Наше важнейшее решение

Вера Тараканова
     Наш мир постоянно меняется, и любой отрезок времени - это частица его непрерывного потока, которая содержит в себе все достижения предыдущей истории и вносит вклад в ее дальнейшее развитие. Таким образом,к началу 21 века совокупность общих достижений приобрела колоссальный объем. Сейчас для того, чтобы овладеть необходимыми знаниями в какой-либо области, требуется изучить горы специальной литературы. К тому же наша жизнь перенасыщена потоками информации, проникающими в сознание людей и требующими от него своего осмысления. Если присовокупить к этому и то время, которое уходит на исполнение личных и семейных обязанностей, то становится ясно, что человеку практически некогда спокойно вздохнуть и подумать о том, куда и на что он направляет свои усилия, к чему стремится, что для него главное, а от чего следует отказаться.
     Однако самое печальное заключается в том, что в круговерти каждодневных забот он даже не испытывает в этом никакой необходимости. Он полностью сосредоточен на своих сиюминутных делах и движется по накатанной колее, как некое зомбированное существо, с единственной мыслью, как бы не выпасть из этой колеи и не оказаться выброшенным на обочину дороги. И отдых для него - это кратковременное отключение от тяжелых забот и обязанностей. Главное, чтобы он был приятным и веселым время препровождением и давал возможность получить как можно больше удовольствий. Конечно, есть люди, которые ходят в театры, музеи, выставки, читают серьезную литературу, но их гораздо меньше по сравнению с теми, кто не испытывает никакого духовного голода.
     И так все продолжается изо дня в день, из года в год. И лишь достигнув определенного возраста, человек с горечью осознает, что он не понял чего-то очень важного. Но старается отогнать от себя эти нежелательные мысли и также бессмысленно доживает последние отпущенные ему годы. Однако в конце жизни приходит к выводу, что ему нечем поделиться со своими детьми и внуками. Он неспособен объяснить им, зачем дается нам жизнь, в чем ее смысл и вообще приобрел ли он за прожитые годы хотя бы немного полезной для них мудрости. Но это слово для него лишь пустой звук. Мудрость - это дар Божий, а если в душе Бога нет, то и никаких даров от Него ждать не приходится: в безбожном сознании такого человека сохраняются лишь отдельные эпизоды из прошлого, но проанализировать их, чтобы понять их значение и сделать полезные выводы - он неспособен. Без религиозного отношения к жизни, без ее духовного восприятия это невозможно.
     Разумеется, нельзя сказать, что у всех людей, не имеющих в душе Бога, жизнь развивается именно по такому сценарию. Многие, чаще всего под воздействием важных  событий приходят к познанию Бога и признанию жизни после смерти. Сам Господь, любящий всех нас, как наш Создатель, видя душу каждого из нас, и понимая,чья душа еще не погублена окончательно безверием, посылает ему различные испытания. И человек, не находя выхода из создавшейся ситуации, обращается к Нему за помощью, надеясь на Его всемогущество и милость и уповая на Его известные слова: "Приходящего ко Мне не изгоню вон".
    Его все чаще беспокоит вопрос о том, для чего он существует на этом свете и есть ли вообще смысл его жизни или она пройдет, как сон, не имеющий никакого продолжения. Этот вопрос гениально сформулировал за всех думающих людей, как и положено гению, выразительно и точно, наш великий Александр Сергеевич Пушкин:
    Дар напрасный, дар случайный,
    Жизнь, зачем ты нам дана?
    Иль зачем судьбою тайной
    Ты на казнь осуждена?
    Кто меня враждебной властью
    Из ничтожества воззвал,
    Душу мне наполнил страстью,
    Ум сомненьем взволновал?..
    Цели нет передо мною:
    Сердце пусто, празден ум,
    И томит меня тоскою
    Однозвучный жизни шум.
    Но не все так печально и безнадежно, если мы уверены в том, что каждый из нас сотворен в соответствии с Божественным замыслом, индивидуальным для любого человека. И если мы вдумчиво и глубоко относимся ко всем  событиям в нашей жизни, тогда нам откроется этот замысел. Ведь ничего не происходит случайно, без Его Воли. Он непременно поможет тем, кто стремиться к этому. 
    Конечно, это не означает, что Он сразу протянет навстречу руку и поведет за Собой. Но главное, что решение принято - идти по новому - духовному пути, совершенно особому, который требует серьезного изменения самого себя и всего образа своей жизни, что доступно далеко не каждому. Известно, что сами священники называют этот путь "героическим", потому что человек, продвигаясь по нему, ведет постоянную борьбу со своими страстями и недостатками, которые не так-то просто не только победить, но даже обнаружить в себе. Ведь все мы замечаем грехи прежде всего у других, себя же считаем если не праведниками, то, по меньшей мере, совсем небольшими грешниками, достойными полного оправдания. Поэтому победа над собой - это, пожалуй, самая большая победа. И помогает добиться ее уверенность в том, что все наши усилия не будут напрасными, все они многократно окупятся: Господь, видя нашу любовь к Нему и усердие, не оставит нас без Своей помощи.
     Его любовь проникает в сердца верующих и объединяет их между собою. До нас дошли свидетельства о том, что язычники даже при поверхностном общении с первыми христианами чувствовали эту необыкновенную любовь и спрашивали"Что это за люди?" И слышали в ответ:"Это - христиане, они относятся с большой любовью друг к другу и ко всем людям". Для многих язычников это обстоятельство послужило главной мотивацией для принятия новой, незнакомой веры.
     Ищущие Бога постепенно начинают ощущать Его присутствие в своей жизни, то есть у нас появляется твердая почва под ногами, мы испытываем чувство безопасности и уверенности, продвигаясь по пути, который Он указывает. Нам становится ясно, что нет ничего случайного в нашей жизни, но все происходит по Его Божьей Воле. Он не наказывает нас за наши грехи, а вразумляет и укрепляет в нас доверие к Нему. Когда же что-то происходит вопреки нашему желанию, не так, как нам хотелось бы, мы вначале огорчаемся, но, поразмыслив, понимаем, что в результате нам удалось избежать каких-либо нежелательных или даже опасных последствий. Так наша жизнь кардинально меняется, мы учимся ее духовному восприятию, то есть совершенно новому отношению к ней. Мы, как свободные люди, можем делать все, что считаем нужным, кроме того, что противоречит Евангельским Заповедям, в основе которых лежит Его любовь к нам и желание спасения нашей бессмертной души.
     Люди творческие, находясь в общении с Богом, недоступном для понимания людей неверующих, с Его помощью испытывают необыкновенное озарение и вдохновение, что способствует свершению различных открытий и достижению больших успехов в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в литературе и искусстве. Господь не оставляет без своей поддержки и простых верующих. Когда они оказываются в сложных ситуациях и кажется, что все обречено на неудачу, они, призвав имя Господа, получают неожиданное спасение. Подобные случаи раскрывают смысл слов Апостола Павла:"Не видело око, не слышало ухо и не всходило то на сердце человека, что уготовил Господь любящим Его".
     Разумеется, это относится лишь к тем, кто живет праведно и угодно Богу. Только этим людям дано ощутить в своей душе присутствие Божьей Благодати, трудно передаваемое нашими обычными словами. Человек становится как бы невесомым, перестает ощущать земное притяжение. Он отрывается от привычного материального мира и подпадает под воздействие небесных сил, которые возносят его в поднебесное пространство, наполненное умиротворяющим, невыразимым светом, с которым он полностью сливается.
     Люди, уверенные, что их выбор жизненного пути без Бога - единственно верный, не способны увидеть ложность и даже ущербность своего представления о сущности бытия. Для правильного подхода к этому важнейшему жизненному вопросу надо подключить свой интеллект, желательно с философским расположением, только тогда можно будет раскрыть истинный смысл и духовную сущность нашей жизни. Интересное высказывание на эту тему мы находим у великого французского ученого, философа и писателя Блэза Паскаля:"Если человек решит, что Бог есть (сделает ставку на Бога), то во всяком случае ничего не потеряет, даже если после его смерти окажется, что он был неправ. Если же он решит, что Его нет и ошибется, то его ждет страшная участь. "Поставив на Бога" и выиграв, человек получит все. Если же проиграет - не потеряет ничего, но по крайней мере проживет жизнь достойно".
     Мировоззрение  атеистов ограничено рамками видимого, материального мира, главные составляющие которого - богатство, слава, развлечения, наслаждения и т.д. Их принцип - "живем один раз и если за пределами  этого существования нет ничего, то не имеет никакого значения, как мы проживем". Нам не придется никому отвечать за наши поступки (которые далеко не всегда можно назвать благовидными и не противоречащими  существующим законам). И все же их взгляды подвергаются сомнениям, когда они, допустим, слышат высказывания авторитетных ученых, писателей, общественных деятелей о своих твердых православных взглядах по поводу важнейших нравственных вопросах жизни. Это вносит сумятицу в их неверующие души и неуверенность в правильности своего главного выбора и в конце концов порождает чувство страха перед неизвестностью, которая ожидает их после смерти. К тому же такие понятия, "геенна огненная" и "вечные муки" перестают казаться некой выдумкой, а приобретают характер устрашающей реальности.
     Православные люди имеют большое преимущество перед ними, так как избавлены от этого самого большого страха -страха смерти. Многие из них даже с радостью ожидают своего перехода из земной жизни в жизнь вечную. Для них смерти нет. Они уверены в бессмертии души, что к тому же подтверждено многочисленными современными научными исследованиями и свидетельствами людей, пережившими состояние клинической смерти. Сущность Бога - духовная энергия, те же свойства имеет и душа человека - самая большая ценность для Господа. И один из важнейших физических законов о том, что энергия никуда не исчезает, а переходит из одного вида в другой, подтверждает это. После выхода из человеческого тела душа переходит из материального мира в духовный, сущность которого от нас сокрыта, так как "тайна сия велика есть".
     Конечно, наши малограмотные предки не имели никакого представления об этом законе, но на чисто интуитивном уровне были уверены в существовании потусторонней жизни и целиком надеялись на Божью милость. Ведь после окончания благочестивой жизни они могли твердо рассчитывать на жизнь вечную в Царствии Небесном, освященном присутствием Нашего Спасителя, Пресвятой Богородицы и всех святых Православной Церкви.