о детях...

Любушка 2
                Когда у Сент Экзюпери спросили:
                «Стоит ли баловать детей?», он ответил:
                «Непременно балуйте, неизвестно,
                какие испытания им приготовила жизнь».



          Михаил - это бабушки моей отец. Жена Михаила (прабабушка моя) померла молодой. Он второй раз женился.
          Бабушка моя - Ефимия Михайловна, маленькая была, не знала свою маму, а рассказывала своим детям, как жила с мачехой. 
          Бывало, дети* просят мачеху: «Давайте ужинать, давайте ужинать». 
          Она: «Сейчас, подождите».
          Да, говорит, мы шумим, шумим, и уж спать захотим, свернемся так вот, как кошки, да и на голых лавках уснём. Проснёмся ночью, - а мы всё такие же голые. Никто нас не перетащит на постель, никто нас не оденет. И так вот покричишь-покричишь ночью, и проходит ночь.
          Сама стелет постель своим детям, да и рассказывает: «Я вот вам, видишь, всё стелю, да кладу вас, а меня вот никто не клал».
          «У Ефимии Михайловны была сестра Феодосия. Бывало, она придёт к нам, а дед-то: «А-а, Феодосия Михайловна пришла. Проходи. Сейчас чай будем пить». У нас самовар был большой, и я вот помню, они ставили самовар, и пили из самовара чай.
          Но Михаил, он мало с нами жил. Он днём-то у Феодосии жил, а ночевать ходил к нам на Хиву с Деревни. 
          А я говорю: «Мам, что же он ходит ночевать-то к нам?» 
          «Да, вот, к нам привык, - говорит, - ночевать.  Тут он лучше спит, яму покойней».
          Ну, он мало ночевал тоже.  Враз помер, - старый был», - из воспоминаний младшей дочери Ефимии Михайловны. 




*    Две девочки - Фима и Феня, и мальчик - Ваня.
**
Картина «Спящие дети» /Василий Григорьевич Перов, 1870 г. /