Оценки за рубли

Федор Быханов
Отыскав лазейку в программном обеспечении электронного экзаменатора, оборотень в погонах принялся собирать взятки с желающих незаконно стать обладателями водительских удостоверений.

…Около двух лет назад в следственные органы Алтайского края поступила информация о том, что во втором по величине городе региона, вопреки действующему законодательству, процветает, чуть ли не торговля удостоверениями, дающими право любому неучу управлять транспортным средством.
Таким образом, им уже не нужно, чтобы сесть за руль, проявлять на теоретическом экзамене требуемые знания Правил дорожного движения. Достаточно выложить кругленькую сумму наличных денег. И уже другие пусть рискуют в потоке движения от того, что рядом, сзади, а то может быть и навстречу мчит фальшивый шофер, не разбирающийся в дорожных знаках, не знающий точно, где и как можно совершить безопасный маневр, а, следовательно, представляющий потенциальную угрозу для окружающих автомобилистов и пешеходов.
Проверку этого сообщения местные сыщики начали в соответствующих государственных органах с изучения    жесткого диск марки «Самсунг», содержащего информацию о результатах сдачи гражданами теоретических экзаменов на право управления транспортным средством.
Для установления истины пригодился и содержавшийся на нем,  помимо остального прочего, текстовый файл формата «Блокнот» с наименованием «Newa-server», на котором имелся перечень в более чем дюжину граждан, значившихся, как не выдержавшие экзамен, но, тем не менее, впоследствии, противоправным образом, добившиеся своей цели. О чем можно было судить по данным, занесенным в реестр выдачи или возвращения водительских удостоверений на пластиковых картах. Там все эти «двоечники» уже имели совсем иной статус. Они значились в числе тех, кто успешно –  на положительные оценки сдал теорию.
Вызванные по повестке к следователю, фигуранты этих списков не стали скрывать того, как им действительно удалось незаконно получить официальный доступ к управлению транспортным средством.
Например, Галина Пушкова рассказала, что положительные оценки за свои теоретические познания в ПДД получила только на первичном неофициальном экзамене в автошколе, где прошла коммерческий курс обучения. Но затем, когда требовалось повторить успех в государственной специализированной организации, выявились существенные пробелы в полученном ею образовании. Ни к чему не привели обе попытки пройти теоретическое испытание. Следовательно, вне доступа оказалась и следующая – практическая часть соискания  права управления транспортным средством категории «В».
И тут через знакомых женщина нашла телефон человека, готового решить проблему за денежное вознаграждение, а именно, в проставлении положительной оценки за теоретический экзамен, вне зависимости от фактического результата его сдачи. Сошлись на сумме свыше восьми тысяч рублей, после чего пересдача экзаменов превратилась для Пушковой в простую формальность.
Как  и прежде, не ответив и на половину заданных компьютером вопросов, она вскоре увидела на бумаге в экзаменационной ведомости не провальную оценку своих знаний, ранее высветившуюся на мониторе, а вполне приемлемую для допуска к проверке практических навыков за рулем. А там и получила, пусть, вопреки законодательству, вожделенное водительское удостоверение.
Подобным образом, с угрозой благополучию жизни и здоровью граждан, имущественного ущерба физическим и юридическим лицам стала шоферами вся чертова дюжина людей из двух списков, по которым они  значатся сначала не сдавшими экзамен, а затем, успешно получившими положительные оценки.
В том числе и Василий Ногтев, в свое время за пристрастие в поездках к алкоголю лишенный водительских прав. Когда истек срок наказания, вынесенный ему судом, перед бывшим автомобилистом предстала перспектива новой сдачи теоретического экзамена по ПДД, в чем он совершенно не был уверен. Зато кругленькая сумма в 5000 рублей развеяла все его сомнения. Войдя в класс, он демонстративно положил на стол перед офицером, руководившим столь важной процедурой, прозрачный пластиковый пакет с белыми листами, между которыми притаились купюры. После чего Ногтев уже без всякого разочарования воспринимал свои ошибки в ответах на вопросы, обернувшиеся отказом электронного экзаменатора признать его готовым к самостоятельному выезду на трассу в качестве шофера.
И эта уверенность в силе поднесенной им взятки оправдалась полностью.  Спустя некоторое время его вызвали в класс, где Василий, расписываясь в экзаменационном листе, увидел в нем уже положительный результат сдачи теоретического экзамена, который он на самом деле провалил.
Во всех этих преступных эпизодах обладатели незаконно полученных документов называли одного и того же сотрудника – Николая Вершинина, попавшего, таким образом, под подозрение в качестве «оборотня в погонах», совершившего подрыв авторитета, доверия, уважения, а также дискредитацию органов внутренних дел в целом.
Однако сам молодой офицер полиции, до того как стать горожанином, несколько лет исправно служивший в сельской местности, наотрез отказался признавать, предъявленные ему обвинения. Заявил, что добросовестно выполнял все свои обязанности, заключавшиеся в оказании государственных услуг по регистрации автомобилей, приему экзаменов на право управления транспортными средствами, выдаче и замене водительских удостоверений.
По его словам, при всем своем желании, он просто не мог бы нарушить существующий порядок работы учреждения. Ведь, после личного приема  документов у экзаменуемых все данные вносятся в программу «Нева-2006». Будучи размещенной на жестком диске основного компьютера, она охватывает еще два десятка ПК: для экзаменуемых лиц и того инспектора, кто отвечает за мероприятие. С момента нажатия кнопки «начать экзамен» начинается отчет времени – 20 минут и если кандидат не укладывался в данные временные рамки, то экзамен считается автоматически не зачтенным и на экране монитора загорается красным цветом надпись «Экзамен не сдан».
Для положительной оценки необходимо ответить правильно на 18 вопросов, из 20 предложенных, то есть допускалось всего две ошибки. В таком случае на экране загорается зеленая надпись «Экзамен сдан». При этом инспектор видит только итоговый результат и распечатывает, сформированные уже без его участия – автоматически,  экзаменационные листы. Затем ставит свою подпись, печать и вместе с другими документами вручает кандидату, который в случае сдачи им теоретического экзамена может сдавать практический экзамен.
Таким образом, уверял Вершинин, система, в которой формируется экзамен, является замкнутой, в нее невозможно внести какие – либо изменения. К тому же в экзаменационном классе установлено видеонаблюдение, фиксирующее все происходящее. Тут не пошалишь.
Однако в ходе установления истины выяснилось, что на самом деле эти видеокамеры не оставляют никакого архива записи, так как ее ведут исключительно в режиме онлайн, исключавшем возможность зафиксировать нарушения. Затем свой результат, окончательно не оставивший камня на камне от доводов подозреваемого, дал и проведенный  следственный эксперимент.
В ходе его специалисты однозначно установили факт того, что при использовании автоматизированной системы, на котором осуществляется сдача теоретического экзамена на знание ПДД, в итоговый лист все же возможно внесение изменений. А также его последующая распечатка, когда полностью изменены отметки, на самом деле полученные в ходе теоретических испытания знаний кандидатов в шоферы. При этом по данным экспертизы, под всеми такими сфальсифицированными ведомостями стоит подпись, исполненная лично Николаем Вершининым. 
По ряду эпизодов уголовного дела обвинение предъявили в получение взятки лично в размере, не превышающем десять тысяч рублей. По другим эпизодам была доказана вина в служебном подлоге, то есть внесении должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, если эти деяния совершены из корыстной заинтересованности, повлекшие в конечном итоге существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
В общей сложности, воспользовавшись лазейкой в программном обеспечение аппаратуры, имевшейся на рабочем месте, тот, кто теперь попал на скамью подсудимых, совершил 13 умышленных, оконченных преступлений. Причем, десять из них относятся к категории средней тяжести и направлены против интересов службы.
И все же были учтены обстоятельства смягчающие вину Николая Вершинина. В том числе положительные характеристики с места жительства и работы, а также состояние здоровья близких родственников, которым он оказывает материальную помощь. В итоге, по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно приговорили осужденного к наказанию в виде четырех лет пребывания в колонии-поселении.
Тем же решением суда, он на три года  лишен права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно - распорядительных и административно- хозяйственных полномочий в государственных органах и государственных учреждениях.