Письмо ученому другу 2 Ответ 2

Арчибальд Скайлс
Письмо ученому другу 2

Дорогой друг!
Прости меня, но разговоры о политике меня угнетают. Можно сколько угодно делать вид, что смысл Русской Цивилизации в том, чтобы наши пенсии росли, а танки бороздили пески Сирии, помогая неизвестным нам братским народам, но не это составляет основу и смыслы жизни русской нации.

Смыслы нам всем дают не те, кто создает токсичные новости; не те, кто отдает приказы; не те, кто посылает войска и повышает пенсионный возраст, а те, кто переживает, думает, мучается, терзается неуверенностью. А потом садится и пишет песню, роман или статью.

"Не могу молчать" - написал Толстой, глядя на выхолащивание духа в РПЦ. "Любовь" - спел Шевчук, когда ценой неимоверных духовных усилий переосмыслил то, что увидел в Чечне.  Когда с молчаливого согласия и даже одобрения власти травят тех, на чьих песнях выросли несколько поколений, мне становится неуютно. Небезопасно. Когда эта власть с плохо скрываемым презрением затыкает рот поэтам, мне хочется сказать: Быть духовным лидером очень непросто. А вот власть может получить любой. История полна таких выскочек. И когда этот любой, которого некая сила выдернула из КГБшных списков сначала к Собчаку, как наиболее вероятному по популярности лидеру страны, потом сразу к Ельцину и через несколько кривых кадровых ротаций быстренько сделала вожатым целой страны... Так вот, когда эти вожатые по всему миру забывают о том, что за сила их выдвинула, в мире начинает пахнуть войной.

Человека человеком делаю его ценности. Благородство – это не гены. Посмотри, как любят строить из себя благородных эти чинуши. Посмотри, как лелеют образ благородного рыцаря и защитника те, чья прямая служебная обязанность – бить сапогами тех, кто угрожает, что с их бутерброда упадет хоть одна икринка. Это ведь люди одного склада. Между блатными описанными в русской литературе и властью (как она описана там же), нет особой разницы. Это все одна общая категория людей, которые умеют только одно – очень быстро собираться в стаи. А интеллигенция – это не прослойка между народом и властью (ее место не там), а высший слой, который вся эта шушера ненавидит именно за то благородство, которого ей не хватает, но которое оно изо всех сил изображает. Шаламов очень хорошо описал, что они инстинктивно ненавидят Иван Иванычей – образованных воспитанных людей. Только в Индии каста Браминов держится сверху. Везде в других местах власть давно захвачена квазиэлитой самых откровенных приматов играющих роль хороших людей.

И все же эта тема мне неинтересна. Я пришел к выводу, что нет никакого политического или социального решения мировых или общественных проблем, потому что они решаются на уровне биологии и инстинктов. Увы. Но в человеческой стае середнякам-электорату всегда нужна будет безопасность и сытость, власть в этой стае всегда будет принадлежать наглым высокопримативным альфа-самцам, а Сократов все равно будут затравливать. Ответы на вопрос, почему так устроено общество надо искать не в трудах философов или психологов, а в книгах этологов, которые изучают поведение животных и роль инстинктов. Ответ - в обезьяне. Каждый раз я прихожу к той точке с которой начал: если и есть на свете обезьяна, которая мне противна, то это обезьяна, которая живет во мне. И вот тут я готов опустить руки. Ведь эта обезьяна – я сам. Если бы я не был ею, то разве заботила бы меня несправедливость властей или царство быдла? Но я воистину один из них. Эта обезьяна завидует тем другим обезьянам, которым досталось больше бананов и все ее псевдодуховные искания – это всего лишь вопль обиженного животного: «Я тоже хочу!» Эта обезьяна отравляет жизнь не кому-нибудь, а именно мне. Мне другому. Тому, кому она совсем не нужна. Кто делает колоссальную ошибку, тратя силы и время на борьбу с ней, забывая, что то с чем мы боремся, то только усиливается.
Ты спрашивал меня, почему я вернулся в Россию. А я не вижу особой разницы между нашими стаями. Да и куда убежишь от своей обезьяны (я не про жену)? Если эмиграция, то духовная, но сам дух-то мой привязан к ней, к этой волосатой девке. Может быть надо просто полюбить ее в себе? Или может, помолиться ей? Помнишь, так спрашивал про океан Снаут из фильма «Солярис»?  Я не знаю. Что думаешь?


===
ОТВЕТ УЧЕНОГО ДРУГА 2

Что думаю?
Я думаю, что ты совершенно зря возводишь напраслину на Путина и прочих. Есть такая буддийская поговорка: «Идет снег - каждая снежинка на своем месте». И уж если кого возносят, то на то всегда есть причина. Также есть причина тому, почему ты не вознесен.
Ты эго-то свое умерь! Это ведь все та же каинова зависть, что кому-то повезло больше. А по большому счету, радоваться надо. Мы сейчас в золотой век вступаем! Вот либералы и воют.

А я тут сделал свое маленькое открытие. Об эпохе.
Оказывается, знаменитые "эмигрантские" песни типа «господа офицеры» и прочие, были написаны в СССР в 70е годы. В тот момент, когда наша страна впервые за долгий срок могла хоть как-то расслабиться из-за высоких цен на нефть и довольно мягкое правление Брежнева, для нашей пятой колонны наступил полнейший безысход, застой и мрак.
Каким-то неведомым образом "тоска по бунту" толкала их на поиски хоть чего-то светлого в их понимании и они сотворили себе некую мифическую страну, где тоже живут русские, но другие. Лучшие, интеллигентные, образованные, благородные. "Остров Крым" Аксенова - это тоже об этой тоске. Но вот железный занавес проржавел и рухнул и что мы увидели? Окно в Париж есть, да ведь и там та же хрень, что и здесь. Те же чиновники, власть денег, безнравственность. Бежать? Некуда! Земля маленькая - шарик схлопнулся.
Жванецкого как-то спросили, отчего люди продолжают жаловаться, а он ответил, что дескать, чего вы жалуетесь на новый застой? Вам же разрешили зарабатывать... Вот и все. И у него тоже все за бабло. А некоторым этого мало. Им еще и свободу совести подавай.

А совесть? А совесть все о том же, что у кого-то больше.
Меня вообще не беспокоит, что у Чубайса больше, чем у меня. Вот если честно, то вообще в их сторону не смотрю. Мне не интересно то, как они живут, потому что я вообще всегда в другую сторону смотрел. У меня своя жизнь.
А этим недовольным… им что обидно? А то, что и тебе! Зависть. Понимаешь??! Вот, Жванецкий зарабатывает и молчит. А эти… Они гундят потому, что в тайне завидуют и хотят жить также. Если бы им было все равно, то они бы, как и я в другую сторону смотрели. А они продолжают растравлять себя новостями про то, какой ужасный мир вокруг них. И вот что угнетает: я живу среди них. Но в Париж сбежать не могу, потому, что и он тоже кончился. Юрий Мамин хотел снять "Окно в Париж 2" и не смог. Разницы больше нет. И там и там люди с… "душой халдея".
И я нахожусь в иммиграции только потому, что, когда я смотрю на иностранных обезьян, мне не так обидно. Они же не русские. За своих я бы переживал. Мне стыдно бы было. А эти … не жалко, пусть хрюкают.
А русская идея у нас есть! С тех пор, как почти 200 лет назад Александр Третий придумал для себя и всех последующих русских правителей независимо от строя гениальный слоган, ничего не меняется и не надо. Он сказал, что у России есть только два союзника – ее армия и ее флот и все! И всем все нравится. Народу так легче, власти так легче. Ты хоть понимаешь, что для народа верить, что правительство хорошее – это ПОТРЕБНОСТЬ. Если врагов вокруг нет, значит, что? Значит мы плохо живем, потому что правительство плохое? А оно ведь наше. Значит мы плохие? Нееет! Иди вон с такими выводами! И заметь! Тебя за эти разговоры сейчас терпят. А попробовал бы я тоже сказать в своей демократической… сразу бы пришли и попросили бы. Власть не имеет права быть либеральной. Это биологический закон. Надеюсь, ты понимаешь это.
А совесть…
Ты на небо почаще смотри. Вот пусть тогда совесть в тебе и проснется. За себя.