Последняя стадия любви

Алёна Шиманская
- Трусы-то возьми! Как я без трусов-то  в гробе буду лежать? -неожиданно слышу вопль  мужа в левое ухо в тот момент, когда рассеянно собираю вещи, которые нужно привезти в морг, чтобы надеть на него для церемонии прощания .

 Я не удивилась и не испугалась: все же проработала шесть лет в хосписе, где смерть -обычное дело и разных историй уже наслушалась вдосталь. Даже наши закоренелые атеисты врачи почему- то не любят по вечерам подниматься на второй этаж, потому что там « кто-то ходит и ходит».

 Голос супруга даже обрадовал: значит, смерти нет? Я складывала джинсы, рубашку, бандану(шейный платок), теперь еще и трусы в пакет с ощущением, что все происходящее какая-то очередная его игра .

- А сапоги тебе надо? - спросила вслух. Три пары ковбойских шикарных сапог стояли в коридоре. Все они были на одно время года-межсезонье, но Анатолий носил их круглогодично и только в самую жару менял на сандалии.

-Позор- то какой   !  - продолжал причитать голос мужа,- я что, буду как барышня кисейная весь в кружевах лежать? Стыд- то какой!- я прямо телом ощущала, что он мечется по дому  в отчаянии.

 Связь у нас была поразительная: я чувствовала всегда, когда он приближался к дому, а также в каком состоянии. Хотя, каждая женщина может отличить трезвый ли муж пришел, либо после пива буквально по первому шагу в дом.

- И как ты только чувствуешь это? - удивлялся он,- от тебя даже в Америке не спрятаться.

 Я и туда умудрялась  звонить в самое неподходящее для него время: либо в момент общения с барышнями, либо в разгар встречи с друзьями.
-Ну хорошо, -   сказала я вслух, - давай тогда накроем тебя американским флагом, будешь как президент лежать.
 
Флаги разных стран, привезенные из путешествий, висели дома  в качестве ширмы:  его комната была проходной и он отгородил таким образом свое личное пространство. Мы всегда снимали жилье, состоящее  из нескольких комнат, даже мирились с удобствами во дворе, лишь бы отдельно спать: я и ложилась раньше и вставала позже, а у него круглосуточно орал телевизор, радио, и сам он при этом что-то смотрел по компьютеру, либо громко разговаривал по телефону.

 Тоже мне, Цезарь!

-Умненькая ты какая у меня, а я и не додумался про флаг-то. Молодца! - голос мужа был доволен и ощущение его присутствия исчезло.

 Наверное, в морг побежал, контролер: никогда не доверял мне до конца наши сборы в дорогу, сам все перепроверял, зная, что я что-нибудь забуду обязательно. Интересно, что там слышат паталогоанатомы?

Собрав необходимые вещи, я поехала в морг уже по второму разу : три месяца ранее всю эту процедуру я уже проходила с похоронами мамы. В дверях меня ждал Толин сын от первого брака, почти мой ровесник. Сколько бы раз мы не встречались ,он всегда с интересом и иронией наблюдал за нашими взаимоотношениями, но в просьбах никогда не отказывал.

Теперь мы со Стасом вдвоем ходили  по кабинетам, оформляя бумаги и бесконечно оплачивая разные похоронные услуги, деньги на которые муж предусмотрительно нам оставил. Одна из служащих, изображая на лице сочувствие, поинтересовалась, будем ли мы отпевать усопшего. Мы хором ответили: нет! Зная отношение отца к религии, Стас сказал, что тот был гражданином мира, почти буддистом, и мы его просто кремируем. О том, что он завещал нам, возвращаясь  после последней химиотерапии, развеять прах с небоскреба говорить не стали: эту проблему мы будем решать сами.

На церемонию прощания собрались немногочисленные друзья , а также соратники по перу из  союза писателей. Издав несколько книг о своих путешествиях, он примкнул к этой веселой мужской компании, которая и мне очень нравится .

Я достала принесенный с собой американский флаг,  торжественно врученный ему в Америке за его поездку " Из России с любовью и миром", которую он совершил , проехав на лошади с телегой от восточного до западного побережья этой страны, даже документ об этом есть. Он был первым человеком, который осилил такую длинную дорогу в одиночестве и не меняя лошадь, почему и дали ему американцы прозвище " русский ковбой", которое приросло к нему навсегда.

Вся Америка рукоплескала тогда его необычному миротворческому вояжу.

Этим-то заслуженным подарком и покрыла любимое тело, положив сверху его знаменитую  шляпу: только он один во всем городе так естественно смотрелся в ковбойском наряде и, если кто-то цеплялся к его американской бандане, то легко переходил на английский язык, изображая непонимание, чтобы избежать скандала и в то же время оставаться верным своему стилю. А то, что в руках он всегда держал какой-нибудь журнал на русском языке, никто и не замечал в пылу страсти.

Служащие морга не моргнув глазом помогли мне постелить необычное покрывало поверх стандартного и ушли в соседний зал, где началось отпевание другого усопшего, но слышимость была изрядная.

Ну вот, - услышала  снова ироничный голос мужа ,- нахаляву еще и отпоют!
Мне, как обычно, захотелось его одернуть :Веди себя прилично!

  На мгновение я подумала, что это розыгрыш, что он сейчас встанет и   это шоу наконец-то прекратится. Но он смирно лежал и на лице была вылеплена улыбка радости, такая же ,как и у мамы, как будто их делал один мастер .

Мужчины стали вспоминать разные курьезные истории с участием мужа и прощание оказалось неожиданно веселым, как и сам он был при жизни: мастер розыгрышей и смеха.

 Жизнь-это игра!- говаривал он часто в моменты окончания наших особо адреналиновых ситуаций, которые он создавал на каждом шагу.

-Ага! -обычно парировала я, - со смертельным исходом!

 Когда все вышли, я долго гладила его по лицу, дергая по привычке то за ухо ,то за щеку, но он при этом не засмеялся, как обычно.

 И только холодная как лед кожа подтверждала, что розыгрышей с его участием больше не будет.