Дидье Дюма. Семинар в Брюсселе, осень 2008 год

Элеонора Дорн
Библия и родовой психоанализ.

Межпоколенческий психоанализ появился во Франции после Дольто и Лакана; причем он появился в четырёх различных психоаналитических школах психоаналитики которых друг с другом не были знакомы. Это является первым парадоксом возникновения родового или межпоколенческого психоанализа во Франции. Nicolas Abraham был первым, кто заговорил о фантоме, ибо его интересовал феномен телепатии. Другим же парадоксом возникшего направления в психоанализе является то, что сам родовой психоанализ является теорией одновременно старой и новой.

Все старые теории de l';sprit (это слово переводится как дух, ум духа) - будь то Шумеры, Греция или Библия, являются теориями генеалогических связей. Люди приходят ко мне на консультацию не ради того, чтобы вылечиться, а потому что этот метод позволяет расставить всё по своим местам; именно с этим мы сталкиваемся в нашей работе: всё встаёт на свои места. На протяжении 10 лет я работал с детьми - психопатами. Именно эти дети подтолкнули меня в этом направлении, указав мне на генеалогическую структуру духа.

Эти дети мне "всё сломали", мне пришлось всё выбросить на помойку, но, с другой стороны, эти дети теперь прекрасно себя чувствуют. Когда вы работаете с детьми психопатами, то вы умеете разговаривать с младенцами. Однако такой подход требует полного пересмотра уже существующей теории. Вот об этом я вам расскажу вкратце.

Теория Фрейда носит абсолютно механистический характер что касается психики младенца: оральный период, анальный, и это всё. Вы не найдёте у него объяснения того, как функционирует психика младенца. Кроме того, скажу, что теория Фрейда не является теорией сексуальности. Первые психоаналитики, такие как Фрейд, Юнг полностью замалчивают тему смерти. Они хотели придать психоанализу научную основу, поэтому они не захотели говорить о чём-либо, имеющем отношение к духовности, они хотели говорить скорее о материальном. Когда мы говорим о духовном, то это не значит, что речь идёт о религии, а лишь о том, каким образом ребёнок интегрирует понятие смерти. В человеческом представлении, будь то ребёнок или взрослый, секс и смерть неотделимы друг от друга. Поэтому в теории Фрейда есть пробел что касается того, каким образом понимается смерть и, как она интегрируется.

У Фрейда построение человека регулируется семилетним циклом, а следующий за ним, второй цикл, он называет латентным, однако, объясняя всё сексуальностью, он не объясняет, каким образом эта сексуальность функционирует, хотя именно первый цикл закладывает основы аффективной и сексуальной окраски психики. Второй период закладывает социальные формы, коллективные и культурные, а третий цикл это подростковый возраст. В генеалогическом психоанализе всё иначе, а это уже переворот.

Книга Бытия - это самый главный труд по генеалогии из всего того, что я нашёл. Дольто нам объяснила, что построение эдипа у ребёнка связано также с мифом об инкарнации, и это не зависит от принадлежности к той или иной культуре. Библия и Иисус находятся в моих ментальных структурах, хотя я был атеистом. У меня нет других ответов на собственные вопросы кроме тех, которые я мог найти в Адаме и Еве. Вся мифология книги Бытия является иллюстрацией к пятому стиху 10 заповедей.

Большинство христианских переводов Библии очень плохие. У меня есть два перевода: один перевод экуменический, а второй перевод Андре Шураки. Вы можете их сравнить. Шураки намного ближе к древне-еврейскому тексту. Первый перевод пятого стиха - экуменический: «Я, Бог твой, Бог ревнивый, наказываю за грехи отцов, в трёх-четырёх поколениях, если они меня ненавидят, но дарю свою верность тысячам поколений, если они меня любят и выполняют мои заповеди». Это единственное место в Библии, где Бог называет себя. Надо понимать, что цикл трёх поколений это абсолютно универсальный цикл. Он повсюду, и это понятно, ибо три поколения встречаются на земле: это ментальная структура ребёнка, пришедшего в мир взрослого, который царствует и старика или старухи, которые готовятся к уходу. Эти три разные ментальные структуры. Это первое.

Второе: ментальное построение человеческой психики включает в себя три уровня идентификаций. Это основа генеалогического подхода. Вы должны забыть о том, что у вас индивидуальная психика; вы связаны с тремя поколениями: первое - это идентификация со своими сверстниками, ваши личные герои, то есть это то, что создаст идеалы вашего поколения, идентификация с поколением ваших родителей, через которое вы интегрировали деторождение, сексуальность (не обязательно через ваших родителей) и идентификация с поколением бабушек и дедушек, через которое вы интегрировали смерть. И с этими тремя уровнями идентификаций вы будете сталкиваться на протяжении всей вашей жизни, ибо совсем не одно и то же быть ребёнком, взрослым или стариком. То есть ментальные структуры меня самого, моих родителей и моих дедушек и бабушек, которые готовятся к уходу, все они находятся во мне. Мы интегрируем их внутрь себя.

Загадка Сфинкса: утром на четырёх ногах (младенец), днём на двух (взрослый) и вечером на трёх (бабушки и дедушки). В Библии фигурирует четыре. Что касается древа познания, то для всех едино лишь Древо Жизни. То, что добавляет Библия, она делит пополам для того, чтобы создать Древо познания. Добавлено четыре. Почему? Потому что в начале текста Бог и три патриарха, после Каина Адам произведёт на свет Сифа, у которого будет сын Енох и лишь начиная с Еноха, произносится имя Бога. Это означает, что в Библии нет Отца на протяжении, по крайней мере, трёх поколений. В начале Библии мы видим эти три поколения отцов, однако необходимо, чтобы эти три поколения отцов зачали своих детей, как Бог создал Адама: то есть через Слово, в первую очередь, а не во плоти. Необходимо, чтобы люди осознали существование Бога отцов и отцовства. В начале Бог и три поколения отцов передают правильно, а потом это уже работа возлюбленных Бога, то есть Авраама и его потомков. Конец этой мифологии показывает, что Авраам, Исаак и Яков так хорошо передают Божественное дыхание и Слово, что у них появится четвёртый–гений Иосиф. Три первых похоронены вместе в одной могиле, а Иосиф намного дальше от них, в Египте.

Остаются прегрешения, потому что вина отцов передаётся трём-четырём поколениям. Из этого слова сделали «грех». Теперь я расскажу о первых трёх патриархах.

Сравниваю экуменический перевод с переводом Шураки: «Бог, однако по древне-еврейски Элоим, а это множественное число, что означает, что в стихе, посвящённом созданию Неба и Земли, создаёт не Бог, а Боги. И это уже шок, начиная с первого стиха. Еврейское слово «Berechit» переведено в книге Бытия как «начался». Шураки его переводит как «Заголовок», ибо у него подход мистический, и для большинства комментаторов Библии именно это слово является ключевым, они его объясняют двояко: Заголовок–когда Боги (les Elohim) создают в своих головах Землю и Небо (Земля была Хаосом). Таким образом сразу становится понятным то, что прежде чем создать во плоти, необходимо создать в мыслях, ибо Бог сначала создал в голове, речь идёт о ментальных структурах сначала, а потом о плоти. Библейская модель сотворения даётся самим Богом. Человек был создан в два приёма:

Сначала, в первые шесть дней, человек был создан в мыслях Бога, а затем в Эдеме. Точно также мы рожаем на свет детей: сначала мы говорим о них, мечтаем, строим планы, то есть через Слово, а лишь затем воплощаем в теле. Следовательно, Бог создаёт Адама и Еву в два приема: сначала он думает, а потом приводит в исполнение свою мысль в Эдеме.

Это то, с чем мы сталкиваемся в l’haptonomie –аптономии: плод узнаёт голос своего отца, чувствует его дыхание, голос, руки, его половые органы. Очень часто последнее опускается, хотя это главное, ибо ребёнок помнит; у всех нас сохранилась память об отцовских гениталиях. Когда речь идёт о хаосе, из которого Элоимы (множественное число, Боги) сотворили Небо и Землю, то это напоминает родителей: отца и мать, зачавших ребёнка. Как только Бог создал мужчину и женщину, он начинает говорить от первого лица во множественном числе. Всё написано в Библии, достаточно внимательно прочитать её! Я ничего не придумываю. В остальном тексте он говорит «Я». Всего в трёх местах, в книге Бытия, он говорит МЫ. Когда он создаёт мужчину и женщину, он не говорит Я, он говорит МЫ. «Создадим мужчину по нашему подобию». Бог создал человека по своему подобию. «Самца и самку он создал». Этот стих даёт понять, что Бог бисексуален, что он одновременно и самец и самка. Именно это и объясняет множественное число.

Библия говорит о cексуальности в том же ключе. Сексуальность мужчины и женщины в Библии даётся лишь через один орган-глаз. Глаз-сексуальный орган. Иного в Библии нет. Там нет понятия секса. И это прекрасно, ибо в те времена не существовало такого понятия как фантазмы.

Нагота, открытие глаз ничего не имеет общего с внешней наготой тела. Она символизирует открытие глаз Адама и Евы на наготу их внутреннего Сада. « Они увидели, что наги». Не будем забывать о том, что в Библии сексуальность это - дверь в познание. Почему? Потому что сексуальность нас отсылает к нашей структуре младенца. Младенец в нас является дверью в познание. У меня нет того же представления о духе, как у Лакана. Для меня ментальные структуры в основном состоят из трёх уровней представлений: первый это ощущения, они начинают формироваться с момента формирования плода, кстати плод в (l’haptonomie) контактирует с внешним миром лишь при помощи ощущений. Образы, которые остаются в памяти, то есть зрительная память, она формируется в основном уже после рождения, в полтора месяца, когда глаза младенца начинают узнавать лица, и это продолжается до трёх лет, того момента, когда ребёнок начинает произносить фразы.

Что касается классического психоанализа, то он полностью игнорирует такие понятия как ощущения и образы, единственное понятие, которое существует в классическом психоанализе так это «влечение». Однако психическая структура младенца состоит из ощущений и образов, именно эти психические конструкции помогают работать не только в шаманизме, но и в других современных техниках, которые появились уже после Лакана. Проблема состоит в том, что язык постепенно вытесняет эти психические параметры ощущений и образов. Я их называю «первородной психикой младенца», ибо именно этой способностью отличается младенец от взрослого: быть одновременно самим собой и другим. Если взять пример, который приводит Дольто, а именно, когда ребёнок говорит: «Я хотеть», то это означает, что он функционирует в коллективной психике, в недрах её он и развивается. Именно благодаря этой способности быть одновременно собой и другим позволяет ребёнку считывать материнский язык, ибо нет других аргументов для объяснения того, каким образом ребёнок учится говорить. Это происходит потому, что грудной ребёнок одновременно является самим собой и другим, он живёт в ментальных структурах другого (родителей), таким образом он копирует язык своих родителей. Копирование языка происходит одновременно с процессом вытеснения, и это приводит к тому, что позже ребёнок научится лгать. Ребёнок, которому нет трёх лет, не умеет лгать, ибо он находится в первородном состоянии, и не может себе представить, что в голове его мамы не те же самые мысли, что и у него.

Именно тогда, когда он начинает произносить первые фразы - подчёркиваю - не первые слова, а первые фразы, он получает доступ к способности лгать. Это тот момент, когда, как говорил Фрейд, у ребёнка появляется личная психика, ибо до этого момента он живёт в коллективной психике.

Теперь давайте вернёмся к нашей подруге Еве, матери, живой. Ева предстаёт перед нами как подросток, который выполняет то, что ей говорит папа: «что секс связан со смертью». Это то, что она говорит Змею, который ей на это отвечает: «да нет, не умрёте вы, твой папа это знает, он просто знает, что если вы вкусите плод от древа, то ваши глаза откроются, и вы будете как Боги. Вы почувствуете себя освобождёнными от веса тела и земного притяжения, вы будете вне времени и пространства, и, принадлежа к миру Богов, из которого вы вышли, вы поймёте, в чём секрет постоянного возрождения жизни и вечности души, секрет благодаря которому всё повторяется из поколения в поколение. Вы узнаете в чём зло, а также и то, что препятствует продолжению жизни и перекрывает её». Вывод, который мы пока можем сделать–в Змее нет ничего от Дьявола. Это зверь, обладающий властью, то есть он посвящает, он воспитывает, говорит о сексе, как в былые времена говорили об этом женщины из простонародья. Змей говорит нам о жизни и смерти.

Затем рассказывается о том, что происходит с Адамом и Евой и их тремя сыновьями: Каином, Авелем и Сифом. В символике самого Древа нет понятия ни вины, ни греха, сексуальность не представляется как ЗЛО. Она представляется как священное пространство, в котором соединяются два мира, из которых вышел человек: мир Богов, от которых он получил дыхание и способность мыслить, и земли, откуда появилось его тело. Единственное, что отличает сексуальность животную от человеческой так это то, что у человека она включает в себя язык, способность выражать себя. И каждый знает, что если невозможно выразить своё сексуальное желание при помощи речи, то есть языка, то сексуальное желание выражает себя через глаза, взгляд.

Теперь я перейду к теме зачатия детей Адама и Евы. Перевод Шураки: «Адам познал Еву, забеременев, она рожает Каина и говорит: «я родила мужчину с YHVH». Прибегнув к термину самого Лакана, можно сказать следующее: «двойная потеря права на Имя отца». Адам познаёт Еву и исчезает. При рождении Каина Ева в одиночестве празднует счастливое событие. Она говорит: «Я родила мужчину от Бога» (текст экуменический). Совершенно очевидно, что в своих фантазиях она зачала этого ребёнка не с Адамом, а с кем тогда? Со своими родителями, Богом (отец, мать). В лучшем случае Ева родила сына от отца, а может быть и хуже, от своей мамы. Вот что нам рассказывает этот текст, это как раз то, что даёт судьбу фанатика, убийцы или параноика.

С Авелем всё происходит наоборот. При рождении Авеля Ева ничего не говорит, она в повторе. Текст гласит: «она рожает ему брата». С Каином Ева испытала неслыханное удовольствие, удовольствие, в котором она почувствовала себя равной Богу. Со вторым ребёнком она просто ничего не испытывает, она просто рожает, без эмоций, именно это и означает Авель. На иврите Авель означает «пар» и «ничто». Парня, которого зачали в тумане это - hard. Абель-это, таким образом, рот, который молчит, это тот, кто появляется на свет, когда никто его не желал; это случайный ребёнок, непредвиденный ребенок, ребёнок стыда. Это ребенок за пределами Слова, этот ребенок, короче говоря, - козёл отпущения; это тот потомок, который приносится в жертву, ребёнок - шизофреник. Как получилось так, что ни Каин, ни Авель не были зачаты по образу Адама, как в его желании, так и в его Имени. Если этого не поняли или не верите, то советую обратиться к тексту, к Родословию Адама для того, чтобы убедиться в том, что ни Каин, ни Авель там не упомянуты, лишь Сиф. (Бытие: «Адам жил сто тридцать(230) лет и родил (сына) по своему подобию, по образу своему, и нарёк ему имя: Сиф». Их просто не существует. Они принадлежат к тому времени, которое называлось матрилинейным. Книга Бытия, Библия это то произведение, которое закладывает фундамент матриархата. Единственный, кто фигурирует в родословной Адама - это Сиф; лишь он единственный из трёх сыновей зачат Адамом по его подобию, как копия его, то есть как его потомок; Адам даёт ему Имя.

Библию надо читать в подтексте, а не в том, что дословно написано. К примеру, у жены Ноя, которую он берёт с собой в ковчег, как будто нет имени, оно просто не называется. Что это значит? Это значит, что речь идёт в данном случае не о создании индивидуальности отдельного человека, а о социальном построении. Каин не существует в ментальных сферах Адама. А теперь от индивидуального формирования перейдём к социальному. Второй цикл длится до 14 лет, это-цикл социальный. Что прекрасно в этом тексте, на мой взгляд, так это то, что впервые говорится о том, что в любом случае Бог не может заменить собой отца живого. Ключ к пониманию это 7, в книге Бытия 7 означает земной цикл, то есть цикл, присущий земле, и это потому что понадобилось семь дней для того, чтобы Адам взял на себя роль, проект, который изначально был проектом Бога. Когда речь идёт о семи, это всегда земной цикл, а когда появляется 10, то это уже 10 заповедей, и тогда мы находимся в цикле Божественном, или в Божественном желании.

Семь поколений Адама будут зачинать, как Адам. Каину будет месть семь раз. Это история Отцов. Отец Каина это психоз у папы, то есть папа психопат. Сиф - это земной цикл. Фантом появляется через 7 поколений. Необходимо дать ему возможность перейти в Свет. Можно сказать, что Библия не любит женщин, но она по крайней мере их не обвиняет. Она говорит, что отцы должны уметь беседовать. Фантом появляется в седьмом поколении, ибо вот этот предок не смог после смерти вернуться к себе, в Свет. Первая Вина: Вина Адама заключалась в том, что он зачал двух сыновей в теле вместо того, чтобы сначала зачать их в Слове, именно это и породило двух первых психопатов планеты. То, что сделает Ной-он создаст социальные классы.

Хам, Сим и Иафет три сына Ноя.

В Библии «видеть» равносильно совершению сексуального акта; это как раз то, что познают сыновья Ноя, два его старших сына: увидев отца обнаженным, они «покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад»; одежда в данном случае символизирует то же самое, что «смоковные листья», из которых были сделаны пояса у Адама и Евы в Эдемском Саду. Взяв плоды с древа познания, Адам и Ева «увидели, что наги»; воспользовавшись опьянением своего отца, Хам увидел гениталии своего отца. Когда же Ной узнал о том, что сделал над ним его меньший сын (просто посмотрев), то он сказал: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих». Это экуменический перевод. Этот перевод представляет Ноя как безумца, который констатирует, что он переспал с сыном (символ глаз, глагол «видеть»), и он ополчается на своего внука Ханаана. Ной обращается к самому себе, ибо именно он виноват, в библейском смысле этого слова; в состоянии опьянения он совершил акт плоти, не предварив его словом. Вина не в том, что запрещено спать со своим сыном, а вина Ноя заключается в том, что он совершил действие, которое не находится под контролем мысли. Раз Ной позволяет себе быть соблазнённым своим сыном, то это означает, что он, будучи отцом, забыл объяснить сыну, что такое сексуальность. Сын был плохо информирован. Лишнее доказательство того, что самое главное это то, что происходит на уровне Слова, а не тела. Отсутствие Слова: Ной понимает, что он совершил ошибку в тот момент, когда он просыпается после похмелья. Тогда он «проникает» (в переводе) в то, что сделал его младший сын. Глагол «проникать» является сексуальным ( пенетрация).

В Эдеме Виной Адама является то, что первых двух детей он зачал сначала в теле, вместо того, чтобы сначала зачать их в мыслях, в голове, слове и проекте, а Виной Ноя является то, что он оказался в объятиях своего сына по той причине, что не объяснил ему через Слово, что такое сексуальный акт. Адам, будучи соблазнён женой, произвёл на свет первых психопатов планеты, а Ной, соблазнённый сыном, породил первые низшие социальные классы, класс рабов. Ной узнав о том, что произошло с его младшим сыном, не думает о том, каковы будут последствия этого инцеста в ближайшем будущем; он думает об этом в масштабах трёх последующих поколений. Поэтому он полагает, что раз  Хам так прилип к телу отца (к телу Ноя), то он рискует передать это и своему сыну, Ханаану. Поэтому Ной отдаёт Ханаана в рабы старшему сыну Симу, который служит Богу и сублимирует свою гомосексуальность через любовь к Богу. Затем он доверяет Симу и Иафета для того, чтобы уберечь его от отцовского пьянства (собственного). Таким образом, Сим, предок Авраама, создаёт господствующие классы, то есть патриархов, а Ханаан, который носит то же имя, что и страна, которую Авраам позже должен будет евангелизировать, порождает низшие классы -Ханаанеев и рабов, ими и будет управлять Авраам.

Теперь перейдём к третьей Вине

Адам, поняв, что совершил ошибку, зачал Сифа сначала в слове, а затем во плоти. Но Ева, со своей стороны, зачала Cифа как замену своему умершему сыну Авелю. Вот именно это и указывает на то, что фантом будет передаваться через женщин. Это то, что мы наблюдаем при клиническом лечении, это чистая клиника: фантом умершего ребёнка порождает стерильных женщин и психопатов. Все женщины матриархата являются потомками фантома Каина, и они будут стерильны. Авель-фантом, а Ева зачала Сифа в замену своего умершего сына Авеля, таким образом фантом Авеля передаётся через женщину. Он указывает на то, что испытание, через которое должен будет пройти Авраам, будет иметь своей целью кастрацию матери, в том смысле, в каком Фрейд даёт это понятие, однако «кастрация» относится в данном случае как к матери, так и к отцу. Это происходит в тех случаях, когда отцы ведут себя, как матери, как это случилось с Авраамом. Речь идёт об отцах, которые позволяют своим супругам решать за них то, что касается судьбы их детей. (Женщина рожает, а мужчина решает).

Испытание, которому Бог подвергает Авраама, является метафорой необходимости отделить ягнёнка от стада. Исаак спрашивает отца: «Где же агнец для всесожжения?». Авраам отвечает: «Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой». Совершенно очевидно, что он отожествляет сына с агнцем. Однако в тот момент, когда Бог взывает к Аврааму, не агнца видит Авраам, но овна. Подняв глаза к небу, к своему отцу, Богу, он не видит агнца, которым стал его сын, а он видит отца этого агнца. Он, Авраам, у которого болели глаза, когда Сара заставила его выгнать из дома их старшего сына. Он Авраам – отец агнца, овен, рога которого запутались в чаще; рога являются самым божественным органом животного, эти рога оказались в плену чащи, что означает в плену женского пространства. В этот момент Авраам понимает, что он совершил грубую ошибку, позволив женщине решать судьбу своих детей, и тогда он понял, что не сына-агнца надо принести в жертву, а овна - отца, что он и сделал». Таким образом этот миф предвосхищает фрейдовскую кастрацию, хотя то, как кастрацию объясняет Фрейд совсем не одно и то же, ибо это понятие у него появляется намного позже, как кастрация родителей.

Ответы и вопросы

-В какой момент появляется проблема, когда женщина рожает ребёнка для себя?

- Не сразу, нужно три поколения, чтобы увидеть в этом ловушку. Я как-то выступал по радио и мне позвонила женщина, родившая ребёнка для себя и говорит: ”А у меня мальчику 8 лет, и всё в полном порядке, что вы тут рассказываете глупости!”. На что я ей ответил: ”естественно, что в 8 лет всё прекрасно для ребёнка, который король для своей мамы. В этом возрасте и при таком положении вещей никаких проблем и не может быть, позвоните мне тогда, когда ему будет 16 лет, и тогда мы поговорим». Ибо когда ребёнок является всем для матери и наоборот, то есть нет третьих лиц, то это автоматически порождает драму, ибо невозможно друг с другом расстаться. В подобных случаях женщины находятся в полном непонимании проблемы, ибо им кажется, что всё прекрасно, и они рожают детей сами. Это трагедия. Это всё, что я могу вам сказать по этому поводу.

Каким образом у маленького мальчика могут появиться фантазмы, как он может помочь маме своим пенисом, если ему мама говорит, что пенис не нужен женщине, и так как он видит, что у мужчин это иначе, то вот так это порой и происходит. Я не говорю, что это ведёт прямо к гомосексуализму и, что матери гомосексуалистов именно такие, однако, если вы внимательны, то поймёте, что это начало некоторого опасного процесса, и это вписывается в генеалогию. Ибо, если в период эдипа у мальчика есть ощущение, что маме мужчина не нужен, то тогда он говорит: «Я никчёмный, я не могу помочь маме? Кому я могу быть полезен? Папе, потому что он страдает, потому что мама его выгнала (именно так происходит идентификация с мужчиной), именно так всё происходит в период эдипа у ребёнка. Важно увидеть то, что происходит в этот период, во всяком случае я это так понимаю.

Естественно, что единственная модель из Библии недостаточна для того, чтобы говорить о психозе. Психоз намного более широкое понятие, чем невроз. Не надо забывать, что Иисус, Эйнштейн, Лакан, Дольто были психами. Не будем искать лишь на помойках. Фрейд был первым, кто сказал: «Мне удалось справиться с тем, с чем параноик не справится никогда». Это слова Шрайбера, который цитирует то место, где Фрейд пишет о психозе, впрочем, единственное место в его трудах.

Несмотря на то, что психоанализ вырос из психиатрии, у нас, тем не менее, странное представление о психозе. И у нас такое представление о нём по той простой причине, что мы не умеем его лечить. Получается, что в силу того, что мы не умеем его лечить, это у нас вызывает чувство вины, и мы считаем, что раз психоз, значит «пропащий». Лишь в этом и заключается опасность психоза, в его этикетке. Первое, что важно объяснить психопату, когда вы начинаете его лечить, так это то, почему его воспринимают как психопата. Никто не может быть психопатом 24 часа в сутки. Когда вы им объясняете, что вот, если вы будете себя вести так-то и так-то, говорить то-то, то будут думать, что вы психопат. А человек не был в курсе!

Есть некоторое мошенничество в современной терапии, запущенной Фрейдом, оно заключается в желании создать духовный метод на материалистической основе. К примеру, шаманизм помогает, и это неоспоримо. Если вы попросите помощи у Бога, то это тоже действует, с той лишь разницей, что в шаманизме не обращаются к Богу, а к другим божествам.

Как я работаю с древом? Все психоаналитики сходятся во мнении, что индивидуальное структурирование ребёнка заканчивается в семь лет. Аналитики типа Дольто, Розин Лефор, те, которые работали с детьми психопатами, говорили, что формирование структуры заканчивается к трём годам. Именно в три года происходит считывание фантома. Если действительно всё заканчивается к семи годам, то в нашем современном обществе, возникшем после французской революции, где больше не принято говорить о сексе и смерти, это означает, что детей не информируют об этом. Раз смерть и секс находятся под табу, то тогда запускается другой процесс: считывание, копирование, то есть запускается тот самый процесс, который нам помогает учить язык. То же самое происходит и на энергетическом уровне. Так как психическая индивидуальная структура заканчивает формироваться к семи годам, то любой предок на генеалогическом древе имеет собственную структуру эдипа. Эта структура является концепцией того, как он усвоил такие понятия как смерть и секс.

Будь эта концепция сознательной или нет, именно она будет определять то, как человек будет строить свою жизнь. И вот эту информацию вы можете «прочитать» в генеалогическом древе. Вы также можете увидеть там, хотя это непросто, фантомов. Сразу скажу, что для нас фантом это не умерший, а это энергетическая структура. Фантом это энергетическая или эмоциональная структура, которая передаётся и с которой мы вступаем в определённые отношения: социальные, семейные, эмоциональные. Когда удаётся убрать фантом, очистить, тогда удаётся отправить в Свет всех тех, кого он преждевременно уничтожил. Через психоанализ структура уничтожается.

- Теперь, что касается многих краткосрочных техник. Я не буду входить в детали, однако скажу, что вот многие решили, что раз они всё поняли, то всё очень просто. Однако, они не умеют лечить людей, они научились лишь называть вещи, обозначать проблему. Для того чтобы лечить такие вещи, необходима энергетическая работа, а вот этого они не умеют делать. Эти специалисты остановились в своём западном мировоззрении. С одной стороны, они работают над генеалогией, а, с другой стороны, они остаются в материалистической сфере. То, что рак это генеалогия у меня и у моей жены - гинеколога это совершенно очевидно (моя жена работала в онкологии), поэтому для нас всегда было очевидным то, что психоз и рак имеют одно и то же происхождение, ибо это то, что выражает себя через Yang de Yang. Когда человек не может вытеснить проблему через разум, то он выбирает другой путь. Отсюда и проблемы.