Кампания 1943 года. Глава 86

Григорий Макаров 2
          Глава 86.


 Ночью подводная лодка всплыла. Приступили к зарядке аккумуляторов.

 Вдыхая полной грудью свежий морской воздух, командир, выглянув из открытого люка, поднёс к глазам бинокль и окинул взглядом горизонт. Ночь была светлая. Берег был явственно виден. Нужно было торопиться, пока лодку не обнаружили немецкие наблюдатели. Вдалеке послышался шум самолёта. Шум быстро приближался. С шипением взлетела и повисла над морем осветительная ракета.

 - Срочное погружение!

 "Щ-303" ушла на глубину и затаилась. Прошло полчаса.  Гидроакустик доложил:

 - Слышу шум винтов!

 Противолодочные корабли сбросили глубинные бомбы. Бомбы взорвались в опасной близости от подводной лодки.   

 - Командир! Здесь зарядиться нам не дадут, - сказал штурман.

 - Пожалуй. Что вы предлагаете?

 - Попробуем отойти вот сюда, к северо-западной части острова Вайндло. Там зарядимся и отправим радиограмму.

 Так и поступили. Доложив на берег о прохождении гогландской позиции, сразу погрузились.
 Ночь и следующий день прошли без происшествий. Всё было тихо. С наступлением темноты всплыли и подзарядили аккумуляторы до максимума.

 Наступил седьмой день похода. Чтобы не расходовать зря электричество, решили идти к найссар-порккала-уддской позиции без разведки, пользуясь картой проходов, составленной в прошлом году при возвращении на базу.   Шли на перископной глубине. К северу от банки Усмадалик прямо по курсу показались немецкие корабли. Пять противолодочных кораблей вели патрулирование поперёк курса подводной лодки.

 - Похоже, они стерегут заграждения, - сказал штурман.

 - Вы правы. Дальше двигаться без разведки нельзя.   

 Капитан и штурман склонились над картами и лоциями.

 - Будем вести разведку с юга на север.

 Лодка двинулась на электромоторах в направлении, противоположном курсу кораблей. Время от времени  стопорили моторы и всплывали под перископ. При застопоренных моторах след от перископа труднее заметить.

 На западе сплошной линией поперёк пролива тянулись бочки и буи. Интервал между буями составлял от шестидесяти до семидесяти метров. За первой линией следовала параллельно ей вторая такая же. Весь пролив от острова Найссар до маяка Порккалан-Каллбода был перегорожен двойной линией стационарных бонных сетей. К сетям крепились сигнальные патроны. Мины были установлены эшелонами по глубине как на подходе к сетям, так и позади них. Лодка уже несколько раз задела минрепы.

 - Всё, проходов больше нет.

 - Похоже. А прорываться всё равно надо. Будем пробовать пройти под сетью на предельной глубине. Начнём этой же ночью. А пока проверю отсеки.

 Командир прошёл по отсекам. Повсюду был порядок. Торпеды закреплены в стеллажах по-штормовому. Аварийный инструмент на месте. Матросы смотрят бодро.

 Наконец солнце село. Погрузившись на предельную глубину, "Щ-303" двинулась со скоростью неспешно прогуливающегося пешехода прямо к линии заграждений. От страшного давления воды корпус лодки потрескивал. Прошло пятнадцать минут. Полчаса. Три четверти часа. Всё было тихо.

 - Слышу непонятный звон! - доложил гидроакустик.

 - Моторы застопорить! Ложимся на грунт!

 Лодка мягко села на грунт. Командир зашёл к гидроакустику и надел наушники. Впереди что-то тихо и мелодично позванивало, словно кто-то едва касался струн огромной арфы.  Что бы это значило? Через минуту капитан хлопнул себя лодонью по лбу. Ну конечно! На море было лёгкое волнение, оно раскачивало буи, и туго натянутые струны металлической сети тихо позванивали.

 Капитан вернулся в командирскую рубку.

 - Перед нами сеть. Она совсем рядом. Будем пытаться проскользнуть самым малым ходом прямо над грунтом. 

 Оторвавшись от грунта, лодка самым малым ходом двинулась вперёд, в звенящую темноту. Прошло десять минут.

 Вдруг палуба качнулась. Лодка дала лёгкий дифферент на нос.

 - Командир! Лодка не слушается руля! - раздался голос боцмана, несущего вахту у штурвала.

 И тут же доклад из первого отсека:

 - Скрежет за бортом!

 - Застопорить электромотор! А теперь задний ход!

 Качнувшись, лодка оторвалась от металлической сети.

 Пройдя вдоль сети несколько сот метров, обнаружили углубление в грунте. Попробовали проскользнуть под сетью ещё раз.   И снова застряли. На этот раз застряли прочно.

 - Малый ход назад!

 Оторваться не получается.

 - Средний ход назад!

 Никакого эффекта. Попробовали с дифферентом на нос. Потом - с дифферентом на корму. И это не помогло.

 - Слышу шум винтов! - доложил акустик. И тут же раздался взрыв - сработал сигнальный патрон.

 Корабли противника остановились на приличном расстоянии от сети. Они боялись подорваться на своих же минах.

 - Довести дифферент на нос до восьми градусов и самый полный назад!

 Корпус подводной лодки завибрировал от напряжения. И вдруг лодка рывком двинулась назад. Вырвались!

   - Застопорить моторы! Ложимся на грунт!

 Переждав неторое время на грунте, осторожно продолжили движение вдоль сетевого бона.

 - Должна же, чёрт возьми, найтись не прикрытая сетью впадина на грунте!

- Скоро уже и берег. Аккумуляторы садятся. Надо на что-то решаться.

 Легли на дно. Гидроакустик прислушался.

 - Всё тихо! Ни шума винтов, ни звона.

 Всплыли под перископ. Вокруг ни одного буя. Неужели проход? Зарядив аккумуляторы, снова ушли на максимальную глубину и двинулись в пролив на электромоторах.

 Толчок. Палуба качнулась. Сильный дифферент на корму.

 - Полный назад!

 - Не могу дать полный назад! Разрядилась батарея!

 Несколько раз заполняли водой и вновь осушали кормовую дифферентную цистерну. Рывками давали задний ход. Ничто не помогло. На этот раз застряли намертво.

 Командир собрал на совет в центральный пост парторга и комсорга.

 - Товарищи, без паники. Без лишнего шума готовьте лодку к подрыву. На всякий случай. Мало ли что. Обстоятельства могут вскоре сложиться самые разные.

 - Тихо, что это?

 Сверху послышались странные звуки. Словно кто-то не спеша прогуливался по верхней палубе. 

  - Это трос! Немцы заводят трос под днище. Если это им удастся - всё, нам не уйти. Свяжут по рукам и ногам.

 Разошлись по отсекам. Через некоторое время вновь собрались.

 - Лодка к взрыву подготовлена.

 - Довести дифферент на корму до пятнадцати градусов! И сразу рывком полный назад.   

   Подводная лодка накренилась, дёрнулась всем корпусом и, словно сползая с горы, стала погружаться. Через несколько секунд она мягко села на грунт.