217 Вахтенный журнал корабля 08 апреля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

217. Вахтенный журнал корабля. 08 апреля 1973 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск, воскресенье 08 апреля 1973 года, дневная температура: мин.: минус  0.2°C, средняя: плюс 3.6°C тепла, макс.: плюс 8.4°C тепла, 0.8 мм осадков, временами накрапывала капель с неба.

На любом боевом корабле или гражданском судне положено вести вахтенный журнал. Вахтенный журнал (корабельный или судовой) - это основной официальный документ, ведущийся на всех кораблях и судах с момента вступления их в строй и до исключения из состава флота. В вахтенный журнал записываются в хронологической последовательности все основные события, связанные с жизнью корабля: данные о состоянии, плавании и стоянке корабля, об изменениях в личном составе, учениях, расходовании запасов, моменты объявления тревог, пеленги и дистанции обнаружения противника (в мирное время кораблей и судов), о применении оружия и т.п. В вахтенном журнале делаются также записи навигационного характера: курсы и скорости корабля, начало и конец маневрирования при выполнении кораблём боевых задач, результаты определения места корабля в море и метеонаблюдений, время включения и выключения огней, режим работы энергетической установки, сведения о погоде. Вахтенный журнал имеет силу юридического документа, ведётся вахтенным офицером, а при стоянке на якоре — дежурным по кораблю. По истечении года вахтенный журнал сдаётся в архив, где хранится вечно. Вахтенные журналы ведутся также на торговых и других судах (Военная энциклопедия).

24 октября 1971 года заместитель Главнокомандующего Военно-Морским Флотом СССР утвердил Правила ведения навигационно-вахтенного журнала на кораблях ВМФ. Согласно Правилам навигационно-вахтенный журнал корабля ведётся непрерывно с момента съёмки корабля с якоря (бочки, швартовов) и до момента его постановки на якорь (бочку, швартовы) параллельно с навигационной прокладкой на картах. Журнал должен вестись и на стоянке корабля, если на нём несётся вахтенная служба. Навигационно-вахтенный журнал является официальным документом; он должен быть пронумерован, прошнурован, скреплён печатью и подписью штурмана. Журнал хранится наравне со служебными или секретными документами.

Я так подробно рассказываю о навигационно-вахтенном журнале, потому что сам его оформлял и читал эти Правила. Только я ни разу не вёл этот журнал, не записывал в него ни строчки и ни разу не читал и не смотрел его, потому что наш штурман, командир БЧ-1 БПК "Свирепый" старший лейтенант Г.Ф. Печкуров очень ревностно относился к этому документу, тщательно сам его проверял, передавал из рук в руки вахтенному офицеру и очень строго требовал обеспечивать полную секретность пользования и хранения этого журнала. Командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров тоже очень строго относился к ведению навигационно-вахтенного журнала, иногда читал его как увлекательную книгу и никому, кроме вахтенного офицера не позволял вносить в него какие-либо записи.

Заполненный журнал скреплялся подписью командира корабля и должен был хранится на корабле или в соединении флота, куда наш корабль входил (128-я БРК 12-й ДиРК ДКБФ), в течение года, после чего навигационно-вахтенный журнал сдается в архив. Во время войны заполненные журналы сдаются в архив при первой возможности. В начале ведения первого в году журнала в текст записывается дата вступления корабля в кампанию, название соединения, воинское звание, фамилия, имя, отчество командира соединения и командира корабля. Записи в журнале производятся шариковой ручкой чёрного или синего цвета чётко, разборчиво и аккуратно. Подскабливать и стирать написанное, вписывать между строк и вне их или оставлять в журнале места для последующих записей категорически запрещается.

Кстати, это правило (запрет на исправления и помарки в тексте) распространялось на все виды и формы официальных журналов и документов. Командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Е.П. Назаров сам не терпел помарок, хотя в черновиках его документов была масса исправлений, и требовал от всех офицеров и мичманов строго, аккуратного и точного изложения своих отчётов, докладов, рапортов, объяснений, записей и т.д. Особенно Евгению Петровичу нравился красивый каллиграфический почерк, да ещё, если текст написан не шариковой, а обычной перьевой ручкой ("с наклоном и завитушками"). Давно известна истина: "Что не имеем, то и ценим"...

Записи каждого нового выхода или похода корабля в море начинаются с новой страницы навигационно-вахтенного журнала. Страницы журнала ведут без пропуска строк, не согласовывая построчной записи моментов правой страницы с моментами левой страницы. По заполнении одной из страниц записи продолжаются на следующих страницах. Незаполненная часть страницы перечеркивается знаком "Z". Первого января каждого года с 00:00, а также при первом выходе в текущем году записи начинаются в новом журнале. На походе первой записью в новом журнале делается последняя запись обеих страниц предыдущего журнала.

Исправление неверно написанного делается следующим образом: ошибочно записанное перечеркивается тонкой чертой и заключается в скобки, у конечной скобки ставится цифровой сносочный знак. В конце страницы ставится тот же сносочный знак, пишется верный текст или надпись: "Записано ошибочно"; страницу подписывает лицо, ведущее журнал. Записи должны быть краткими, но достаточно полными для восстановления всех обстоятельств плавания только по журналу. Перечень сведений, вносимых в журнал, определяется спецификой соединения боевых кораблей. В журнал записываются все основные события, касающиеся деятельности и плавания корабля. В случаях, не предусмотренных настоящими правилами, объём и содержание записей определяются лицами, ведущими журнал.

Общепринятые в кораблевождении слова, термины и условные обозначения записываются в соответствии с ПШС N 27 и Правилами оформления боевых документов. Географические названия мест, пунктов и объектов должны соответствовать принятым на картах. В случае навигационной аварии на корабле навигационно-вахтенный журнал вместе с картой навигационной прокладки, курсограммой и эхограммой опечатываются командиром корабля и хранятся для предъявления их при разборе аварии. Все навигационные подробности аварии, дальнейшие записи и навигационная прокладка ведутся в новом журнале и на новой карте. Контроль за правильностью ведения журнала осуществляют командир корабля и флагманский (дивизионный) штурман.

На титульном листе журнала записываются его номер, название корабля (номер войсковой части), даты начала и окончания ведения журнала. Справочные таблицы заполняются в хронологическом порядке по результатам последних определений соответствующих параметров. Таблица углов дрейфа заполняется по мере накопления данных в процессе плавания. На левой странице журнала записываются следующие данные:

Время - счёт времени начинается с полуночи и ведется от 00:00 до 24:00 ч. Моменты наблюдений записываются по корабельным часам с точностью до одной минуты при скорости хода менее 12 уз, до полуминуты при скорости от 12 до 24 уз и до десятой доли минуты при скорости более 24 уз.

Компасные курсы - в заголовке графы дробью записываются сокращенные названия компасов, основного и дублирующего. Показания компасов записываются в момент начала движения корабля на данном курсе. Начало поворота обозначается буквой П (право) или Л (лево) на момент начала поворота.

Курс - записывается "пер." (переменный) при частых изменениях курса (при подходе к причалу или отходе от причала, при съёмке с якоря или постановке на якорь и т.п.) или при маневрировании с ведением журнала маневренных карточек.

Поправки компасов - записываются со своими знаками (плюс-минус) при каждой записи курсов и при изменении поправок. Поправки магнитного компаса, когда он является дублирующим, записываются по сличению с гирокомпасом.

Поправки на дрейф или течение - записываются со своими знаками в начале учета, при изменениях курса и скорости корабля, а также при изменении ветра или течения. При совместном учёте дрейфа и течения указывается суммарная поправка. В этом случае величины углов дрейфа (а) и сноса течением (Р) с их знаками записываются в графу "Примечание".

Путь - записывается направление фактического перемещения корабля относительно дна (истинный курс, исправленный поправками на дрейф и течение). При отсутствии поправок на дрейф и течение в этой графе пишется истинный курс.

Число оборотов движителей (гребных винтов) - записывается на момент дачи команды на машинный телеграф. Угол разворота лопастей гребных винтов записывается в графу "Примечание".

Скорость и режим движения - записываются дробью: в числителе - скорость, в знаменателе - режим движения. Скорость (в узлах) записывается с точностью до 0,1 уз в момент начала движения и при ее изменении. Скорость и число оборотов движителей записываются "пер." (переменно) при частых изменениях скорости, числа оборотов и при маневрировании с ведением журнала маневренных карточек. Режим движения записывается сокращенно: В - движение в водоизмещающем режиме, НВ - движение в неводоизмещающем режиме (на воздушной подушке, подводных крыльях).

Поправка лага - записывается со своим знаком при включении лага и изменении скорости корабля. Отсчёты лага - записываются с точностью до 0,1 мили при включении и выключении лага, изменении курса и скорости, в начале и конце учета дрейфа и течения, а также в 0, 4, 8, 12, 16 и 20 ч.

Пройденное расстояние - снимается с карты по линии пути и записывается в строке, соответствующей началу следования по данному пути. При маневрировании записывается пройденное расстояние по счетчику пройденного расстояния лага или рассчитанное по скорости и времени маневрирования. В конце похода производят итоговую запись о пройденном расстоянии и времени плавания, в том числе пройденное расстояние и время плавания на различных режимах.

Примечание. В графу "Примечание" вносятся данные, не вошедшие в предыдущие графы левой страницы и имеющие значение для счисления.

На правой странице журнала записываются события фактического плавания, боевой деятельности корабля и внутри корабельной жизни. Записи правой страницы:

Заголовок страницы. В начале похода в верхней строке заголовка страницы указывается название пункта выхода, в нижней строке - число, месяц и день недели. На последующих страницах в верхней строке пишется название района плавания (соответственно заголовку карты), в нижней - число, месяц и день недели.

Съёмка с якоря (бочки, швартовов). Записывается время объявления аврала для съёмки корабля, название гавани, причала или координаты места, осадка (углубление штевней) корабля, номер карты и год её печати, гидрометеорологические условия, данные о включении размагничивающего устройства (РУ), по какому компасу и с какого поста производится управление рулём, поправка гирокомпаса (если она определена до съемки корабля), способ ведения прокладки (вручную, автопрокладчиком).

Номер карты. Записывается с указанием года её печати при съёмке корабля с якоря (бочки, швартовов) и при переходе на другую карту. Переход на другую карту осуществляется по пеленгу и расстоянию с карты при плавании вблизи берегов и по координатам при плавании в открытом море.

Гидрометеорологические условия. Направление и скорость ветра, волнение, видимость и облачность записываются при съёмке с якоря (бочки, швартовов) и постановке корабля на них; в 0, 4, 8, 12, 16 и 20 ч на ходу корабля; при резком изменении ветра, волнения и видимости (уменьшение до 2 миль и увеличение более чем на 2 мили). Данные о ветре силой 11 м/с и более и волнение в 5 баллов и более записываются каждый час.

Размагничивающее устройство (РУ). Записывают следующие сведения: о включении РУ при съёмке корабля с якоря (бочки, швартовов) с указанием способа управления, номера зоны, установленных, сил токов в обмотках, поправки на магнитное склонение; об установке РУ на новую широтную зону; при изменении магнитного склонения; о выключении РУ с выходом на большие глубины или с возвращением в базу.

Использование автопрокладчика. Сведения об использовании автопрокладчика записываются при ведении автоматической прокладки:
- в начале прокладки (время, отсчёт лага, номер и масштаб карты, координаты точки, в которую установлен автопрокладчик);
- при исправлении показаний автопрокладчика на основании определений места корабля (время, отсчёт лага, координаты точки, в которую переставлен автопрокладчик, полученная невязка);
- в конце прокладки (время, отсчёт лага, координаты места).
При выполнении прокладки на листе бумаги или специальном планшете в начале и конце прокладки указываются время, отсчёт лага и координаты места.

Координаты места. Записываются при съёмке с якоря (бочки) и постановке на якорь (бочку); выходе на берег; в 0, 4, 8, 12, 16, 20 ч; в начале и конце лежания в дрейфе; при переходе на другую карту во время плавания в открытом море; в начале и конце ведения автоматической прокладки; при обнаружении плавающих мин и других предметов, представляющих опасность для мореплавания; при авариях и аварийных происшествиях; при использовании оружия; при утверждении счислимого места командиром корабля; в случаях по усмотрению командира корабля. Обсервованные координаты записываются при определении места астрономическими способами или с помощью радионавигационных и других систем.

Определение места корабля. При определении места записываются: время, отсчёт лага, название ориентиров (светил), измеренные навигационные параметры, поправки для их исправления, обсервованные координаты, полученная невязка, радиальная средняя квадратическая погрешность обсервации. Направление и величина невязки записываются сокращённо, например: С = 236° - 0,4 мили. Направление невязки считается от счислимого места к обсервованному. При отсутствии невязки делается запись С - О.

Плавание в составе соединения. Записываются строй, количество кораблей в строю, уравнитель и место корабля в строю, время начала и окончания плавания в составе соединения.
Маневрирование. При маневрировании корабля для решения тактических задач записываются цель, начало и конец маневрирования. При ведении журнала маневренных карточек время и координаты начала и окончания маневрирования должны соответствовать времени и координатам, указанным в навигационно-вахтенном журнале.

Сигналы и приказания. Записываются с указанием времени получения и содержания приказания назначения сигнала.

Боевые действия корабля. Записываются: характер боевых действий, время их начала и окончания, моменты объявления тревог, подъёма и спуска сигналов; пеленги и дистанции до обнаруженного противника, начало и конец использования оружия, количество израсходованного боеприпаса; повреждения и меры, принятые для их ликвидации; потери личного состава.

Плавание в условиях повседневной деятельности и боевой подготовки. Записываются следующие обстоятельства плавания и боевой подготовки корабля:
- приготовление корабля к плаванию в узкости, в малую видимость, шторм, в ледовых условиях;
- наблюдения, характеризующие безопасность плавания, начало и окончание подачи туманных сигналов согласно МППСС-72, изд. 1982 г.;
- определения места, производимые командиром корабля или флагманским (дивизионным) штурманом;
- включение и выключение навигационных РЛС, средств радиопротиводействия аппаратуры опознавания, гидроакустических средств;
- время и дистанции обнаружения встречных кораблей и судов, принятое решение на расхождение с ними;
- включение и выключение ходовых и якорных огней;
- запуск и остановка главных движителей;
- начало и конец мероприятий боевой подготовки, корабельных учений, тренировок, время входа и выхода из полигона боевой подготовки, выполнение боевых упражнений и их результаты;
- аварии и случаи нарушений в обеспечении живучести, а также нарушений в содержании боезапаса с указанием характера нарушения и принятых мер для их устранения;
- происшествия, несчастные случаи с личным составом с указанием обстоятельств и принятых мер;
- пополнение запасов, приём и высадка личного состава, подъем и спуск сигналов, флагов и брейд-вымпелов начальников.

Повседневная жизнь, работа, учения. Записываются мероприятия повседневной жизни личного состава, предусмотренные распорядком дня, проводимые учения и тренировки с указанием характера, времени начала и окончания их.

Неисправность оружия и технических средств. Неисправности оружия и технических средств, обеспечивающих безопасность плавания и боевую деятельность корабля, записываются с указанием времени и характера неисправности, принятых мер по их устранению и времени ввода оружия и технических средств в действие.

Запись в конце вахты. В конце каждой вахты на корабле записываются: счислимые или обсервованные координаты места; строй и место корабля в строю; номера действующих дизелей, агрегатов; во время качки наибольший ее размах; гидрометеорологические условия.

Постановка на якорь (швартовы). Записываются время постановки, название рейда (гавани), какой отдан якорь, глубина моря, количество вытравленной якорной цепи, характер грунта, положение РУ, пеленги и расстояния до ориентиров или координаты якорной стоянки, гидрометеорологические условия.

Листы учёта плавания офицеров штаба и плавания корабля заполняются в соответствии с наименованием граф. Лист учёта плавания корабля заполняется ежемесячно и по окончании журнала подписывается командиром корабля. Примечание. Образцы записей и примеры ведения журнала приведены в Правилах ведения навигационного журнала на кораблях ВМФ, изд. ГУНиО МО 1970 г.

Естественно и несомненно, все данные, вносимые по Правилам в навигационно-вахтенный журнал боевого корабля являются не просто секретными, а сверх секретными, так как точно, полностью, документально, то есть юридически доказательно подтверждают фактические, реальные и действительные события, деяния и бездействие боевого корабля, его командования и экипажа, в том числе совершённые подвиги или ошибки, проступки и преступления. Вот почему вахтенные журналы боевых кораблей хранятся в государственных архивах за семью печатями и никогда не опубликовываются полностью. И это правильно...

Только однажды ранней весной 1973 года мне довелось почитать некоторые записи из вахтенного журнала крейсера 1-го ранга "Варяг", внесённые 26-27 января/8-9 февраля 1904 года во время знаменитой последней героической битвы боевых кораблей русского военно-морского флота с японской эскадрой при Чемульпо (Инчхон, Корея). Бой у Чемульпо - это морское сражение в самом начале Русско-японской войны. В те дни русский крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» под общим командованием капитана 1-го ранга Всеволода Руднева вступили в бой с японской эскадрой под общим командованием контр-адмирала Сотокити Уриу. Два броненосных и сетыре бронепалубных японских крейсера, а также 8 японских миноносцев, успешно высадили десант и заблокировали русские корабли в порту Чемульпо. Чтобы вырваться из блокады, русские корабли вынуждены были выйти на внешний рейд и принять неравный бой. Крейсер «Варяг» получил сильные повреждения и вышел из боя, вместе с «Корейцем» вернулся в порт. Здесь русские корабли были затоплены, а их команды перешли на суда нейтральных стран. Как это было? Об этом свидетельствует вахтенный журнал крейсера "Варяг"...

Вахтенный журнал крейсера 1-го ранга «Варяг».
(РГА ВМФ Ф. 875, Оп.1, Д. 30585)

Правая страница вахтенного журнала в то время (1904-1905 гг.) поделена на две неравные части: в левой части записываются события по графам, в правой части - "замечания и выдающиеся распоряжения Командира ". Текст записей в редакции оригинала - автор.

Стр.89.
Чемульпо, того же 26 января/8 февраля 1904 г. на якоре на рейде Чемульпо под вымпелом по полуночи (после 00:00 - автор). Случаи:

12 ч. Суда на рейде: те же, кроме «Acyoda».
1 ч 30 м Будили команду на чай.
1 ч 45 м Ушел водяной бот
2 ч Занятия материальной артиллерии. Стрельба дробинками. Прикладка.
3 ч 30 м с «Корейца» (ОНТ ГХ). Подняли (Д).
3 ч 45 м «Кореец» снялся с якоря и ушел в море.
Спустили брейд-вымпел старшего на рейде.
Пары в котла №№ 16, 17 и 18.
Лейтенант Зарубаев
4 ч 10 м С «Корейца» (IОЮ) (ЕУЧ) (ППСЧ).
4 ч 20 м Показались с моря японские военные суда.
4 ч 20 м Подняли сигнал (ПНТ).
«Кореец» пришел на рейд. Проходя мимо крейсера командир «Корейца» передал словесно, что был атакован тремя японскими миноносцами, которые выпустили 3 мины, мины в лодку не попали.
4 ч 40 м «Кореец» стал на якорь.
5 ч Японские военные суда в составе 3-х транспортов, 3-х крейсеров, 4-х миноносцев стали на якорь на рейде.
6 ч Подняли паровой катер № 1.
6 ч 10 м Вино. Ужин.
7 ч 30 м Молитва. Койки.
7 ч 30 м Пары в котлах №№ 16, 17 и 18.
Мичман Черниловский-Сокол
 
Стр. 90
Чемульпо, того же 26 января/8 февраля 1904 г. на якоре на рейде Чемульпо под вымпелом по полуночи (после 00:00 - автор). Случаи:

8 ч Прекратили огонь на камбузе.
С японских транспортов начали свозить десант
Пары в котлах №№ 16, 17 и 18.
8 ч. Приготовили шланги, задраили непроницаемые двери и горловины, достали снаряды и патроны из погребов.
Лейтенант Берлинг

Стр. 91
Чемульпо, вторник 27 января/9 февраля 1904 г. На якоре на рейде Чемульпо под вымпелом по полуночи (после 00:00 - автор). Случаи:

1 ч 10 м Японский миноносец снялся с якоря и ушел в море
3 ч 30 м Развели огонь на камбузе.
Пары в котлах №№ 16, 17 и 18
Мичман А. Шиллинг
5 ч Показался с моря японский миноносец
5 ч 50 м Два японских транспорта снялись с якоря и ушли в море.
6 ч Будили команду.
6 ч 30 м Молитва. Завтрак.
6 ч 37 м Японский крейсер и 2 миноносца снялись с якоря.
7 ч Все японские суда снялись с якоря и направились в море.
Утренняя приборка. Чистили медь.
Пары в котлах №№ 16, 17 и 18.
Мичман Гр. Нирод.
8 ч. Прибыл командир французского крейсера «Pascal»
8 ч. 30 м. Командир наш и французский отправились на «Talbot» (английский крейсер - автор)
9 ч. 30 м. Начали разводить пары во всех котлах и приготовлялись к выходу с рейда и к бою.
В 10 ч. Командир (капитан 1 ранга В. Руднева - автор) вернулся с «Talbota» на котором в 9 ч. 30 м. им было получено письмо от японского адмирала Уриу с просьбой покинуть рейд с вверенными ему судами до 12 ч. дня в противном случае адмирал обещал придти на рейд с своей эскадрой в 4 ч. дня дать нам сраженье; он извещал что неприязненные действия начались.
В 10 ч. 15 м. Командир собрал офицеров в кают-компании, объявил им о начале военных действий и каждому

Стр. 92.
Чемульпо, вторник 27 января/9 февраля 1904 г. На якоре на рейде Чемульпо под вымпелом по полуночи (после 00:00 - автор). Случаи:

дал соответствующие инструкции. Офицеры единогласно приняли решение в случае неудачи взорваться и ни в каком случае не отдавать крейсера в руки неприятеля. Впоследствии приготовили в минном погребе запальный патрон с шнуром Бихсфорда. Производство взрыва было поручено Командиром мичману Черниловскому-Сокол. Решение идти на прорыв и принять бой вне рейда считалось удобнее: 1) узкий рейд не давал возможности маневрировать 2) исполняя просьбу японского адмирала имелась слабая надежда что японцы выпустят с рейда и из шхер и дадут сражение в море что было предпочтительнее так как в шхерах приходилось идти определенными курсами и следовательно нельзя было бы использовать все средства нападения и защиты.
10. 40. Вино и обед
11 ч. Команда и музыканты собрана на шканцы причем командир сказал им приблизительно следующее: «Сегодня получил письмо от японского адмирала о начале военных действий и предложение оставить рейд до полдня. Безусловно мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой как бы она сильна не была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни крейсер, ни самих себя сражаясь до последней возможности и капли крови. Исполняйте ваши обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать. Помолимся богу перед походом и с твердой уверенностью на милосердие божье пойдем смело в бой

Стр.93.
Того же 27 января/9февраля 1904 г. на ходу под парами в шхерах Чемульпо под вымпелом с полуночи (после 00:00 - автор). Случаи:

за Веру, Царя и Отечество. Ура!»
Музыка играла несколько раз гимн.
11 ч. 10 м. Все наверх с якоря сниматься
11 ч. 20 м. Крейсер снят с якоря и направился мимо английского и итальянского крейсеров к выходу с рейда имея лодку «Кореец» в кильватер в расстоянии около 1 кабельтова. На английском и итальянском крейсерах команды и караулы наверху провожали криками «ура». На итальянском крейсере играли наш гимн.
11 ч. 25 м. Пробили боевую тревогу.
Японская эскадра в числе 6-ти (шести) крейсеров и 8-ми миноносцев была расположена в строе пеленга от острова «Richy» к северному проходу прикрывая оба выхода в море. Миноносцы держались за крейсерами. По сведениям с иностранных судов состав японской эскадры следующий: крейсера «Asama», «Naniva», «Takashiho», «Chiyoda», «Akashi» и «Niitaka».
В 11 ч. 45 м. Раздался первый выстрел с крейсера «Asama» из 8” орудия вслед за которым вся японская эскадра открыла огонь.
11 ч. 47 м. Начали пристрелку и затем открыли огонь по неприятелю правым бортом бронебойными снарядами.
Одним из первых снарядов японцев попавших в крейсер разрушило правое крыло переднего мостика, произвел пожар в штурманской рубке и перебилфок-ванты причем был убит младший штурман определявший расстояние Мичман граф Алексей Нирод и убиты или ранены все дальномерщики станции № 1. После этого выстрела снаряды начали попадать в крейсер чаще, причем недолетавшие снаряды разрывались

Стр. 94.
Того же 27 января/9февраля 1904 г. на ходу под парами в шхерах Чемульпо под вымпелом с полуночи (после 00:00 - автор). Случаи:

при ударе об воду и осыпали осколками и разрушали надстройки и шлюпки.
Последующими выстрелами было подбито 6” орудие № 3 причем вся прислуга орудия и подачи убита или ранена, одновременно тяжело ранен плутонговый командир Мичман Губонин продолжавший командовать плутонгом и отказавшийся идти на перевязку пока не упал. Непрерывно следовавшими снарядами был произведен пожар на шканцах, который был потушен стараниями ревизора Мичмана Черниловского-Сокол, у которого осколками было изорвано бывшее на нем платье; пожар был очень серьезен, так как горели патроны с бездымным порохом, палуба и вельбот № 1. Возгорание произошло от снаряда, разорвавшегося на палубе при этом подбиты: 6” орудия №№ VIII и № IX и 75mm орудие № 21, 47mm орудия №№ 27 и 28. Другими снарядами почти снесен боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция № 2, подбиты орудия №№ 31 и 32 а также произведен пожар в рундуках жилой палубы, вскоре потушенный.

Стр.95.
Того же 27 января/9февраля 1904 г. на ходу под парами в шхерах Чемульпо под вымпелом с полуночи (после 00:00 - автор). Случаи:

12 ч. 5 м. Пройдя траверз острова «Yo-dol-mi» была перебита на крейсере труба в которой проходили рулевые приводы, одновременно с этим осколками другого снаряда разорвавшегося у фок-мачты и залетевшими в броневую рубку через проход были: контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие около него по обеим сторонам штаб-горнист и барабанщик, ранен тяжело в спину стоявший на штурвале рулевой старшина Снигирев и легко ранен в руку ординарец командира квартирмейстер Чибисов. Управление крейсером было перенесено в румпельное отделение. При громе выстрелов отдаваемые в румпельное отделение приказания были плохо слышны почему все последующее время приходилось исправлять курс крейсера машинами. Крейсер плохо слушался будучи кроме того на сильном течении.
В 12 ч. 15 м. Желая на время выйти из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить возникавшие в разных местах пожары начали поворачивать вправо машинами, так как крейсер плохо слушался руля. В виду близости острова «Yo-dol-mi» дали полный задний ход.
Крейсер поставило в невыгодное положение относительно острова в то время когда был перебит рулевой привод при положении «лево руля» около 15-20о.
Расстояния до неприятеля уменьшилось до 28-30 кабельтовых, огонь его усилился и попадания увеличилось.
Приблизительно в это время снаряд большого калибра пробил левый борт под водою; в огромное отверстие хлынула вода и 3-е кочегарное отделение стало

Стр. 96.
Того же 27 января/9февраля 1904 г. на ходу под парами на рейде Чемульпо под вымпелом с полудня (после 12:00 - автор). Случаи:
 
быстро заполняться водой уровень которой подходил к топкам. Были задраены угольные ямы которые наполнились водой. Старший офицер со старшим боцманом подвели пластырь, вода все время выкачивалась, уровень стал понижаться но тем не менее крейсер продолжал крениться на левый борт.
Снарядом прошедшим через офицерские (каюты) которые были разрушены, пробита палуба и зажжена мука в провизионном отделении. Вслед за этим пробиты коечные сетки на шкафуте под лазаретом причем осколки попали в лазарет; койки в сетках загорелись, пожар быстро прекращен. Серьезные повреждения  заставили выйти из сферы огня на более продолжительное время почему и пошли полным ходом на рейд продолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями.
В продолжении боя одним из выстрелов 6” орудия № XII был разрушен кормовой мостик крейсера «Asama» и произведен на нем пожар, причем «Asama» временно прекратил огонь. Кормовая башня его по-видимому была повреждена, так как до конца боя больше не действовала.
12 ч. 40 м. При подходе крейсера к якорному месту и когда огонь японцев становился опасен для иностранных судов стоявших на рейде они его прекратили и преследовавшие нас два крейсера вернулись к эскадре оставшейся за островом «Yo-dol-mi».
12 ч. 45 м. Расстояние до японцев настолько увеличилось что продолжать огонь нам было бы бесполезно почему он и был нами прекращен.
В 1 ч. 15 м. Подойдя к своему бывшему якорному месту отдали

Стр.97.
Того же 27 января/9февраля 1904 г. на якоре рейда Чемульпо под вымпелом с полудня. Случаи:
 
левый якорь на траверзе крейсера «Talbot» в расстоянии от него около 1; - 2 кабельтовых. Тотчас подвели второй пластырь и приступили к исправлению повреждений и развели оставшуюся часть команды по орудиям в ожидании возможного нападения неприятеля в 4 ч. дня на рейде.
По осмотре крейсера кроме перечисленных повреждений оказались еще следующие:
1) Все 47mm орудия негодны к стрельбе.
2) Еще 5 орудий 6” калибра получили различные серьезные повреждения
3) Семь 75mm орудий повреждены в накатниках и компрессорах.
4) Разрушено верхнее колено 3ей дымовой трубы
5) Обращены в решето все вентиляторы и шлюпки.
6) Верхняя палуба пробита во многих местах
7) Разрушено командирское помещение
8) Поврежден фор-марс
9) Найдено еще 4 подводных пробоины а также много других повреждений.
В течение часового боя выпущено снарядов: 6” – 425, 75mm – 470, 47mm – 210. Всего 1105.
По постановке на якорь иностранные суда несмотря на свою готовность к уходу прислали немедленно шлюпки с санитарами и врачами
1 ч. 35 м. Командир (капитан 1 ранга В. Руднев - автор) на французском катере отправился на английский крейсер «Talbot» где заявил что намерен уничтожить крейсер за полной его непригодностью. Он получил согласие на перевоз команды на английский крейсер.
В 1 ч. 50 м. Командир вернулся на крейсер где сообщил офицерам о своем намерении причем последние его одобрили.

Стр.98.
Того же 27 января/9февраля 1904 г. на якоре рейда Чемульпо под вымпелом с полудня. Случаи:
 
В то же время (1 ч. 50 м. - автор) к крейсеру подошли шлюпки с французского, английского и итальянского крейсеров. начали сажать на шлюпки раненых а затем и остальную команду и офицеров.
В 3 ч. 30 м. Вся команда покинула крейсер. Старший и трюмный механики с хозяевами отсеков открыли клапана и кингстоны и тоже покинули крейсер. Пришлось остановиться на потоплении крейсера вследствии просбы иностранных командиров не взрывать судна чтобы не подвергнуть опасности их корабли на узком рейде, а также и потому что крейсер погружался все больше и больше.
В 3 ч. 50 м. Командир со старшим боцманом удостоверившись еще раз что все люди покинули крейсер, отвалили от него на французском катере который ожидал их у трапа.
Крейсер «Варяг» постепенно наполнялся водой и продолжал крениться на левый борт. Кормовая часть его была вся в огне.
В 6 ч. 10 м. Крейсер «Варяг» погрузился в воду легши совсем на левый борт.
 
Список убитых в бою при Чемульпо.
1) Мичман Граф Алексей Михайлович Нирод.
2) Квартирмейстер Иван Костин
3) Комендор Дмитрий Шарапов
4) Матрос 2ой ст. Михаил Кабанов
5) Матрос 2ой ст. Федор Эдревиц
6) Штаб-горнист Николай Нагле
7) Барабанщик Донат Коренев
8) Комендор Григорий Поснов.

Стр.99.
9) Подручный комендора Матвей Дерябин
10) Матрос Михаил Журавлев
11) Машинист 1ой ст. Иван Гребенщиков
На шкафуте.
12) Комендор Даниил Кочубей
13) Комендор Степан Капралов
14) Матрос 2ой ст. Карл Спруге
15 Матрос 2ой ст. Иван Родионов
На шканцах
16) Комендор Мартемьян Островский
17) Комендор Андрей Трофимов
18) Комендор Петр Мухачев
19) Марсовой Федор Хохлов
20) Подручный комендора Роман Балабанов
21) Матрос 1ой ст. Клементий Кузнецов
22) Матрос 1ой ст. Илья Ковалев
23) Матрос 1ой ст. Кирилл Иванов
Фор-марс
24) Марсовой 1ой ст. Архип Шавлев
Грот-марс
25) Матрос 1ой ст. Ефим Грибов
26) Матрос 1ой ст. Михаил Авраменко
27) Матрос 2ой ст. Кирилл Зрелов
28) Матрос 2ой ст. Дмитрий Артасов
Передний мостик
29) Минно-артиллерийский содержатель Николай (Миронов) Мальцев
30) Писарь 1ой ст. Василий Оськин
31) Сигнальщик Гавриил Миронов
Зачеркнуты и поставлены в скобки Миронов не числить а считать верным «Мальцев»
Лейтенант Беренс

Стр.100.
Тяжело раненные:
Бак
1) Мичман Петр Губонин
2) Квартирмейстер Иннокентий Рыжков
3) Комендор Сидор Мудрых
4) Старший марсовой Даниил Зезюлин
5) квартирмейстер Михаил Степанов
6) Писарь Михаил Миронов
7) Водолаз Акакий Иванов
8) Матрос 1ой статьи Василий Кузьмичев
9) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Дмитрий Федоров
10) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Николай Попов
11) “–“ “–“ “–“ 2ой ст. Иван Шутов
12) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Петр Тимощук
13) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Иван Разенков
14 Комендор Тимофей Казаков
15) Кочегар 2ой ст. Максим Соушев
Шкафут
16) Барабанщик Иван Потеха
17) Матрос 2ой ст. Иван Курсик
Шканцы
18) Комендор Андрей Мачичин
19) Матрос 1ой ст. Макар Калинкин
20 “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Варфоломей Макаровский
21) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Григорий Шпортун
22) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Анисим Лесниченко
23) Кок Степан Прилепский
24) Машинист 1ой ст. Степан Селютин
25) Кочегар 1ой ст. Андрей Фирсов

Стр.101.
26) Квартирмейстер Василий Левин
27) комендор Григорий Боркун
Раненные менее серьезно.
1) Командир Капитан 1го ранга Всеволод Руднев
2) Мичман Александр Лабода
3) Мичман Василий Балк
Бак
4) Квартирмейстер Иван Чибисов
5) Рулевой квартирм. Григорий Снигирев
6) Подшхипер Андрей Шкетник
7) Квартирмейстер Дмитрий Юрченко
8) Старший комендор Прокопий Клименко
9) Комендор Филипп Захаров
10) Матрос 1ой ст. Иосиф Каин
11) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Иван Чебышев
12) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Андрей Викторов
13) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Павел Сенцов
14) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Григорий Ансон
15) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Вонифатий Личиков*
16) Матрос 2ой ст. Петр Дурицкий*
17) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Михаил Сергеев
18) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Кузьма Терехов*
19) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Николай Лисовой*
20) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Митрофан Глушенко*.
21) Плотник Леонтий Чинилов
22) Кочегар 2ой ст. Емельян Антонюк
23) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Федор Латкин

Стр.102.
Шкафут.
24) Комендор Василий Утцев
25) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Семен Катаев
26)Подручный комендора Андрей Павлов
27) Матрос 1ой ст. Андрей Исланкин*
28) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Федор Курбацкий
29) “–“ “–“ “–“ “–“ 2ой ст. Петр Курский
30) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Николай Баширин
31) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Максим Третьяков
32) Горнист Иван Ярославцев
33) Комендор Ефим Попов
Шканцы
34) Комендор Иван Романов
35) Подручный комендор Михаил Прокопович
36) Матрос 1ой ст. Петр Ильин
37) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Александр Рогулев*
38) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Мартын* Лауян*
39) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Сергей Павлов
40) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Матвей Семенов
41) Матрос 2ой ст. Игнатий Горемыка
42) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Филипп Сгибенко
43) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Иосиф Кощук
44) Парусник Роман Афанасьев
45) Машинист 1ой ст. Петр Артман
46) Машинист 2ой ст. Михаил Иванов
47) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Григорий Венедиктов
48) Кочегар 1ой ст. Петр Поляков
49) “–“ “–“ “–“ 2ой ст. Оскар Галан

Стр.103.
Фор-марс
50) Комендор Алексей Кудрявцев
51) Подручный комендора Егор Скоробогачиков
Ют
52) Матрос 2ой ст. Арсений Кочкин
Грот-марс
53) Марсовой Иван Агафонов
54) Матрос 1ой ст. Михаил Шестаков
Задний мостик
55) Рулевой Михаил Лобин
56) Сигнальщик Илья Казарцев
57) “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ “–“ Иван Медведев
В палубе
58) Кочегарный квартирмейстер 2ой ст. Федор Терешенок

Стр. 104-105.
Старший штурман: Лейтенант Ев. Беренс
Мичман Балк
Мичман Эйлер
Вахтенные начальники: Мичман А. Лобода
Мичман Черниловский-Сокол
Мичман А. Шиллинг
Лейтенант Зарубаев
Лейтенант Берлинг
Старший офицер: Капитан 2 ранга Степанов
Командир Капитан 1 р. Руднев

(Примеяания: Некоторые имена и фамилии плохо читаемые. Последняя запись (бой 27 января) сделана штурманом лейтенантом Е. Беренсом; начиная со слов «после этого выстрела снаряды начали попадать в крейсер чаще» и до конца журнал ведется фиолетовыми чернилами (до этого, как и положено, черными); левая страница вахтенного журнала, где записывают курсы, число оборотов винта, погоду, и пр., не заполнена; на стр. 99 упомянут марсовой Архип Шавлев, а настоящая фамилия была Щавлев).

Этот вахтенный журнал крейсера "Варяг" произвёл на меня сильное впечатление и я решил вести свой собственный вахтенный журнал, своей военно-морской службы, хотя нам, матросам и старшинам, категорически было приказано и запрещено вести какие-либо служебные записи дневникового характера. Ничего, кроме корабельного вахтенного журнала и других специальных учётных журналов, не должно было фиксировать события на военном корабле, чтобы никакие сведения не попали к врагам. Однако я ещё с июня 1970 года, когда впервые покинул родной родительский дом в городе Суворове и поехал в Севастополь поступать в приборостроительный институт, обещал маме и папе писать им подробные письма, а чтобы ничего не забыть и не перепутать, - записывать каждый день в подаренный мне ежедневник важные события. С этого дневника-ежедневника и начался мой "вахтенных журнал Александра Суворова"...

Фотоиллюстрация: Май 1905 года. Вахтенный журнал крейсера 1-го ранга "Аврора" с записями о Цусимском морском сражении 14-15 мая 1905 г. Экспонат выставки: "Мы скорбью платим Вам и восхищеньем…". 100-летию окончания русско-японской войны 1904-1905 гг.