левитана:
- Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Сегодня впервые в мире осуществлён запуск космического корабля «Восток» с человеком на борту!
Можно ли в такие минуты спокойно слушать лекцию по общей физике?! Мы все вскакиваем и выбегаем в коридор, слушаем Левитана, обнимаемся, радуемся, повторяем имя первого космонавта Юрий Гагарин. Наши сердца учащённо бьются от необычайного волнения и счастья.  На большой перемене мы – Митя, Алёша, Галя, Света и я – собираемся на нашем любимом месте, во внутреннем дворике института, и обсуждаем это необыкновенное событие. Мы гордимся нашей страной, лучшей в мире! 

    После занятий мы идём в город. На площади Советской Армии мы видим толпу вокруг афишной тумбы. На самом видном месте наклеена афиша, сообщающая о предстоящей лекции: «Когда человек полетит в космос» - большие чёрные буквы и чуть ниже от руки чернильным карандашом: «Уже полетел 12 апреля ! Ура!». Лекция должна была состояться в Доме ученых 14 апреля. Возбуждённые одесситы, молодые и пожилые, студенты, школьники подходят к тумбе, читают, улыбаются, смеются.  Это какое-то всеобщее  счастье.
 
   В подражание своей любимой поэтессе Лесе Украинке я сочиняю восторженные стихи на украинском языке:
« Я йду назустріч сонцю,
все навкруг поломеніє,
 і така ж, як промінь, чиста,
 золота у серці мрія.
 Хочу я, щоб в серці кожнім
промінь сонця запалав.
 Все тоді людина зможе,
 всі запони подола!».
Эти стихи так и остались в моей записной книжке, никто, никогда их не слышал.  Зато с  каким восторгом слушали и читали мы  стихи Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Булата Окуджавы! Какие песни пели!
   
   У Мити был красивый, сильный голос.  Мы вместе пели в студенческом хоре.  Разучили красивую песню о Киеве. Митя был солистом, а мы пели припев: «Ой, Дніпро, Дніпро – крил орлиних змах! Київ мій, славний у віках».
 В марте мне исполнилось  18 лет, и я пригласила свою группу на день рождения. Тётя испекла большой торт «наполеон». Пришли мои друзья и, конечно, Митя.  Они подарили мне  настольную лампу с зелёным стеклянным абажуром на высокой ножке. Света сказала мне шепотом, что лампу выбирал и покупал Митя на деньги, собранные в складчину.  Под этой лампой я выполняла сложные задания по черчению. И потом много лет эта лампа верно нам служила.

  Моей лучшей подругой теперь была Галя Панькова. Она была старше меня на два года, очень красивая, самостоятельная. Я относилась к ней, как к старшей сестре, во всём считалась с её мнением. Мы с Галей дружили много лет и после окончания института. В день моего рождения мы с утра вместе покупали продукты.  Она помогала делать бутерброды. Не помню, что мы ели, но зато мы пели, танцевали,  и было весело.   

    На третьем курсе Лёва перевёлся в политехнический институт. А к нам перевёлся из института связи Игорь. Его называли по-одесски Гариком . Он и был настоящим одесситом – весёлым, общительным, всегда в центре внимания, всегда готовым рассказать анекдот или совершить какой-нибудь необычный поступок. В колхозе мы познакомились и начали встречаться.   Оказалось, что у нас много общего – воспитание, взгляды на жизнь. В то же время,  вкусы у нас были совершенно разные. Но было притяжение  душ.

   Когда тёти Анюты не было дома, он легко впрыгивал в нашу комнату на первом этаже  через открытое  окно. Это  чтобы не обходить через парадную, звонить, а потом ещё идти через огромный, тёмный общий коридор. В  этой квартире жили ещё две семьи, но брат тёти Анюты ухитрился за счёт общего коридора соорудить отдельную кухню и  туалет.  В маленькой кухоньке, где невозможно было повернуться, мы стояли в обнимку и целовались. 
Все свободные вечера мы проводили вместе, гуляли по одесским улицам в любую погоду, не замечая ни луж под ногами, ни ветра, ни дождя.  На прощанье целовались в моём подъезде.