Сквозь время. Глава 2. Ресторан

Рита Аксельруд
                Сквозь время. Глава 2. Ресторан

     После колхоза началась обычная студенческая жизнь. Девчонки научили меня делать модную высокую причёску. Я стала заглядывать к ним в общежитие. Иногда мы вместе обедали в студенческой столовой.  Митя никогда не ел в этой столовой. Там было дёшево – борщ стоил 9 копеек, второе – 15 коп. Оказалось, к моему удивлению, что он ежедневно ходит обедать в ресторан «Театральный» на улице Советской Армии.

 Однажды мы вышли вместе после лекций, и я собиралась идти на остановку троллейбуса, чтобы ехать домой. Митя предложил пойти пешком, так как нам по пути.  Мы шли и разговаривали. Митя рассказывал о себе, о своей семье. Отец его умер, когда ему было  шесть лет. Два старших брата подорвались на мине, которых после войны было немало. Остался с мамой ещё младший брат Семён, который родился перед самой войной.  Когда Митя окончил семилетку, он сразу решил, что нужно учиться дальше. Нищета была страшная. Он босиком пришёл в Исаевский сельскохозяйственный  техникум и стал учиться   на агронома.

   Мы с Митей не спеша шли по тенистой улице Льва Толстого. Октябрь был удивительно тёплым. Листва на деревьях только начинала желтеть. Под ногами иногда шуршали золотистые кленовые листья, но я не смотрела по сторонам или под ноги. Душой я была там, в его повествовании.    Чувствовалось, что он очень любит свою маму, такую внимательную и умную. Она помнила даты  рождения и смерти всех своих родных. Одна, без чьей-либо помощи поднимала четырёх мальчишек после смерти отца.

   Я представляла, как два мальчика пытаются разобрать найденную мину. Им кажется, что в руках у них заводная игрушка. И эта «игрушка» вдруг взрывается в неумелых руках, отнимая у них жизнь, лишая несчастную мать надежды и опоры. 
   
    Перед глазами у меня худой, невысокий четырнадцатилетний паренёк из бедного болгарского села. В кузове старой полуторки знакомый водитель  подвозит его в село Исаево. И он, босоногий, в залатанных холщёвых штанах  и стиранной-перестиранной рубашке, с самодельной торбой через плечо входит в двери техникума.  В его торбе кроме куска домашнего хлеба, метрики  и свидетельства об окончании семи классов с одними «пятёрками» ничего больше нет. Зато голос паренька звучит уверенно и убедительно:
- Хочу у Вас учиться и вернуться домой агрономом.

    Как не принять такого парня?!     Занимался много и усердно, чтобы быть отличником и получать стипендию. А питался кое-как. Вот и испортил себе желудок.
   После Исаевского техникума Митя получил назначение в колхоз Болградского района. Как молодой специалист, жил на квартире, работал целый год агрономом. Люди в селе его уважали, всегда внимательно слушали его рассуждения о политике, о жизни. А рассказывать он умел.  Село довольно богатое. Люди трудолюбивые. У всех своё хозяйство, огороды, козы и овцы. Обещали помочь построить свой дом. Но Митя считал, что всё это – и дом, и хозяйство – ещё впереди. А пока молод и не обременён семьёй, надо учиться, получать высшее образование. Так он стал студентом, будущим педагогом.   
Теперь он утром и вечером пил чай с хлебом, а раз в день позволял себе скромный обед в ресторане, так как студенческой столовой он не доверял.

    Всё, что Митя рассказывал, мне было очень интересно. Я выросла в благополучной семье. У меня кроме отца с мамой были ещё и дедушка с бабушкой.  Мне не приходилось голодать, обо мне заботились, кормили и одевали. А жизни я совсем не знала, была совершенно наивной, восторженной девчонкой. Когда ехала в Одессу на учёбу, папа купил мне новые туфли и демисезонное пальто. Правда, было у меня и старенькое синее пальтишко, купленное ещё в седьмом классе. Его я брала с собой в колхоз. Своими руками и головой я ещё не заработала ни рубля. А Митя был старше меня на семь лет, давно научился сам о себе заботиться. И всё, что на нем, вся одежда куплена на свои деньги, заработанные собственным трудом. И мне очень нравилось, что у меня есть такой взрослый, надёжный друг.

     По Советской Армии мы дошли до пересечения с улицей Ярославского. Это уже была моя улица, дальше я дорогу знала. А Митя вернулся на два квартала назад, в знакомый ресторан.