Притча о самом важном

Сергей Сатватский
Дождь лил четыре дня без остановки. Императора Поднебесной стал мучить вопрос, что является для него в жизни самым важным?
Он перебирал один ответ за другим, но никакой из них, не удовлетворял правителя. Дождь все не прекращался, а вопрос, словно камень в пустом сосуде, перекатываясь и гремя о стенки, не давал покоя. Император призвал своих мудрых советников и задал этот вопрос им.

Первый советник подумав, сказал, что император должен воспитать наследника чтобы династия не прерывалась.

- Это я знал и без тебя! - холодно ответил император.

Второй советник сказал, что  императору следует щедро раздавать милостыню нищим. Тогда дождей и солнца будет достаточно для того, чтобы вызревал богатый урожай, и империя будет процветать.

- Всему этому научил меня мой отец, все это не ново!

Третий советник сказал, что императору в первую очередь надо заботиться об армии, чтобы в случае нападения неприятеля отразить агрессию.

- Это я тоже слышал от своего отца! Но мне, это не кажется главным делом моей жизни!- разочаровался в ответе император.

Четвертый советник говорил о том, что император должен заботиться о своем здоровье. Ведь больной, он не сможет управляться с такой огромной империей!
Пятый сказал, что надо постоянно совершать жертвоприношения предкам и духам стихий. Шестой, что нужно вести дипломатичную политику с соседними варварскими государствами, которые время от времени чрезвычайно усиливаются и беспокоят империю. Говорили седьмой, восьмой, девятый... И так до двенадцатого. Но никто из них не удовлетворил императора своим ответом.

При этой беседе присутствовал императорский шут, который выслушав все ответы обратился к господину с такой речью.

- О сын Неба! О Победоносный! На берегу "Желтой реки", стоит одинокая скала. В ней есть пещера. Там живет даосский монах, которого зовут "Дающий мудрые советы", вели послать за ним! Он непременно тебе поможет!

Так как придворные мудрецы не смогли помочь императору, ему пришлось воспользоваться советом шута.

Через два дня во дворец пришел "Дающий мудрые советы". Даосский монах был не молод и не стар. Нельзя было сказать, что он одет опрятно, но также нельзя было сказать, что он был неряшлив. Он не был красив, но не был и уродлив. Одна его нога была обута в туфлю, а на второй обувь отсутствовала.
Больше всего императора в пришедшем заинтересовало то, почему одна нога монаха была обута, при том, что вторая была босой. Император  спросил об этом старца. На что тот ответил:

- Мы даосы, исповедуем единство и равенство всех вещей во вселенной. И понимаем, что отдельная личность ничего из себя не представляет, так как все есть - Великий Путь! Поэтому даже в императорский дворец мы входим не разуваясь. Но в тоже время, зная, что все есть Великий Путь, даже входя в хижину бедняка, мы снимаем обувь в знак уважения!

Императору очень понравился остроумный ответ монаха. Он приказал принести гостю кресло. Кресло принесли, но монах даже не взглянув на него уселся на пол, скрестив ноги.

- Скажи, монах, почему ты не сел в кресло предложенное тебе? - спросил император.

Даос погладил свою седую бородку и глядя в глаза императору, сказал:

- Иногда Путь предлагает нам мягкие сиденья и шелковые одежды, но мы отказываемся от этого. В последствии, когда Путь усадит нас на деревянную скамью и оденет в грубую ткань, у нас не бывает сожаления о потерянном!

Император проникшийся еще большей симпатией к "Дающему мудрые советы", задал отшельнику беспокоящий его вопрос:

- Скажи, о мудрейший, что является для меня самым важным в жизни? Чем я должен заниматься в первую очередь? И что бы ты делал, будь ты императором Поднебесной?

"Дающий мудрые советы" пожал плечами и улыбнувшись начал речь.

- Если бы я был птицей, то парил бы высоко в небе ловя потоки воздуха и не спрашивал  рыб, как лучше мне это делать. Если бы я был рыбой, то плавал бы на глубине соответствующей моему телосложению и не спрашивал у тигров, как лучше мне это делать. Если бы я был тигром, я бы охранял свою территорию от посягательства других самцов и выслеживая дичь не спрашивал бы у черепах, как лучше мне это делать. Если бы я был черепахой...

- Постой, "Дающий мудрые советы". Я спросил тебя о том, что мне делать на моем месте и как бы ты поступал будь ты императором!

- Ах, вы об этом, мой господин! Я действительно не расслышал вашего вопроса!
Если бы я был птицей, я бы парил высоко в небе ловя потоки воздуха и не спрашивал  у рыб, как лучше мне это делать. Если бы я был рыбой ,я бы плавал на глубине соответствующей моему телосложению и не спрашивал  у тигров, как мне лучше это делать. Если бы я был тигром, я бы охранял свою территорию от посягательства других самцов, а выслеживая дичь не спрашивал у черепах, как лучше мне это делать. Если бы я был черепахой, я бы откладывал яйца в теплый песок не спрашивая у навозных жуков, как лучше мне это делать. Если бы я был навозным жуком...

Император кивнул головой и поднял руку.

- Остановись, "Дающий мудрые советы"! Мне кажется, я тебя понял. Разреши продолжить твою речь.

- Конечно! О, победоносный! - поклонился даос.

- Мне кажется, если бы ты был императором, то управлял бы империей исходя из естественных законов и потребностей, не изобретая ничего лишнего, и не обращаясь за советом к тем, кто не сведущ в делах управления государством! Ведь так?

- Истинно, о, солнцеликий! Ты верно понял меня!

В благодарность за наставления император предложил монаху погостить у него во дворце.

- О, мой господин, комары, что живут в моей пещере, останутся без ужина если я не вернусь сегодня! Наше учение призывает быть сострадательным ко всем живым существам без исключения. Не гневайся, но сегодня я уйду, - отказался от приглашения монах.

- Тогда возьми себе теплую одежду! - предложил император, - и немного денег. Скоро зима! Одежда защитит тебя от холода, а деньги всегда можно обменять на еду!

- О, мой господин! Я настолько умиротворил свой дух, что мне не страшны ни жара, ни холод. Еды мне хватает той, что я выращиваю на своем огороде. К тому же, местные крестьяне приносят иногда немного риса. Мне ничего не нужно!

Монах задумался на секунду, а после продолжил:

- Но наше учение призывает нас быть сострадательными к ближнему и отзывчивыми на благодарность. У одного из крестьян, в деревне по соседству с моим жильем, очень болен единственный сын. Я, пожалуй, возьму у тебя несколько монет, чтобы отец позвал к сыну хорошего лекаря.

- Пусть будет так! Но не откажись хотя бы пообедать со мной! - почти взмолился император Поднебесной.

"Дающий мудрые советы" охотно согласился на это предложение.

Говорят, что во время обеда император и монах о чем-то говорили, и громко смеялись. Но к сожалению, история не сохранила для нас содержания этой беседы...