Прощание

Дмитрий Ромашевский
  - Ты знаешь, - сказал он мне, -  я прощал ей всё, а сейчас простить не могу…
Я молчал. Он шёл, опираясь на трость, думая о чём-то. Лицо его было суровым и, пожалуй, скорбным.
    Да, он прощал ей всё: её измены, истерики, неожиданные вспышки ненависти… и всегда искал в них какую-то свою вину. Он любил её, и вот, перешагнув последний год жизни, вдруг увидел её как-то по-другому, не так, как раньше.
    Это была наша последняя прогулка. Он перестал выходить, слёг и скоро умер.

    На рассвете хмурого осеннего дня я проснулся  от плача в соседней квартире. Рыдала приехавшая дочь.
   Мы, соседи, помогли ей похоронить его. Жена не могла встать с постели, на кладбище она не ездила. А, может быть, она хотела проститься с ним без свидетелей, подумал я позже, когда по просьбе дочери вёз её с матерью на могилу отца.
  Уже похолодало, за городом  земля была покрыта инеем. В дороге она плакала, слёзы беззвучно катились по её щекам; дочь, сидевшая рядом, молчала.
   Вот мы свернули на узкую кладбищенскую аллею.  Ограды могил выступали навстречу нам из тумана, и в самом конце этого пути я остановил машину у свежего могильного холмика.  Мы помогли ей выйти, с трудом она подошла к нему и, нагнувшись, положила руку на мокрую землю.
  - Ну, здравствуй, - сказала она, и слёзы  опять потекли по её щекам.