Фотоаппарат с вареньем внутри...

Виталий Борисович Иванов
С самых первых дней моего занятия фотографией старшие коллеги и учителя внушали: «Никогда не держи фотоаппаратуру и оптику там, где находятся напитки или продукты питания. Никогда! Относись к аппаратуре предельно бережно и аккуратно».
Но учиться на горьком опыте других это не наша национальная черта. О! Кто-то со мной не согласен. Хорошо, хорошо, моя черта.
Притом, когда меня начали воспитывать в деле бережного и внимательного отношения к оборудованию, то рассказали, как однажды в кофре одного из коллег взорвалась стеклянная бутылка пива. На улице было очень жарко. Она и долбанула, залив все пенным напитком.
Второй случай был тоже достаточно жестким. Коллега всегда носил сумку с аппаратурой на правом плече. Однажды, когда он садился в такси на заднее сиденье, кофр соскользнул с плеча и плавно опустился на тротуар, рядом с машиной. Фотограф еще не успел затянуть в салон сумку, когда такси тронулось… Жуткая картина!
Однако помню и другое. Как-то нужно было сделать снимок с верхней точки. Квадрокоптеров тогда еще не было даже в чертежах, и фотографу выделили автомобиль с телескопической вышкой. В назначенный день и в нужное время автомобиль с подъемником прибыл на место. Коллега влез в «корзину», и пока его поднимали на высоту третьего этажа, спокойно начал готовить аппаратуру. Но молодой и, видимо, не очень опытный водитель забыл выдвинуть упоры. Набрав высоту подъемника метров что-то около семи, машина начала заваливаться назад.
За несколько секунд фотограф уложил все камеры и оптику в кофр, замкнул его, надел на шею и приготовился к прыжку, после которого автомобиль вновь встал на четыре колеса.
В тот раз все обошлось без проблем. Теперь о личном опыте.
В сентябре 1979 года я получил свой первый отпуск, который решил провести в Ленинграде, у родственников. За час до выезда в аэропорт, меня попросили доставить в город на Неве баночку домашнего малинового варенья. Баночка была объемом в три литра. Распаковывать багаж было уже поздно, и я, не придумав ничего лучше, поставил банку в сумку, где уже лежали фотоаппарат «Зенит-В» и три объектива в футлярах. Вез я все предельно аккуратно, но перроне Пулково случилось страшное. Наплечный ремень сумки оборвался и… Присев, сунул внутрь руку. Вынул, облизал с пальцев варенье и отправился к родственникам.
Когда в квартире я разобрал сумку, то понял, что вареньем, залит только фотоаппарат. Объективы, слава Богу не пострадали.
В тот приезд фотоаппаратом меня выручили ленинградские друзья. Снимки есть. Вернувшись в Красноярск, я озадачился ремонтом фотокамеры.
В официальных мастерских принимать его в работу отказались категорически. А вот Олег Русанов, штурман гражданской авиации, страстный фотолюбитель и настоящий «самоделкин», решил рискнуть. Через неделю он вручил мне работающий «Зенит» со словами:
– Пользуйся. Шторки в затворе стоят новые. Все остальное – родное.
В тот день я долго уговаривал летчика рассказать, как он вернул к жизни залитый вареньем фотоаппарат.
– О, – начал Олег Борисович, – для начала я промыл его в проточной воде. Потом разобрал весь, до последнего винтика. Шторы выбросил сразу – слиплись. А все остальное сгрузил в кастрюлю и сутки варил на медленном огне. Затем феном просушил, собрал, промазал, поставил новые шторки в затвор… Вот как-то так… У меня к тебе просьба, в дальнейшем никогда не вози аппаратуру в одной сумке с продуктами, жидкостями и маслами. Более того, техника никогда не должна лежать на обеденном столе или там, где стоят кружки, кастрюли, банки, бутылки… Запомни, н и к о г д а!
Второй случай обошелся мне дороже. Тогда я учился в Иркутском университете, несколько раз даже получал стипендию. Одновременно работал на кафедре, сотрудничал с местными газетами и телевидением. Ну, и родители мало-мало помогали. Словом, некие средства были.
В 1981 году я узнал, что в городе иркутских угольщиков Черемхово можно купить японский фотоаппарат. Не профессиональный, а любительскую мыльницу. Но японскую.
Не стану рассказывать, как это все происходило. Скажу одно – купил. За три сотни рублей. Это в то время, когда стипендия студента была 40 рублей, а зарплата инженера – 120.
Новый фотоаппарат легко умещался во внутреннем кармане пиджака, имел ручные и автоматические настройки. Чудо японской техники называлось Olympus 35ED. По тем временам шикарная камера. Особенно на фоне отечественного фотопродукта.
Но, как говорится, счастье было недолгим. Однажды в Иркутск приехал знакомый журналист из Агентства печати «Новости». Он сопровождал в путешествии по Сибири какого-то иностранного коллегу. В то время я, как фотограф, активно сотрудничал и с АПН. Короче, отправляясь из Иркутска в Улан-Уде, столичный гость попросил у меня новый фотоаппарат и несколько кассет с пленкой.
А дальше дело было так. Во время съемки пленка вырвалась из катушки и смотать ее вновь в кассету можно было только в темноте. Коллега именно так и поступил, благо он фотографией занимался очень давно.
Придя в гостиницу, он выключил в номере свет, зашел в ванную комнату, закрыл дверь, открыл фотоаппарат, вытащил кассету и отснятую пленку... Специальный ремешок, что был прикреплен к «Олимпусу», надевать на запястье руки он не стал, а положил фотоаппарат на бачок унитаза. В темноте... И начал спокойно сматывать пленку в кассету. Как потом он мне рассказывал, всплеск он услышал, но работу закончил и только после этого включил свет.
Помня историю с «Зенитом», варить «Олимпус» он не стал. Надобности не было. Все-таки не варенье, а чистая проточная вода. Сушил его «арендатор» на гостиничной батарее. Через сутки, вставив в камеру батарейку, обнаружил, что, как говорят космонавты, «все системы работают нормально».
Но это только на первый взгляд. На достаточном освещении камера срабатывала безупречно, а вот при слабом врала безбожно. Доверия к ней у меня уже не было.
Не стану тут описывать наши совместные переживания. Случилось то, что случилось. При этом неприятности можно было избежать, если бы… Но, как известно, история не знает сослагательных наклонений. Однако на этом она не закончилась.
В 1982 году я попал на московскую международную выставку «Кинотелетехника-82». В числе прочих в ее работе принимала участие и компания «Olympus». Без особых надежд я посетил их павильон и рассказал о судьбе своего фотоаппарата. Представляете, фирмачей она взволновала. Японцы попросили оставить камеру у них, для ремонта. Оставил.
Через пару-тройку дней я вновь был на выставке. Представитель компании вручил мне совершенно новый фотоаппарат той же модели. При этом он уточнил, что они никогда не испытывали свою технику столь жестким образом и очень удивлены, что камера работает. Посему они приняли решение поменять фотоаппараты. А место «Олимпуса», побывавшего в унитазе, теперь в музее фирмы.
Не знаю, есть ли он на музейных стеллажах прославленной фирмы, но я получил отличный урок: место фотоаппарата только там, где он не может упасть. И там, где нет продуктов и жидкостей. И еще, никогда не давайте свою аппаратуру кому-либо. Даже если это сверхпрофессионал. Об этом надо помнить постоянно.
Ну, и третья история, которая случилась совсем недавно.
Для съемки мне нужен был фотоаппарат и один объектив. Собираясь, я решил, что могу обойтись без кофра (специальной сумки для переноски фотоаппаратуры). Сложил технику в рюкзак и пошел. По дороге случилась неприятность – одна лямка оторвалась, и рюкзак упал на асфальт с высоты моего роста. Просто порвались нитки, которыми наши китайские друзья пришили лямку. Заглядывать внутрь я уже не решился. Чему быть, того не миновать.
Уже на месте съемки я увидел разбитый экран дисплея. Камера при этом работала. Вот где пригодился опыт аналоговой фотосъемки. Пленка не позволяла контролировать каждый кадр. Все становилось понятным только после ее проявления.
Отснял я тогда нормально. Заказчик остался доволен. Но что делать с камерой?
Выручила командировка в Москву. За сутки и 7000 рублей все было отремонтировано. Но денег, потраченных по глупости, жалко. Зато появился новый опыт, которым я делюсь с молодыми коллегами. Никогда не носите аппаратуру в хозяйственных сумках, полиэтиленовых пакетах и прочих рюкзаках. Дорого может обойтись.
А главное – хотя бы в этом не нарабатывайте свой опыт. Учитывайте мой.
Удачи на съемках!

Виталий ИВАНОВ

г. Красноярск, 2018 год