Наши идут

Валерий Борисов-Лакаев
                Серия  «Современная женщина»


                «Наши» идут

С человеком можно быть знакомым долгое время и всё же окончательно его не узнать, а иногда простой случай позволяет понять и ощутить все его внутренние силы, которые он подчас и сам не осознает, но силы, направляющие его по жизненному пути.

Был месяц март, но погода стояла неустойчивая. День пасмурный,  временами накрапывал мелкий дождь. Мы возвращались в Москву из Сергиева-Посада.

В это время я уже работал в объединении «Спектр» ; предприятии, занимающимся контролем и вывозом радиоактивных отходов из Москвы. Вывоз осуществлялся в основном со свалок окраин города, наследства за то, что Москва была историческим центром осуществления атомного проекта бывшего Советского Союза.

В «Спектр» я пришел из Физического института, где  проработал двадцать семь лет и приобрел опыт работы с радиоактивностью в фундаментальных исследованиях. После развала СССР фундаментальные исследования были практически свернуты и мои друзья, работавшие в «Спектре», предложили перейти к ним в службу радиационно-экологического мониторинга заместителем начальника службы.
 
Знаниями и опытом работы я располагал,  и начальник иногда поручал мне ездить в Сергиев-Посад, где располагались наши основные производственные объекты, на совет трудового коллектива. В этот раз я и возвращался с такого совета.

Наша спецмашина-газель «Радиационный контроль» напичкана приборами и аппаратурой, но посадочных мест имеет несколько, и на обратный путь к нам  подсаживают попутчиков из других служб. Меня заранее за два дня предупредили, что придется захватить до Москвы профорга нашего предприятия Ирину Сергеевну.

Обычно нам не нравится подвозить людей не из нашей службы, а тут ; профорг, да еще женщина. Работал я на новом месте около года, в коллективе я знал в основном тех, с кем контактировал непосредственно по делам, а такой попутчик,  в общем, являлся для меня определенной заботой.

Заседания совета обычно заканчиваются около часа дня, и водители машин успевают пообедать, а мы, чтобы не терять время, берём с собой нехитрую еду и перекусываем прямо в автомобиле по дороге.
 
В пути, когда,  утомленный назиданиями руководства, пытаешься спокойно поесть, присутствие постороннего всегда сковывает и вносит своеобразный дискомфорт. В этот пасмурный день такие мысли одолевали меня, стоя у машины в ожидании Ирины Сергеевны.

Ждать пришлось недолго. Минут через десять ко мне подошла женщина и вежливо осведомилась, не мы ли согласились подвезти её обратно в Москву? Ирина Сергеевна оказалась женщиной невысокого роста, очень подвижной блондинкой с большими карими глазами, с первого взгляда оценивающая собеседника. Не могу сказать, что я произвел на неё впечатление, но и неудовольствия не вызвал ; обыкновенный симпатичный  сотрудник.
 
Я же почувствовал определенное облегчение, поскольку передо мной стояла вполне домашняя женщина. Одета она была соответственно случаю, без видимой косметики и с элементами элегантности в виде недорогих золотых украшений. В руках, кроме сумочки, она держала пакетик с двумя булочками. Я сразу сообразил, что особых неудобств во время обратной дороги  испытывать не буду, она тоже не успела пообедать.
 
Кое-что о ней от друзей я уже знал. Она жила вдвоем с сыном-студентом, муж скончался полтора года назад, отец мужа был профессор. Говорили, что она упоминала о том, как к ним в гости заходили известные люди.

Сама с мужем после института работала в геологоразведочных партиях, сына брала с собой и при этом всюду успевала, не любила нытиков и весело вспоминала, как еще студенткой начальник геологической партии  часто просил ее спеть у костра песню «О голубка моя».

 Красота этой женщины приковывала к ней внимание окружающих. Она была полна жизни, энергии, отваги, ненавидела лицемерие, была великодушна и правдива. Она принадлежала к тем редким счастливицам, которые одарены острым умом и умеют смело говорить, что думают.
 
 А сейчас рядом со мной сидела очень приятная женщина, уставшая от суетливых дел и многочисленного общения с людьми, которых надо было понять и по возможности помочь, а зачастую просто выслушать, по-человечески посочувствовать.
 
Ехать предстояло еще часа полтора и мне захотелось, чтобы Ирина Сергеевна оценила мои кулинарные способности, тем более что она как-то не решалась начать с булочек и мне не предлагала.

 Ирина Сергеевна, а что если мы перекусим, что бог послал? ; предложил я чуть наигранным шутливым тоном.

 А что нам послал бог? –
мгновенно отреагировала она, подыгрывая мне,   снимая неловкость начальных минут знакомства.

Она обладала удивительной улыбкой, которая не вспыхивала сразу, а словно постепенно освещала лицо. Вот и сейчас она затеплилась на губах, тихо разлилась по всем чертам лица и мягко затаилась в больших лучистых глазах, а глаза почему-то, может от усталости, смотрели спокойно, но нельзя сказать, напряженно.
 
Машина мягко шуршала шинами по асфальтовому шоссе, в окне мелькали подмосковные поля с белыми островками не растаявшего пока снега и перелески еще голых деревьев. Моросил мелкий дождь, но тяжелых облаков не было и впереди интуитивно угадывалось прояснение, а возможно, такого ощущения просто хотелось, находясь в теплом салоне автомобиля.
 
Водитель поставил в магнитолу кассету, и полилась приятная нежная музыка.
 
 Саша, как дочь отдохнула летом в лагере? ;
обратилась Ирина Сергеевна к водителю.

 Отлично. Спасибо за путевку, Ирина Сергеевна, что во время подсказали. Сейчас ведь всё очень непросто, – заговорил водитель.

 Да ничего особенного бог не послал. Всё со своего садового участка, – вмешался я, зная, что Ирина Сергеевна любительница дачи и часто с женщинами делится секретами выращивания цветов, овощей, а подчас и как сэкономить при строительстве домиков.

Конечно, всё я купил на рынке. К моей радости удалось отобрать продукты свежие и привлекательные, цена оказалась вполне приемлемой, так что чувствовал я себя уверенно, да и явно уже хотелось поесть.

Рассчитывая на поездку с Ириной Сергеевной, я взял еды на двоих. Подготовил свой фирменный нехитрый приём. Учитывая время ранней весны,   начал со свежих огурчиков. Ножом стал очищать кожу с двух огурцов. Фокус удался, по машине распространился тонкий дразнящий запах молодого свежего огурчика.

 Неплохой у вас участок, Владимир Сергеевич, – сказала моя попутчица, глазами показывая на водителя.

Действительно, Саша начал проявлять определенное беспокойство от запаха огурцов.

 Да, не жалуюсь. Всего хватает. – Самодовольно ответил я, предлагая бутерброды с огурцами Ирине Сергеевне и водителю.
 
Мне и Саше досталось только по половине огурца, который пришлось разделить на двоих. Ирина Сергеевна наблюдала за нами и улыбалась. Саша отказался от бутерброда, но перед огурчиком не устоял, и мы дружно принялись за еду.

Дождь прекратился, облачность на небе стала выше. Водитель уверенно вёл машину по крайней левой полосе, обгоняя попутные автомобили.

Ирина Сергеевна сидела слева у окна и с нескрываемым аппетитом кушала, поглядывая в окно. Музыка продолжала играть, настроение понемногу налаживалось, и  я  искоса наблюдал за Ириной Сергеевной. Она, чувствуя мой взгляд, всем своим видом давала понять, что  немного расслабилась.
 
Чтобы особенно не докучать ей, я повернулся к своему окну и, жуя бутерброд, стал следить в своём окне за подмосковными весенними пейзажами.
 
Неожиданно Ирина Сергеевна сделала беспокойное движение, и мне пришлось обернуться.

 Наши идут!  сквозь звуки музыки отчетливо
произнесла она короткую фразу, чтобы все слышали.

 Да, это  «Наши», - повторил Саша.

Я  глянул в противоположное окно, у которого сидела Ирина Сергеевна.

По встречной полосе мчалась навстречу колонна необычно мощных машин. Это были грузовые автомобили специального назначения, все серые с прямоугольными металлическими контейнерами.

 Радиоактивные отходы везут для захоронения, –
прокомментировал водитель.

Автомобили шли на повышенной скорости, плотным, единым строем. Короткие, тупые их морды чем-то напоминали бульдожьи. Казалось, они не ехали, а рвались вперед, готовые сокрушить любую преграду на своем пути.

Ирина Сергеевна, не отрываясь, смотрела в окно. Улыбка исчезла с её лица. Она вся подалась вперед, выпрямилась.      В этот момент передо мной сидела профорг нашего предприятия.

Ещё мгновенье и колонна пронеслась мимо.
Ирина Сергеевна обернулась, может быть, почувствовав мой взгляд.

 Вы знаете, а мне наш «Спектр» дорог, – ни капельки не смущаясь, глядя на меня своими лучистыми глазами, сказала она.

 И мне очень дорог, – ничего другого не смог ответить я, да как-то и не хотелось ничего другого ей отвечать.
 
Саша деликатно хмыкнул и поставил новую кассету. Среди нас воцарилось взаимопонимание.

Ирина Сергеевна разделила на троих свои две булочки и завела общий разговор о садовых участках, но не очень серьезно, а как бы подтрунивая  над нашими человеческими слабостями.

Совсем незаметно приблизилась Москва. Дождя не было, небо было голубое. Саша приоткрыл окно и в машину ворвался свежий слегка прохладный воздух.

 Саша, останови, пожалуйста, у метро, – засобиралась Ирина Сергеевна.
Снова улыбаясь прежней мягкой улыбкой, она поблагодарила и вышла из машины.
 
Я наблюдал за ней. Мимо неё тек людской поток. Мгновение она подождала, прочитала надпись на машине «Радиационный контроль», по-видимому, какие-то воспоминания всплыли у неё в голове, ещё раз улыбнулась.  Кивнула нам,  повернулась и пошла.
 
Я стоял и смотрел, как она идёт по улице. Воздух был ещё по-весеннему свежий и ласковый, над крышами домов плыли лёгкие белые облака.
 
Ирина Сергеевна держалась очень прямо, голова гордо вскинута. Она была стройна и прелестна, все встречные прохожие смотрели на нее.

Я глядел ей вслед и думал,.. думал,.. думал…!
 
Да, с человеком можно быть знакомым долгое время и всё же окончательно его не узнать, а иногда простой случай позволяет …

Неожиданно меня осенило: «Конечно!   В следующий раз с собой  надо будет взять побольше свежих огурчиков!»