Улыбка за покойника

Наталья Захарова 4
Улыбка за покойника

Похоронная процессия двигалась к месту исполнения своего предназначения, месту, где слезы обычно заканчиваются с бросками горстей земли в бездну, и на присутствующих спускается неожиданный и постыдный покой оттого, что все. Закончились их физические мучения и начинаются духовные. Они пока еще не знают, что это еще хуже, и оттого успокаиваются на миг… 
Я плелся в хвосте, и остался незаметно ото всех в стороне оттого, что мое поведение никто из окружающих бы не понял. Я улыбался. Самой что ни на есть широчайшей улыбкой, на которую был способен. Мои мышцы на лице устали, виски сводило, а я улыбался, как и он в тот вечер, когда произошло наше с ним знакомство.
Октябрьский вечер спустился на город своей прохладой, и сквозь открытые окна словно вкусное питание высасывал из баров людскую усталость, чтобы потом, ночью обрушить ее на крыши их домов дождем.
Тогда я выпил достаточно, чтобы подойти к незнакомому человеку с вопросом. И тем более для того, чтобы подойти к незнакомцу, который мне жутко не понравился. Не понравился тем, что наши лица отображали противоположные эмоции- я был замотан, мое лицо словно онемело, а он…улыбался.
«Чего он улыбается?»- подумал я тогда,- «периодически поглядывая в его сторону и убеждаясь в том, что его улыбка не гаснет ни на миг,- «Чего веселого он увидел здесь?» -подумал я и вновь вздохнул оттого, что слишком хорошо знал себя- знал, что если вдруг этот странный человек сейчас встанет и уйдет, я буду думать о нем. А если он будет здесь еще какое-то время, то я подойду разобраться в чем дело все равно, рано или поздно.
Поэтому я решил не тянуть кота за хвост и подошел к барной стойке, встал по левое плечо незнакомца, заказал то же, что и он (жалкий, давно избитый приемчик), и, поскольку храбрости набираться мне не приходилось- я был весь сама храбрость, то полез объясняться:
-Извини, старина, но чего такого смешного ты увидел здесь, что уже битый час улыбаешься? – сказал я это, ну, или примерно это. И, увидев, как лицо-маска посмотрело на меня, почему-то разозлился,- Ты над нами смеешься? Думаешь, что здесь самый умный? Считаешь себя таковым, да?
-Добрый вечер,- несмотря на мое хамское пьяное обращения сказал незнакомец, по- прежнему улыбаясь. – Что вы! Я так же, как и вы пришел сюда, чтобы скрасить вечер пятницы и расслабиться после рабочей недели.
-Не похоже,- усмехнулся я.
-Это почему же?
-У вас на лице такая улыбка, словно вы неимоверно счастливы.
Он посмотрел на меня глазами, полными усталости:
-Вас смущает моя улыбка?
-Да! Вы улыбаетесь так, словно не можете не улыбаться. Но я-то вижу, что вам тяжело это дается. Все мышцы на вашем лице напряжены так, что аж побелели. И эта, и вот эта,- я стал профессионально показывать мышцы на своем лице,- А вот здесь – вообще ужас! Тут лопнули два сосуда,- я склонился к его лицу, представляя себя в своем хирургическом кабинете.
-Вы врач? – только спросил в ответ на мои излияния.
-Да, я хирург. Лица-это моя профессия.
Он, казалось, взволновался, хотя его чертова физиономия по-прежнему излучала восторг, словно маска маньяка-убийцы.
-Очень интересно. Значит, вы пластический хирург. Помогаете людям становиться красивее, верно?- он гадко хихикнул,- Вот так встреча! Я тоже врач.
-Да ну?! – удивился я, поскольку знал хорошо типаж моих коллег, и они точно не стали бы лыбиться по полчаса в шесть часов вечера после трудовой недели.
-Да. Только …немного другой спецификации.
-И какой же?- перебирая в уме все возможные в данном случае варианты, от стоматолога до окулиста, я никак не мог предположить его ответ:
- Патологоанатом.
Я вмиг протрезвел, едва попробовал предположить, что же могло его развеселить на столь невеселой работе, и, не найдя вариантов, почувствовал внезапный страх под ложечкой. Выпив залпом остатки в стакане, я почувствовал себя ненамного смелее, пока не услышал вопрос:
-Вы часто видели мертвых людей?
-Ну…случалось, конечно.
-Интересно, может вы тогда подскажете мне, что их между собой объединяет?
-Как что? Они все мертвы!
-А внешне? Вы, как хирург должны были заметить.
-Что-то связано с их лицами?
-Теплее,- одобрительно кивнул головой мой необычный собеседник. – А что именно?
-Их лица…побелели, расслаблены…
-Еще теплее!
Не понимая, куда же еще теплее может быть, я сдался:
-Не знаю.
-Ну же! Как же вы не понимаете! У них одно и то же выражение лица! У всех покойников!
Его улыбающийся восторг, в то время, как он произносил свои последние слова, вновь заставил меня покрыться мурашками, и отвести взгляд на стоящею передо мной бутылки виски.
-И что же вас так развеселило?
Мой собеседник сделал несколько глотков спиртного, и его улыбка на какой-то миг стала похожа на улыбку умирающего от столбняка с картинки в медицинской методичке.
-Я вижу каждый в день сотни смертей. Я вижу трупы даже великих людей. Актеры, комики, политики, спортсмены… И кем бы они не были- выражение лиц у них одно! Разве это справедливо?
-Я не понимаю…
Он, все еще улыбаясь, покачал головой:
-Сначала я хотел улыбаться, понимаете? Я похоронил многих близких людей. И… не хотел видеть их такими. Я словно взял на себя обязанность улыбаться в последний раз за них за всех. Это… своего рода была такая месть смерти. А потом… я внезапно состарился, знаете, как это бывает… И понял, что не хочу так же, как и они! Я не хочу лечь в гроб с таким же выражением лица!
-О, Боже! – я протрезвел второй раз за вечер. - Не может быть! Вы тренируете мышцы лица? Чтобы они застыли в подобии улыбки, когда вы будете мертвы?
-Совершенно верно.
Я рассмеялся:
-И что же? Вы улыбаетесь постоянно?
-Да!
-Даже когда вам плохо? Даже когда в устали, или пусть даже у вас болит живот?
-Да!
-Но вы не можете улыбаться, когда спите!
-Я стараюсь меньше спать. У меня мало времени, слишком мало времени…
-Ну, в таком случае, как врач высшей категории хочу сказать, что ни черта у вас не выйдет! Так что можете ослабить лыбу,- я не стеснялся в выражениях,- Невозможно сделать так, чтобы покойник во лбу улыбался, лишь тренируя мышцы лица.
-А я уверен, что у меня все получится. Сколько вам лет?
-Сорок шесть.
-Ну, а мне уже за семьдесят. Так что… предлагаю пари.
-Что?!
-Пари,- просто пожал он плечами,- готов поспорить с вами на определенную сумму денег.
-Что вам с этого пари? Понятно, что если выиграю я, то получу деньги. А вы? Что получите вы?
-В таком случае вы, как врач, дадите этому открытию мое имя и зафиксируете его в международном списке открытий такого рода.
-Хотите славы после смерти?
-А почему нет? Вы согласны? – у него был вид лукавого злодея, и я заставил себя не думать, будто пожимая его руку, продаю душу дьяволу…
С того вечера прошло несколько лет, и вот, я, одетый в черный костюм, присутствую на похоронах человека, с которым мы смогли стать друзьями, не смотря на существенную разницу в возрасте и совершенно разные взгляды на жизнь.
Прожив практически шестьдесят лет, я понимал, что этот человек научил меня улыбаться. Несмотря ни на что. По-настоящему.
 Его приближающуюся смерть увидел я первым- понял, что она близка на одном из приемов его в моем кабинете, в который уговорил его приходить каждую неделю для осмотра. Каждую неделю я видел его «Неулыбку», когда он расслаблял по моей просьбе мышцы лица, и все чаще и чаще спорил с ним о его затее, понимал, что сосуды старика скоро не выдержат такого напряжения, которое испытывали. Никакие лекарства, укрепляющие их, не способны сотворить чудо.
Я неоднократно вспоминал нашу последнюю встречу. Ох, и ругался я тогда на него, не в силах ничего поделать. Он же тогда улыбнулся и ушел…И проиграл пари!
Мой горький выигрыш поступил на мой расчетный счет, а я, плача в душе, улыбался в память о нем.
Он бы понял.