Притча о сёгуне и скромном самурае

Виталий Чумаков
 
Армии двух кланов, боровшихся за власть в провинции изготовились к битве. Одна заняла выгодную позицию на холме, а другая расположилась в долине между двумя лесными массивами. Её, возможно, возглавлял влиятельный аристократ-сёгун,  господин, к которому вернулся ронин, ставший скромным самураем* из притчи  https://cont.ws/@vita1chuk/961...

(См. картинки в https://cont.ws/@vita1chuk/961733)

Сёгун вызывал к себе на совещание своих начальников отрядов по одиночке, чтобы выслушать их советы к предстоящей битве.


Под конец совещания к сёгуну попросился на приём тот самый самурай, высокомерие которого было  смыто водами канала, куда он к своему счастью упал. Сёгун решил выслушать мнение простого самурая просто из любопытства. Ему уже предлагали всякие варианты по занятию разных позиций к началу сражения. О чём он и сказал самураю с раздражением на своих советчиков.

- Самое хорошее место для начинаний - то самое, где вы сейчас находитесь, господин, - сказал самурай и продолжил:

- Нужно чтобы отряды правой и левой руки спрятались по обе стороны леса. а центр нашей армии с шумом и музыкой выступил первым в сторону противника. Там подумают по законам ведения войны мудрого китайца Лао Цзы, что мы слабы и демонстрируем силу, которой у нас нет, чтобы устрашить и предотвратить атаку противника.

Затем, продвинувшись на небольшое расстояние вперёд, остановиться и начать отход в некотором беспорядке назад, ускоряя шаг. Враг подумает, что мы убедились в его численном превосходстве и выбранной его лучшей позиции, решили ретироваться. чтобы избежать поражения. И даст команду преследовать нашу армию. Мы же будем в ускоренном порядке отступать дальше того места, где сейчас стоим и когда противник настигнет нас и завяжется бой, он попадёт в мешок или котёл, поскольку с флангов по нему неожиданно ударят спрятавшиеся в лесу отряды. Успех сражения для нас будет гарантирован.

Сёгун с нарастающим вниманием слушал самурая. План ему очень понравился и он решил сделать самурая главным среди начальников его отрядов и уже хотел объявить об этом, как его остановил самурай.

- Не делайте этого, мой господин. Моё неожиданное возвышение вызовет ко мне зависть и ни к чему хорошему не приведёт. Более того, стрела завистника может оборвать мою жизнь. Пусть я буду вашим неофициальным советником в виде телохранителя и не более того.

Сёгун был крайне удивлён отсутствием воинского честолюбия у своего самурая. Тогда он предложил ему мешочек золота в качестве вознаграждения за толковый план предстоящего сражения. И от золота самурай отказался.

- Ну,  как же на эти деньги ты можешь купить многое: женщин, развлечения. отличное жилище, прекрасную еду...

- Мой господин. не в деньгах счастье. Я мог бы купить  женщин - но не любовь; жилище - но не домашний очаг; развлечения - но не радость ...

- Да ты не самурай. а настоящий мудрец! Будешь всегда при мне.

- И ещё прошу, когда я выйду от вас, обругайте меня так, чтобы все слышали. Это успокоит ваше ближайшее окружение и военачальников. Они должны считать, что сражение пойдёт по вашему плану, что только укрепит ваш авторитет в их глазах. А это важно для успеха битвы.

Сёгун обнял своего самурая, самого необычного из всех, кого он знал. Пропустил его вперёд себя из палатки и стал громко ругать его за дурацкие советы. Самурай спиной чувствовал злорадные ухмылки и смешок, но никак не реагировал на это. А сёгун сказал строго при всех:

- Будешь при мне. Сегодня предстоит жаркий денёк. Умом не блещешь, посмотрим, каким ты будешь в бою.

 Затем отдал соответствующие распоряжения, а вскоре началось кровопролитное сражение. Разгром противника был полным, но никто и не догадывался, кому сёгун был обязан своей победой. Сам он был в гуще боя, увлекая за собой воинов, и самураю пришлось дважды отбивать смертельные нападения на своего господина, получив при этом ранения.


* Самураи - военно-феодальное сословие мелких дворян, следующее традиционным духовным ценностям. Профессиональных воинов растили бесстрашными и смелыми, развивали в них качества, которые считались в среде самураев самыми главными добродетелями, при которых воин мог пренебречь своей собственной жизнью ради жизни другого. Кодекс поведения самурая «Бусидо» был проникнут духом беспрекословного подчинения господину и презрения к смерти.


Со временем самураи стали весьма влиятельны, даже император был вынужден соглашаться с решениями наивысшего по рангу самурая - сёгуна. Длительная эпоха междуусобных войн способствовала обогащению кланов, умелые воины всегда востребованы в смутное время. После буржуазной революции 1867-1868 годов самурайское сословие было упразднено. http://www.yamoskva.com/node/1...