Жди меня, даже если тебя нет... Эссе

Галина Пономарева 3
    В последнее время ко мне поступают письма читателей, которых заинтересовала тема поиска сведений о своих родственниках, погибших во время мировых войн и массовых политических репрессиях. Уважаемые читатели, выражаю вам сердечную благодарность за Ваше внимание к моему творчеству и желаю Вам успехов в Вашей  работе, которая требует огромных усилий, времени и терпения. Хочу с Вами поделиться своим скромным опытом в поисковой работе. Самое сложное заключается даже не в написании многочисленных бумаг, запросов в самые различные инстанции, а в том, что нет гарантии того, что подтвердятся ваши предположения, и Вы получите желаемый результат, он может быть и отрицательным. Однако сведения о том, что информации о Вашем родственнике нет - это тоже результат! Гипотеза выстраивается более конкретно! Не бойтесь, что ответа не будет. Он обязательно придёт! За несколько лет поисковой работы, которую я веду, не получила ответ только один раз. Но и здесь мне просто необходимо отработать новый маршрут поиска.

   Все вопросы, поступившие ко мне, разобьём на три группы:

- к первой группе отнесём поиски сведений о родственниках, пропавших без вести или погибших в период Первой мировой войны в 1914-1918 годах;

- ко второй группе – поиски сведений о родственниках, пропавших без вести или погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годах;

- к третьей группе – поиски сведений о родственниках, ставших жертвами массовых политических репрессий в 1928-1949 годах.

  С 2014 года поиски сведений об участниках Первой мировой войны стали существенно доступней. К столетию начала войны международный Комитет  Красного Креста проделал огромную работу: в свободном доступе интернета размещены оцифрованные архивные материалы стран - участниц мировой войны. Большая часть – это немецкие и австрийские документы. Если Вам известно, на каком фронте воевал Ваш родственник, или где пропал, попал в плен, в какой местности это произошло, то Вам будет проще. Вы можете запросить списки пленных, размещённых в немецких или австрийских лагерях для военнопленных в указанной Вами местности.  Можно продолжить свой поиск, письменно обратившись непосредственно в Красный Крест за дополнительными сведениями (переписка ведётся строго на английском языке). При написании повести о моём прадедушке «Дороги в огне», я решила собрать дополнительные материалы и обратилась за помощью в организацию. Мне прислали дополнительные списки русских военнопленных и копии документов. Однако сведений о моём дедушке не оказалось. Но я нашла информацию об односельчанине деда, с которым он призывался. На мой повторный запрос, меня попросили подождать года два, так как в данное время Красный Крест занимается гуманитарной миссией в воюющих странах. Было сказано, что данная работа обязательно будет завершена к столетию окончания войны, т.е., к концу 2018 года. Думаю, что это действительно будет сделано. Мне рекомендовали отслеживать  поступающие новые сведения через сайт организации. Что я и делаю.

   Значительно проще ведётся поиск сведений о родственниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Не буду касаться известного всем сайта «Подвиг Народа» и Книги «Памяти», которые предоставляют уникальные документы.
Сложнее получить информацию о пропавших без вести или бывших узниках немецких концентрационных лагерей. Мне пришлось заниматься этим. Если у Вас нет никаких сведений о родственнике, то начните с места призыва, о котором могут знать Ваши близкие. Следует обратиться в районный военкомат за сведениями о призыве, месте дальнейшей службы Вашего родственника. Вообще, районные военкоматы могут Вам во многом помочь. Конечно, всё зависит от субъективного фактора, от человека, который там работает. Если военкомат сделает запрос в Центральный архив Министерства Обороны РФ, то Вы можете рассчитывать на более быстрый ответ по интересуемому вас вопросу. Я искала неврученную награду моего деда и сделала запрос в архив Минобороны РФ, ответа ждала почти два года, а потом сделала ещё запрос через военкомат, ответ пришёл через две недели. Награду мне найти удалось, ею оказалась медаль «За оборону Москвы», но в получении её или удостоверения на неё мне отказали. Таким правом обладают только жёны (мужья) или дети, а я являюсь внучкой. Но официальный ответ о награждении моего деда в 1944 году медалью «За оборону Москвы» у меня есть. Мне пришлось делать четыре запроса в архив Минобороны и в управление кадров Минобороны, все ответы мною получены. Последние сведения о месте боёв Вашего родственника Вы можете получить из архива Министерства Обороны РФ. Далее стоит искать сведения на месте. Напишите письмо в территориальные органы власти, в местные краеведческие музеи. Вам помогут. Абсолютное большинство – это неравнодушные люди. Так, мне муниципальная администрация не только дала исчерпывающий ответ, но и нашла очевидцев событий, старенькую бабушку, которая написала несколько писем, где делилась своими воспоминаниями о моём прадедушке! И «белое пятно» заполнилось!

Сложно искать сведения о бывших узниках концентрационных лагерей. Я занимаюсь в данное время этим поиском. Ищу сведения о моём дяде-узнике концлагеря «Маутхаузен». Он кое-что рассказывал сам и его сестра, но мне очень хочется получить документы. Неоценимую помощь оказал музейный комплекс «Маутхаузен» в Австрии (переписка ведётся строго на английском языке). Мне пришло письмо и из Международной Организации по поиску сведений о военнопленных, узниках нацистских концентрационных лагерей из Германии (переписка может вестись на русском языке) с их неоценимой информацией и документами, а также рекомендациями по дальнейшему поиску. Хочу отметить, что европейские общественные организации предоставляют сведения бесплатно, через интернет, но только, если Вы не преследуете в своём поиске коммерческих интересов (получение компенсаций, других выплат и льгот).

     Восстановить память узников советского Гулага, жертв массового политического террора - занятие морально и психологически очень сложное. Некоторые читатели писали мне, что «ворошить прошлое не стоит». Это, конечно, Ваше дело. Но если Вы всё-таки решили узнать судьбу Ваших родственников, то начните с Государственного архива Вашей территории, который предоставит вам сведения об аресте, вынесенном приговоре и месте отбывания назначенного срока. Затем следует обратиться в архив МВД России по Вашей территории, подтвердив своё родство с искомым. Вам должны предоставить  сведения о месте заключения, смерти или повторном пересмотре дела Вашего родственника. Можно написать в музеи политической ссылки, которые сегодня есть в Сибири, на Крайнем Севере, в других местах бывшего Гулага. Люди, работающие в данных структурах, отнесутся к Вам с пониманием. Многие сведения предоставляются по телефонному звонку. Я прошла этот путь.

    Желаю Вам удачи в таком нужном деле, как исследование нелёгких страниц  истории Вашей семьи и нашей Родины.

С уважением к Вам, Галина Ивановна Пономарёва.