Новогодние моменты в моей жизни

Авигайль Барс
Новый год был самый любимый праздник в моей семье. Этот день ждали и готовились к нему. Моя мамочка покупала большую ёлку, собирала родню, она очень вкусно готовила. Всегда было шумно и весело. В памяти навсегда останется запах ёлки- запах леса, снег и ожидание чуда. Я до сих пор помню новогодний праздник в первом классе. Мама мне сшила из марли платье снежинки, украшенное разными блёстками. Я крутилась перед зеркалом и повторяла движения танца для выступления. Под ёлкой всегда были для меня и моего младшего брата подарки. Наверно, почти тоже самое было в каждой советской семье. Когда мы с братом подросли, сами стали покупать и украшать ёлки. Мы жили в рабочем посёлке – знаменитом Красном Сормове –это город Горький. Так получилось, что в нашем классе я была единственная еврейка, и все мои подружки были русские девочки. С восьмого класса я стала встречать Новый год со своим классом. Конечно интереснее быть со сверстниками: танцевали и делились своими мечтами. Потом поступила в университет.На курсе всё окружение – русские девчата и ребята. Мама ужасно переживала: такой праздник: на всю ночь я в какой-то компании и ещё вино. Годы идут и надо думать о замужестве. Я не хотела знакомиться с еврейскими ребятами: орлиные носы, из ноздрей которых торчат чёрные волосы - нет это не для меня. С еврейскими девчонками тоже не хотела дружить: мне они казались зазнайками и воображалами.
 И вот очередной Новый год. Каждый год я заказывала в ателье новое платье. На этот раз новое платье было очень красивое- из красного бархата. Я решила праздник встречать с группой нашего курса. Но вдруг моя мама, такой мягкий человек, решительно воспротивилась. Мне не хотелось быть дома и начались каждодневные споры. Брат объявил, что его бывшая одноклассница пригласила на чисто еврейскую вечеринку Нового года. Мама стала просить Юру взять меня, но тот не хотел даже слышать об этом: наши интересы по жизни не совпадали, и мы никуда вместе не ходили. На этот раз мама была очень настойчива, она каждый день его пилила, что брат сдался и договорился о моём участии.
 Приехали мы на квартиру – там полно молодёжи. Я нарядная, в приподнятом настроении, с тайной надеждой познакомиться с хорошим еврейским мальчиком. Сдвинули несколько столов вместе, и получился один длинный стол, по обе стороны которого все уселись. Решили познакомиться: назвать имя и несколько слов о себе. Крайняя девочка:
- Меня зовут Фаня. Мой папа заведующий кафедры Водного института, а мама директор музыкальной школы.
- Меня зовут Алик. Мой папа заведующий отделения в больнице, а мама зубной врач.
- Меня зовут Феликс.Мой папа профессор, а мама ...
Это надо же было мне попасть в такую компанию. Что я скажу когда подойдёт моя очередь: мой папа фотограф, а мама-домохозяйка. Да легче сквозь землю провалиться. Что же мне делать. Может быть схватить пальто и удрать, деньги есть, взять такси и поехать домой. Я стала глазами искать вешалку. Вариант отметается – пальто были навешаны одно на другое в таком количестве, что и при большом старании не отыщешь своё, не то что схватить и бежать. Очередь подходит к моему брату, интересно, что он скажет.
- Друзья мои, ну что вам сказать о себе. Я поступил и учусь на радиофизическом факультете университета. Кто не знает – это самый трудный факультет в нашем городе.
-Я тоже учусь на этом факультете – откликнулся голос из угла.

Ну, братец – молодец! Недаром родители так им гордятся: наш второй Ленин- высшая похвала в те времена. Можно перевести дух и ровнее дышать. Когда доходит до меня очередь, я с очаровательной улыбкой сообщаю: учусь на третьем курсе мехмата в университете. Дальше опять пошли мамы и папы. Кроме меня и Юры, никто о себе не сообщил. Думаю, у таких родителей детки где-то хорошо пристроены. Потом было как у всех: салаты, шампанское, танцы и катание с горок во дворе. Но пережитый стресс оставил неприятный осадок в душе.
Каждый год треволнения: с кем буду встречать Новый год. Вот и на этот раз позвонил парень, с которым я познакомилась в ноябре. Сообщил, что не сможет приехать в Горький, т.к. хочет увидеться с родителями и летит в Крым. Не очень-то я и расстроилась. Какой- то он чудной и напоминает крокодила Гену из мультика. Уже договорилась с подружками встречать праздник, утром 31 декабря звонок от "крокодильчика": я в Горьком, еду к тебе. Вручает букет белых огромных хризантем –запах обалденный –целый меяц благоухали в моей комнате. В заснеженном Горьком такие цветы. Из Грозного до Горького самолётом несколько часов, позволил себе сделать такой сюрприз для меня. Он в Грозном работал по распределению после окончания мехмата Харьковского университета. Родители его жили в Крыму, а друг детства в Горьком. Так я встречала праздник в компании Сашиных друзей. Он оказался весёлый парень, танцевал, шутил. На следующий Новый год мы были в той же компании как муж и жена. Родились две девочки, и мы для них прятали под ёлочку подарки.
Жизнь мельтешит, как кадры киноленты. Так быстро 10 лет прошло: горечь, обиды, развод. Но я не одна: две дочери подрастают, и каждый раз на Новый год стараюсь сделать для них подарки. Уже старшей 13 лет, младшей –десять. Что вы хотите получить в этом году от Деда Мороза в подарок?
-Мама, мы уже большие и знаем, что это ты кладёшь под ёлочку подароки.
-Не правда. Я вам докажу, что Дед Мороз приносит. Вот видите сухие голые веточки. Я их поставлю в вазу и открою форточку. Дед Мороз влетит в форточку и заморозит веточки.
Девчонки долго не ложились спать и следили за мной. Когда они устали и уснули, я поставила на газ кастрюлю с водой и крупной солью. После варки веточки вынесла на балкон, на мороз. Вычитала такое в журнале "Знание – сила". Главное теперь встать раньше девочек, чтоб занести веточки. Какой восторг был при виде пушистых белых веточек. Они допрашивали меня как это могло быть, но я держалась стойко и уверяла, что сама не знаю и не видела, когда заморозились веточки. Не только детям, но и нам - взрослым хочется иногда жить в сказке и верить в чудеса.
В родном Сормове я родилась, и мои девочки родились там. Привыкла и любила этот загазованный район, но мне никогда не давали забыть, что я еврейка, хотя до открытой агрессии дело не доходило. А вот мою старшую дочь в школе мальчишки били. То ли другое время наступило, и антисемиты стали себя более отрыто проявлять. Последний год учёбы, и пришлось её переводить в другую школу. Младшая дочь совсем на еврейку не похожа – светленькая такая, но соседские ребята знали, что мы евреи и пригрозили её убить. Она со страхом входила в подъезд и бежала домой на восьмой этаж. В лифт боялась заходить. Летом девочки были в хабадском лагере под Москвой и после этого стали говорить об Израиле. Старшая хотела по программе "Натив" ехать одна. Я слышать не хотела ни о каком Израиле. Работаю инженером, большая красивая квартира, импортная мебель – ради чего куда-то ехать.
Чтоб не задавала себе такой вопрос, получила ситуацию: неожиданно начались сильные боли в животе. За несколько месяцев здоровье настолько ухудшилось, что не могла нагнуться застегнуть туфли. Не переваривалась еда, и я была совсем без сил. Врачи не могли поставить точный диагноз, я чувствовала, что умираю. Страх, что дочери останутся одни в России заставил решиться на отъезд в Израиль: будут среди евреев, не бросят их в беде. На чью-то помощь рассчитывать не могла – пришлось самой быстро действовать. С нами жил мой папа –пожилой и больной человек. Он стал плакать, что не может оставить свою родину, за которою он свою кровь проливал.
- Папа, оставайся здесь. В Горьком твой сын и внуки – ты не одинокий будешь.
-Нет, я все годы вместе с вами жил. Что я останусь один, ждать, когда сын навестит меня?
Только теперь я понимаю его, потому что сама оказалась одна, и ко мне приезжают только раз в году. Хорошо что пока есть силы ездить к детям и внукам. Такой последний Новый год в России был грустный, не хотелось даже телевизор смотреть. Только одно желание было: продержаться и успеть приехать в Израиль.
Вспоминаю наш первый Новый год в Израиле. Жили в Рамат-Гане. Как же без ёлочки? Когда стемнело, пошли в сквер, где росла высокая сосна и отломали веточку, поставили в хрустальную вазу. Для меня всегда важно было живое хвойное деревцо,а не пластмасса. Красивый стол со всякими деликатесами. Папа включил телевизор, и там передают: Говорит и показывает Москва. Куранты бьют 12 часов. Друг другу желаем удачи и здоровья, хорошей жизни в новой стране.
- Слушайте, что для нас теперь Москва?-говорю я. В Израиль через час только придёт Новый год.
-Не расстраивайся, встретили Новый год как в России, теперь как в Израиле. И папа стал разливать шампанское в бокалы.
Концерты и кино по телевизору – ощущаешь себя, как будто в нашей квартире в Сормове, только нет мороза и снега.
Всегда старалась оставить 31 декабря для себя свободный вечер: всё приготовить к празднику и себя в том числе. Но на этот раз не получилось. Работала на кассе в религиозном супере, и мне выпала вторая смена- с 4 часов до 12 ночи. В десять вечера подошла к начальнику и попросила отпустить меня домой через час.
-Не проси, посмотри сколько людей в магазине. Быстрее возвращайся на кассу!
Позвонила дочери:
-Маша, меня пока не отпускают, ты приготовь всё, может быть удастся перед Новым годом прибежать.
Пол двенадцатого снова иду к начальнику.
-Моти, разрешите закрыть кассу. Всего лишь полчаса осталось.
-Ты говоришь, что религиозная еврейка, а собираешься отмечать Сильвестор.
-Это что –Дед мороз?
-Я говорю Сильвестор, ты не знаешь, что он 31 декабря убил несколько тысяч евреев, и ты это собираешься праздновать?
- Первый раз слышу о нём. Хочу встретить Новый год с дочерью сегодня 31 декабря.
-Мы все встречали Рош а-Шана – новый год у евреев - в сентябре.
- Конечно, перед всеми еврейскими праздниками в первую очередь отпускаете израильтян. Я тоже исполняю шаббаты и все еврейские праздники, а ухожу из магазина среди последних. Сколько раз Вас выручала и оставалась после смены, раз в году попросила на полчаса раньше уйти и то не разрешаете.
-Ну что с тобой сделаешь –закрывай кассу.
Теперь, как автомат: сдать деньги и бежать.Хорошо что живу не далеко от магазина. Прибегаю домой без трёх минут 12. Папы уже нет с нами, и младшая вышла замуж за израильтянина,она даже удивилась, что я ей позвонила и поздравила с Новым годом.
-Маша открывай шампанское.
Мы вместе смотрим на электронные часы: вот заветные четыре нуля 00,00.
-С Новым годом, Машенька! Дай Бог выйти тебе замуж в этом году. Успехов в учёбе! -Мы обнимаемся.
- Мамочка,я тебя поздравляю, самое главное здоровья и сил, найти более подходящую для тебя работу.
- Какая ты молодец!Приготовила салаты и рыбку потушила –очень вкусно. О! даже цветы купила.
-Старалась порадовать тебя. Ты понимаешь, что для меня это не праздник – в нём нет никакого духовного наполнения. У нас столько еврейских праздников один за другим было, столько света и радости: Рош а-Шана, Суккот, Ханука.
Действительно, ради чего я унижалась и выпрашивала уйти по-раньше. Каждый вечер можно увидеть 00,00. Папа умер, и телевизор без него не хотел работать, живём без телевизора – так что в очередной раз не посмотрим "Иронию судьбы". Какой сегодня тяжёлый был день, так устала.
-Маша, ты знаешь кто такой Сильвестр?
-Нет, первый раз слышу.
-Моти говорит, что он убил много евреев именно 31 декабря, и евреям нельзя устраивать праздники в этот день. Наверно, это произошло в Европе.
-Не знаю, надо почитать. В любом случае Новый год - это не еврейский праздник. Евреев Всевышний рассеял среди других народов, чтоб раскрыть искры святости там. Евреи должны нести другим народам знания, свет Творца, вместо этого многие ассимилируют, погружаются в окружающую грязь: пьянство и мат, чуждые нам обычаи, и всё это привозят на Святую Землю. Недаром Моше рабейну водил евреев сорок лет по пустыне, чтоб поколение рабов не вошло в Эрец. И сейчас приезжающим в Израиль надо сначала выдавить из себя галутного раба.
-Это не пасту из тюбика выдавить. Большинство евреев из бывшего Союза вообще не интересовались еврейскими традициями. Ты же сама знаешь как было сложно нам начать выполнять кашрут и шаббат. Новый год без живой ёлки и без снега меня совсем не радует – сказки остались в прошлом. Новая жизнь по еврейским законам формирует другое сознание, построение нового внутреннего мира, а я всё цепляюсь за старые привычки.
Новый год -1998-был последний праздник. С тех пор 31 декабря для меня обычный день календаря.