Занимательная Египтология. Часть 44

Шестакова Евгения
Каирский музей. Часть 4

Чем же знаменит фараон Джосер? Первый фараон Третьей Династии.
Он перенес столицу в Мемфис. Город в те времена занимал важную стратегическую позицию на границе Верхнего и Нижнего Египта.

Фараон Джосер заложил новый тип царского захоронения в некрополе в Саккаре.
Именно при его дворе служил архитектор - гений, который позже был обожествлен.
Его хвали Имхотеп.

Имхотеп и воздвиг грандиозный памятник в пустыне  - ступенчатую пирамиду, целиком выполненную из камня.

Весь погребальный комплекс был окружен высокой стеной, украшенной нишами и пилонами. Все вместе это напоминало древний царский дворец.

Внутри, кроме пирамиды и храма, в котором жрецы выполняли определенные ритуалы для культа покойного фараона, было много других построек, которые были призваны увековечить могущество и мощь царя.

Структура всего комплекса точно повторяла структуру его дворца. И основной акцент делался на божественной сущности фараона и на его культе. А сама его власть, которая была переходящей - это уже было второе дело.

Вокруг главного захоронения археологи нашли много гораздо более поздних.

Почему была выбрана пирамидальная форма? Для древних египтян пирамида символизировала первый холм, который поднялся из дикого хаоса. И от этого холма и родилось все живое. 

Следующая династия пошла еще дальше. Так как они были родом из Гелиополя, который являлся священным городом Бога Ра, то просто взяли и объявили себя прямыми потомками этого Бога. А Ра, как мы помним, был Богом Солнца. Я думаю, с фараонами никто особо спорить не стал.

И в захоронениях Пятой династии Бог Ра доминировал над всеми другими богами, которых было не мало.

Лица фараонов Древней Династии часто похожи друг на друга. И часто экспонаты сильно повреждены.  Но понятно, что лицо выполнено по классическим канонам того времени.  В них  почти отсутствует индивидуальность. Лица очень похоже на десяток статуй, мимо которых мы уже прошли по залам, в которых стоят экспонаты тех династий.

Статуя фараона Джосера в натуральную величину, дошедшая до наших дней - самое ранее такое изображение фараона.

Фараон сидит на монументальном троне, он слит в единый бок с фигурой царя.
Фигура практически не определима. Фараон закутан в парадный  плащ.
Вся фигура царя наводит мысли о вечности и бессмертии.
А вот его аскетичное лицо тщательно проработано - высокие скулы, полные губы, усы, ритуальная борода... Когда-то глаза фигуры были инкрустированы хрусталем.

Смотришь на него и думаешь - а ты, черт, побери, красив!

Приближенных фараона во времени Третьей Династии изображали с лицами царя. Это была традиция. Никакого индивидуализма!  То есть царь был образцом эстетического совершенства!

Цари тех эпох изображались в парике, который назывался трехчастным. Точно в таких же париках изображались многие Богини, например Хатхор.

Царский парик прикрывался полосатым платком. Платок назывался Немес. Ну и накладная борода, куда без нее.

Надпись на передней части памятника фараона Джосерасодержит перечисления титулов царя.

Что еще интересно, так это то, что статуя была установлена в специальном помещении - сердабе.  Его построили у северной стороны пирамиды.

Назначение сердаба было такое - дать возможность умершему видеть внешний мир. Для этого делали так, чтобы на уровне глаз статуи была узкая прорезь, сквозь которую статуя могла наблюдать за церемониями в свою честь.

Очень много погребальных фигурок времен Пятой династии были найдены в Саккаре. Они были выполнены из раскрашенного известняка.  И тут уже во всю проявляются индивидуальные черты.  Рассматриваем одну семейную фигурку.

Фигура выражает любовь мужа и жены. Такие позы считались традиционными для пар.
Мужское тело окрашено более темной краской, женское - более светлой.
Внизу, маленькие человечки- скорее всего это их дети. И одеты они в классические наряды той эпохи.  Фигура изготовлена очень симметрично. Если обойти витрину сзади, то видно, что женщина обнимает рукой мужчину.

В каждую эпоху мастера Египта создавали свои шедевры.  В музее столько всего интересного, мимо которого гиды просто проносятся, акцентируя наше внимание на самом выдающемся, и, чаще всего огромных размеров.

Конечно,  с  Додинастических времен и времен первых фараонов сохранилось не так много, но в музее этому периоду посвящен целый зал, и там есть, на что посмотреть. Но наш гид провел группу мимо.

Эх, если бы можно было, как в Париже, целый день одному бродить по Лувру..)
Гробницы Начальников областей Египта (Номов) были тоже очень богатые, особенно в период Нового Царства. А в некоторых встречались поистине роскошные росписи, изображающие растения и птиц.

В гробницы царей, знати, вельмож, и тд во время похорон вносили многочисленные керамические горшки. И вот на поверхности горшков  художникам разрешали наносить рисунки, изображающие разные обряды.

Керамики всевозможных времен в Египетском музее очень много, но я их почти не фотографировала. Я не успевала. Мы просто проносились мимо таких витрин.
В районе города Абидос, там, где по верованиям древних египтян находились ворота в мир иной, арабы, впервые оказавшиеся тут, нашли миллионы горшков. И назвали это место Умм эль Кааб.

Живые люди приносили  в них подношения, а на поверхности писали какие-то просьбы к мертвым или послания. Принося эти красные горшки, родственник поминали усопших, и просили  у них благословения.

Именно здесь нашли место своего упокоения первые египетские цари – это Первая и Вторая династии. И что примечательно, выше этого некрополя,  не так давно (в 1988 году),  немецкие археологи нашли Некрополь U. В нем были погребены цари самых ранних эпох и самый знаменитый древний царь – это Царь Скорпион. В его гробнице, которая получила номер 1, были найдены первые образцы протоиерографического письма. Это додинастический период.

Это были первые иероглифы, которые вырезались на пластинках из слоновой кости.
Царь Скорпион был девятым царем, так называемой Нулевой династии. До него Египтом правил фараон Бык Первый (Нижний Египет) и Сокол Первый (Верхний Египет). Правил он просто невозможно давно - 3170-3150 до н.э. Больше пяти тысяч лет назад.

В погребениях найдено много обломков керамики, деревянных вещей.  Дерево вполне себе сохранилось это безумное количество веков!  Многие египтологи утверждают, что именно тогда в Египте появились язык и разные обряды. Про письменность мы уже поняли. Люди научились строить поливные каналы. Начали появляться ремесла.
О царе Скорпионе было написано в Эберском папирусе – древнеегипетской «Книге мёртвых». Плюс его изображения с мотыгой на строительстве дамб выглядит достаточно убедительно, выполнено на двух булавах жезлов. Это по одним источникам.  По другим же, на булаве изображен царь Скорпион Второй.  И он был уже  аж семнадцатым фараоном Нулевой династии.

Это изображение сейчас хранится в Оксфордском музее в Англии. Когда смотришь на фотографию этой булавы, то понимаешь насколько тонкая работа! А вспомните возраст этой вещи! Это просто выносит мозг!

Сфера правления  Царя Скорпиона простиралась на Верхний Египет до Элефантины. Царь Скорпион  торговал с Нубией, Буто и Абу-Омаром.

Основное того Египта  составляли земледельческие племена – феллахи, которые выращивали в дельте Нила злаковые растения, бахчевые культуры.

После Скорпиона Второго правил уже царь Нармер, который объединил Верхний и Нижний Египет. Его погребение так же находится в местечке Умм эль Кааб.