Бомба или как я учила Люсю читать

Светлана Словцова -Канакина
(Из книги "Жизненные максимы")

Люсе - четыре. Любимый мультик – «Маша и медведь». И поведение 
такое же, как у Маши: мельтешит, крушит, не слышит взрослого.
Имея ангельское личико.

Увидев однажды как распадаются на части в Люсиных руках игрушки,
бережно хранимые семьей много лет, я отказалась «пасти» этого
ребенка в часы родительского шопинга. Пусть  просят других соседей.

Но через год ко мне снова обратилась мама с просьбой научить Люсю
читать. Мол, в саду уже многие дети читают, «а мы не можем  ее
заставить».

Я решила попробовать, а более всего - постараться Люсю понять.
Интереса к чтению у девочки даже не маячило. Из народных сказок
знала одну «Курочку Рябу» (к чести мамы, однажды рассказавшей 
дочери на ночь сказку).  Но в основном дитя формировало себя
фильмом «Звездные войны». И мечтала, как одна из героинь,
носить в кармане атомную бомбу.

Наши занятия каждый раз начинались с причитания: «Я не хочу…» 
Правдами и неправдами, с помощью  игр  нам удалось научиться
соединять  гласные с согласными.

Честно говоря, я считаю, что читать ребенок должен научиться сам.
Возжелав узнать о чем пишется в  красивых книжках с картинками.
Но  Люся таким желанием не  горела. Тогда я ее спросила:

- Ты считаешь, что детям не под силу выучить буквы самостоятельно?
Сказала как отрезала:
- Детей надо учить!

Раз надо, будем искать подход: играем в школу, где ей доверена
роль учительницы и где она учит кукол собирать из буковок
слова, рассматриваем картинки, складываем из слогов подписи
к ним. Иногда получается. Разобрали даже вопросительное
предложение и даже его прочитали.

Но однажды, переходя из маминых рук в мои, Люся на мамино
напутствие заниматься хорошо, буркнула:
- Все равно не буду!
Я услышала, и мне стало интересно: на что пойдет маленькая
девочка ради своей цели, какую игру затеет?
Началось с обычного причитания: «Я не хочу…»

И я решила отправить  Люсю домой, но горе-ученица уйти
отказалась: дома ее ждали разборки с родителями.  И
на  мои педагогические потуги не реагировала: крутила в
руках карандаши, сломала указку, без конца лазила под
стол и бегала в туалет.

Поговорили за жизнь. А как еще узнать чем  забита бедовая
головушка? Люся  призналась, что любит какого-то Вову и
что он - вор. Я спросила:
- А Вова знает, что воровать нехорошо?
- Он знает.

С этого дня я стала приглашать на занятия маму. Это сильно
помогло. Под зорким маминым глазом Люся зачитала.

Потом занятия стали нечастыми: то бабушка приехала, то день
рождения, то в пробке простояли. Это или короткая Люсина
память стерли наработанное, она вновь забуксовала – простого
не могла прочесть.

Проговаривает с усилием:
- Ку-ри-ца.
- Что получилось?
- Петух!
Мы с мамой смеемся. Люся (уже охотней) читает дальше:
- Во-ва
- Что получилось?
- Вор-р-р!
Нам уже не смешно, мама требует:
- Читай снова.
- Во-ва.
- Что получается?
- Вор-р-р!

И смеется Люся заливается, но уже одна. Нравятся наши
обалдевшие физиономии или свое «остроумие»? Мама бросает:
- Ты что, дурочка? Как в школе учиться будешь?

А Люсино «учиться не хочу» уже зацепилось за  минуту потехи,
она читает  следующее  слово «Бо-ня», повторяет «Бомба!» и –
снова заходится. Мне показалось - нервным смехом.

С того дня от роли учительницы я отказалась:  стало жаль
ученицу, да и себя тоже. Родителям недосуг вникнуть в
проблемы ребенка,  а как это сделать постороннему человеку?
Надеюсь, что Люська  перерастет, или перевлюбится в книгочея,
или попадет в нормальный школьный коллектив.  А может, папа
с мамой наложат  запрет на «Звездные войны» в великом желании
сотворить дома такой мир, где не возникнет желания носиться с 
бомбой за пазухой, и чтение в кругу семьи станет  приятным и
привычным занятием.

ISBN 978-5-906990-44-0