Первый трижды Герой Союза ч. 1

Николай Мринский
Истребитель МиГ-3 с бортовым номером "5", на котором А.И. Покрышкин встретил войну.

...Бой вести на нём (истребителе) надо активно, дерзко, навязывая свою волю противнику. Если хотите побеждать в бою, то в основе тактики боя должна быть формула: «Высота - скорость - маневр – огонь». Кто находится выше противника, тот хозяин воздуха. Александр Иванович Покрышкин.

Его имя известно во всём мире. Безусловно, это наш самый знаменитый и прославленный лётчик-истребитель, первый и единственный в годы войны трижды Герой Советского Союза. Добавим, что он был не только выдающимся лётчиком, но и незаурядной личностью – в разное время занимался боксом, борьбой, баскетболом, шахматами и другими видами спорта, увлекался художественной литературой, музыкальными произведениями. Обладающий нестандартным мышлением, он активно продвигал в жизнь новые для советской авиации методы ведения воздушных боев. Всё это впрочем, давно известно и тем не менее, освежим в памяти свой по возможности всё об этом легендарном Герое и его победах. Он родился 6 марта 1913 г. в г. Новониколаевске (Новосибирск), в многодетной семье каменщика-переселенца из Вятской губ. С ранних лет мальчик проявлял волевые качества, интерес к технике и удивительную тягу к знаниям. В 12 лет впервые близко увидев самолёт и открыл в себе мечту - стать лётчиком. В школе-семилетке учился прилежно, получая высшие отметки и окончил её в 1928 г. Некоторое время подрабатывал кровельщиком на разных стройках, а с весны 1930 г., вопреки воле отца, поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ) при «Сибкомбайн». Спустя полтора года стал работать слесарем-лекальщиком. С июля 1932 г. добровольно ушёл в армию, откуда его по путёвке направили в 3-ю Пермскую военную авиашколу. Совсем неожиданно для Александра происходит её перепрофилирование с лётной на авиатехническую. В стране сказывается нехватка авиатехников. В 1934 г. Покрышкин уже проходит обучение на Курсах усовершенствования техсостава ВВС РККА им. К.Е. Ворошилова в Ленинграде. С декабря 1934 г. служит ст. авиатехником звена связи 74-й стрелковой дивизии (сд) в Краснодаре.

Уже тогда проявляется его творческая натура, нестандартное мышление. Он вносит ряд предложений по усовершенствованию авиапулемёта ШКАС, конструкции самолёта-разведчика Р-5. Отправляет свои наработки в Москву и получает благодарственное письмо от главного конструктора Н.Н. Поликарпова. В последующем, активно продвигал в жизнь новые для советской авиации методы ведения воздушных боев. Воентехник 2-го ранга Покрышкин - любитель и знаток военно-исторической литературы. Его кумиры - знаменитые русские лётчики П.Н. Нестеров - автор «мертвой петли» и Е.Н. Крутень, сбивший 20 самолётов в ПМВ и написавший книги «Воздушный бой», «Истребительная авиация». Мечта о небе не оставляла Покрышкина, и он 40 раз обращался в разные вышестоящие инстанции с просьбой направить его для обучения в лётную школу. Ему отказывали, но судьба была всё же благосклонна. Приблизиться к освоению профессии лётчика Александру Ивановичу в воинской части помог случай. Командир экипажа Севастьянов В.И. добился у начальства разрешения брать Александра на окружные учения на свой Р-1 («Разведчик-1») в качестве летчика-наблюдателя. Вот с этого всё и началось: Саша учился управлять самолётом, а Севастьянов оказался в роли его первого инструктора. Далее, Покрышкин оформляет очередной отпуск и занимается в краснодарском аэроклубе Осоавиахима. 6 октября 1938 г. он самостоятельно совершил первый полёт на самолете У-2. Необычный курсант за 17 дней освоил годичную программу обучения, сдал экстерном экзамен на «отлично» и получил лётное удостоверение. Во время сталинских репрессий Покрышкин приютил в своей холостяцкой квартире жену и детей арестованного лётчика, а сам ушёл жить к товарищу.

Впоследствии ему это припомнили. Начальство не хотело терять авиатехника, но Александр добивается своего. Скрепя сердце, командование всё же в ноябре 1938 г. направило его в Краснознаменную Качинскую школу военных лётчиков им. А.Ф. Мясникова под Севастополем. Здесь в то время учился и Василий Сталин. По воспоминаниям однокашников, сын вождя прилежностью не отличался, теоретические дисциплины не любил. Но лётчиком оказался неплохим. После окончания авиашколы с отличием, в декабре 1939 г. в звании ст. лейтенанта Покрышкин убывает служить в истребительный авиаполк. Его становление произошло 5 сентября в г. Кировограде и директивой ВВС Киевского особого военного округа от 12 сентября 1939 г. № 05875 новой авиачасти было присвоено наименование – 55-й истребительный авиационный полк (ИАП). 21 января 1940 г. авиаполк по акту был передан в состав ВВС ОдВО и включен в состав 43-й истребительной авиабазы. Весной 1940 г. командир 55-го ИАП майор Артемьев, сдав полк, убыл на курсы совершенствования руководящего состава ВВС РККА. С 1 апреля 1940 г. (приказ НКО СССР № 01326) командование полком принял майор В.П. Иванов. 14 апреля 1940 г. 55-й ИАП перебазировался всем составом на аэродром Выгода (ОдВО), на котором находился до 19 июля того же года. В этот день авиаполк вошёл в состав 20-й смешанной авиадивизии (сад). Новое место базирования – аэродром Раздельная, затем Маяки (Одесская обл.) и далее Бельцы, на западной границе. Оттачивать лётное мастерство пришлось на уже устаревших И-16 и ещё более старых И-153 - «Чайка». Конечно, И-16 был хороший истребитель, строгий, требовавший от лётчика обострённого чувства машины, быстроты реакции, но его век прошёл. К осени 1940 г. Покрышкин уже уверенно пилотировал самолёт и научился снайперски вести огонь.

И в это время Александра Ивановича, в составе небольшой группы способных лётчиков, направили на курсы по подготовке командиров звеньев в г. Тирасполь. В своей последней книге, где первозданный текст, без купюр, восстановлен по рукописи Покрышкина из семейного архива, (автор обращается к ней довольно часто) «Познать себя в бою», Александр Иванович упоминает об одном интересном факте. Апрельским утром 1941 г. на лётное поле недалеко от молдавского г. Бельцы, приземлились два бомбардировщика «Савойи» (производство Италии) со знаками югославских ВВС. В них оказалась группа старших офицеров и генералов. Старший из прибывших, рассказал командиру авиаполка майору В.П. Иванову, что они приняли решение не сдаваться в плен немцам и перелететь в Советский Союз. Армия Третьего рейха начала боевые действия против Югославии и Греции 6 апреля 1941 г. Война против Югославии началась с налёта 150 бомбардировщиков, с сильным прикрытием истребителей. Основной целью был центр Белграда, где находились гос. учреждения. Югославская авиация пыталась дать отпор, сбила два немецких самолёта и потеряла 20. Ещё 44 машины нацисты сожгли на аэродромах. 8 апреля 1-я танковая группа из 2-х дивизий, вторглась в Югославию из Болгарии, в направлении на г. Ниш (100 км от границы по дорогам), который был взят 9 апреля. 11-я танковая дивизия пошла на Белград, а 5-я танковую перенацелили на Грецию. 11 апреля хорватские усташи в Загребе провозгласили независимость Хорватии и призвали всех хорватов покидать югославскую армию... С 11 апреля Вооруженные силы Югославии фактически перестали существовать, как единое целое. 12 апреля 11-я немецкая танковая дивизия оказалась в 60 км от Белграда, практически не встретив сопротивления со стороны двух югославских армий...

Война Германии, Италии и Венгрии против Югославии длилась всего 12 дней. За это время нацисты потеряли 151 чел. погибшими, 15 пропавшими, 392 ранеными. Это считая с не боевыми потерями. В плен попали 344 тыс. югославских солдат и офицеров. Старший группы, чётко говоривший по-русски, но с акцентом, в заключении сказал, что летели они всю ночь, опустились на первом же аэродроме у границы и попросил доложить о них в вышестоящий штаб. Гостей покормили и через полтора часа «Савойи» в сопровождении штурмана ИАП Чайка и инспектора Курилова вылетели в направлении Одессы. Весь день лётчики авиаполка обсуждали это важное событие, заставившее всех по-новому оценить международную обстановку. В Западной Европе разгорался огонь Второй мировой войны. Гитлеровские армии танковыми клиньями и авиационными армадами сокрушали одно государство за другим. Война приближалась к границам СССР. В мае 1941 г., возвратившись в часть, ст. лётчик Покрышкин назначается на должность зам. командира 1-й эскадрильи. С апреля в полк начали поступать новые машины - истребители МиГ-3, которые предстояло быстро освоить. По сравнению с И-16, не говоря уже об И-153, МиГ-3 был труден в пилотировании и особенно при приземлении, потому что его посадочная скорость была около 150 км/ч. Превосходя все истребители в скорости на высотах более 5000 м, МиГ на малых и средних высотах уступал истребителям Як, Ла и немецким, имея сравнительно низкие данные, что вместе со слабостью вооружения не позволило его использовать полноценно, как фронтовой истребитель. МиГ-3 применялся в боях с 1941 по 1943 гг. и чаще использовался, как ночной истребитель ПВО.

15 мая 1941 г. по приказу командира 20-й сад полковника авиации А.С. Осипенко (шифротелеграмма от 06.05.41 г. № 223/ш) авиаполк В.П. Иванова для продолжения боевой учёбы перебазировался с обжитого личным составом г. Бельцы на аэродром Семёновка, в лагеря, как называли этот процесс пилоты. Лётчики во второй половине июня занимались перегоном из г. Бельцы, 42-х собранных «мигов», пришедших в середине апреля ж/д эшелоном, в ящиках с завода-изготовителя. Остановились в самом городе, у уже известного хозяина дома - еврея, который рассказал, что 17 июня германский самолёт пролетал над городом и, что проживающие в г. Бухаресте его сыновья сообщили ему о начале войны в ближайшее воскресенье. И она началась, но для многих совершенно не так, как её ожидали. Начало боевых действий 22 июня подтвердила шифровка, полученная в штабе авиаполка Иванова в 5.00 утра из штаба 20-й сад № 343/ш. Лётчики полка не успели переучиться на МиГ-3. Осваивать его пришлось уже в ходе боёв и за это рассчитывались кровью. Налёт немецких бомбардировщиков на аэродром, принёс первые победы и первые потери. В мае 1941 г. удары Люфтваффе по Англии были сокращены. Основные силы немецкой авиации (4 воздушных флота) были переброшены на Восток, по плану «Барбаросса», который в первую очередь предусматривал захват двух главных городов - Москвы и Ленинграда. Для вторжения в СССР было подготовлено около 3 тыс. самолётов: более 1080 бомбардировщиков (из них 310 пикирующих), 290 истребителей, 765 самолётов-разведчиков и самолётов береговой авиации. К ним следует также добавить около 420 самолётов, предоставленных Германии Румынией, 300 – Финляндией, 100 – Италией и Венгрией, 150 – Хорватией и Словенией.

Продолжение следует в части  2              http://www.proza.ru/2018/06/08/1287