Венчание на старости лет

Серафим Григорьев -3
Когда на старости лет начинаешь постигать таинства церкви?!.. Отчего мы когда-то были лишены САКРАЛЬНЫХ понятий и чувств?!.. Которые в зрелом возрасте притуплены и не обострены, как в молодости?!.. Юности?!.. В детстве?!..
    
ВЕНЧАНИЕ (Церковный брак). Прожита совсем другая жизнь, но ничего не поправишь. ПРОСТИ, ГОСПОДИ!.. Впрочем, можно потрогать золотое обручальное кольцо, которому уже 35 лет. А батюшка наденет его на палец супруге, будто это происходит впервые. И даст пить красного вина, которое никогда не сделает тебя, благоверного мужа, нетрезвым, никогда не опьянит.
    
Мы получаем благодать Божию для супружеского счастья!.. А также для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Которых теперь никогда не родим и не воспитаем!.. «… и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает»!..
    
Давно я задумал венчаться с женой, в начале 1990-х!.. Но бесконечные командировки по военным округам и семейные неурядицы отдалили это святое действо на неопределенное время. Мне казалось, что супруга себе цену набивает. Что ею руководило, одному Богу известно. Да и стыдно было – венчаться после двадцати лет совместной супружеской жизни!.. Мужик не перекрестится, пока гром не грянет!..
    
Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.
    
Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания — женихом и невестой. Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза.   
Но все же главное приготовление к предстоящему таинству — это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.
    
А МЕНЯ ПРЕСЛЕДУЕТ СУЕВЕРНЫЙ УЖАС: НЕ ПОЛУЧИТСЯ!.. НЕ СБУДЕТСЯ!.. Господи, помилуй!..
    
И самое разрушительное - ревность!.. Проклятое, мучительное и коварное РЕВНОВАНИЕ!..
   
Время настало, а денег необходимых нет. Пошли сплошные провинциальные похороны, с соблюдением многих правил и понятий. Семья дочери повисла на моей шее!.. Я принципиально не брал кредитов, чтобы не потворствовать капиталистам.
    
И вдруг гордая  жена, которая бежала все время впереди меня, неразгаданная мной и неизведанная, берет КРЕДИТ на себя. А мне предстоит  договариваться с батюшкой – Александром (молодым).
    
Узнаю:  отец Александр (Эггерст) вводит строжайшие ограничения на венчания.
     - Не хочу краснеть перед строгими очами митрополита Калужского и Боровского Климента! – отказывает он просящим и желающим повенчаться.
    
Оказывается, когда пошло явление, типа моды, на венчание, пошли вслед просьбы к митрополиту о расторжении церковных браков!..
    
Кто бы мог подумать, что авторитетным человеком в глазах отца Александра, становится мой покойный сын Владимир?!.. выясняется: неоднажды сын, со своим другом Алексеем, помогал нашему батюшке в восстановлении храма, когда отец Александр (Эггерст) был настоятелем удаленного деревенского прихода.  Так я становлюсь «папой Володи»!.. И нам с женой батюшка Церкви Успенской Иконы Божьей Матери допускает к венчанию.
    
В связи с этим у меня возникает трогательный замысел: пригласить в дружки школьного товарища Валентина, который был у меня свидетелем на  свадьбе в 1973 году. Символично!..
    
Мы с ним редко виделись. А в этот раз утром встречаю его на своей утренней пробежке. Спешит Валентин на работу, кочегар он.
    
- Валентин! – обращаюсь я к нему. – Не забыл, ты у меня свидетелем на свадьбе был?!..
    
Он смотрит на меня мутными глазами. Долго соображает и выдавливает:
    
- Ну да, бы-ыл! – и смотрит выразительным взглядом, может, опохмелить собираюсь?!..
    
- Как хорошо!.. Теперь ты будешь свидетелем у нас с Полиной НА ВЕНЧАНИИ!..
    
Валентин шарахается от меня на другую сторону дороги, дохнув пасхальным перегаром.
    
- Спасибо за приглашение! – кричит сдавленно он. – Передавай привет Полине!..
    
- Выручай, Валентин! – не теряю надежды я. – Это так символично!..
    
Я не знаю, где и церковь находится! – бежит мой школьный товарищ к своим дружкам, которые ждут его у проходной местного заводика. Ясно зачем.
    
Выход находит супруга. Свидетелей мы нашли. Она приглашает дальних родственников, мужа и жену, со своей исторической родины – Смоленщины. Работают они на атомной станции.
    
А МЕНЯ ПРЕСЛЕДУЕТ СУЕВЕРНЫЙ УЖАС: НЕ ПОЛУЧИТСЯ!..  НЕ ПОЛУЧИТСЯ!.. НЕ СБУДЕТСЯ!..
    
Для совершения таинства Венчания нужно иметь: Икону Спасителя. Икону Божией Матери. Обручальные кольца. Венчальные свечи (продаются в храме). Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).
    
Ввиду того, что действующее в РФ и других странах канонической территории РПЦ законодательство признаёт только гражданский (а не церковный) брак, в Русской церкви браковенчание, как правило, совершается только для пар, уже состоящих в ГРАЖДАНСКОМ БРАКЕ.
    
Когда священник возлагает венцы на главу жениха и невесты, то принимают и держат их восприемники, или свидетели. За невестой стоит ее подруга, а за женихом — друг. Они являются молитвенными хранителями этого брака, духовными наставниками, поэтому «должны быть православными и боголюбивыми».
    
Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали ВЕНЦЫ над их головами.
    
Канонически (Гл. 50 Номоканона) не позволяется венчать браки в следующие дни и периоды:

От Недели Мясопустной (то есть воскресенья пред масленицею) до Недели Фоминой (1-го воскресенья по Пасхе);

во весь Петров пост;

во весь Рождественский пост вкупе со днями Святок, то есть вплоть до 6 января по юлианскому календарю.

в канун постов однодневных, то есть накануне среды и пятницы;

в канун воскресных дней, великих праздников, храмовых (престольных) праздников; по практике в синодальную эпоху также: в канун Николина дня (9 мая), московской Казанской иконы (22 октября) и преставления Иоанна Богослова (26 сентября; все даты — юлианские).
Браковенчание должно совершаться утром либо днём, по совершении литургии.
    
А МЕНЯ ПРЕСЛЕДУЕТ СУЕВЕРНЫЙ УЖАС: НЕ ПОЛУЧИТСЯ!.. НЕ СБУДЕТСЯ!.. НИКОГДА!.. ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ!..

Кристалл ледяной воды,
  На губах лиловых твоих,
 В глазах дождевой вражды,
 Мы венчаемся?.. И дорогих!

 Последствия плотских утех,
 И разнообразие бровей,
 Любил я не так... не тех...
 Батюшка - протоиерей!

 Истинна тайна – исповедь,
 В Храме и ты, святая, дрожишь,
 Греховность имать щипцами,
 Наша внучка – уже не малыш!..

 Батюшка, грех, я ревную!..
 И всю жизнь ревновал,
 Её - Грешную  – и свою святую,
 А cтонет мой в душе сеновал!..

         
Примечательно, что дом наш стоит рядом с Успенским Храмом. Но «молодым», то есть нам, надлежит подъехать к церковным вратам в карете или на автомобиле.
    
Молитвы на венчании такие же, в принципе, как и на других службах. Когда священник возглашает молитвы и обращается к Господу нашему, чтобы Он даровал прихожанам прощение и богатые милости!.. Батюшка призывает Отца и Сына и Святого Духа благословить брак сей!..
    
Но только священник просит все это сделать ТОЛЬКО ДЛЯ НАС ДВОИХ!.. И называет только НАШИ ИМЕНА!..
    
Церковь пуста, только мы и горстка наших близких родственников и друзей. Нет с нами её и моих родителей - они отошли в мир иной. Нет моих любимых старших братьев – богатырей!.. Нет нашего сына!.. Прости, Господи!.. ВСЕ – НАМ!.. И ТОЛЬКО НАМ!..
   
Поет церковный хор. Божественно!.. Негромко!.. Святые слова!.. И ВСЕ ТОЛЬКО НАМ!.. Аллилуйя!.. Аллилуйя!.. Аллилуйя!.. ЧЕСТНЕЙШУЮ ХЕРУВИМ И СЛАВНЕЙШУЮ БЕЗ СРАВНЕНИЯ СЕРАФИМ!..
    
Отец Александр (младший) трижды, со стояниями на молитвах,  кружит нас с Полиной по храму (как когда-то кружились мы в вихре вальса)!.. Сзади идут восприемники с золотыми коронами!..
    
Пьем с Полиной красное церковное вино. Самое прекрасное и ароматное за всю нашу жизнь!..
    
Батюшка ведет нас на возвышение, откуда он произносит свои проповеди - АМВОН. Только на венчании люди могут стоять на этом святом месте!.. К нам подходят близкие родственники и друзья. Все целуются с нами!..
    
Смотрю, и БАТЮШКА СЧАСТЛИВ!..
    
Нам выдают Свидетельство о совершение СВЯТОГО ТАИНСТВА ВЕНЧАНИЯ.
    
Напоследок родственница супруги, свидетель, спрашивает отца Александра (Эггерста):
     - Батюшка, а зачем людям венчаться?!..
     Мы с Полиной одновременно недоуменно посмотрели на вопрошавшую и ахнули в душе!..
    
Никогда, ни в каких обстоятельствах, я не испытывал больших чувств!.. Как в этот  Божественный и Святой День Венчания!.. Состоялось и венчальное застолье, приуроченное к 55-летию моей супруги!..
    
Дома рядом стоят две иконы, которые были с нами в Храме.
    
Богородицы и Спасителя!..