Государство Суоми

Виктор Филалетов 2
               

    До Висмара дошли благополучно, разгрузились за сутки. Опять зашли в Росток на завод Варнемюнде исправить кое-какие неполадки. Пока стояли здесь пришла радиограмма идти в Финляндию, где ожидает груз.
 
    В субботу 2 июля года вышли из Ростока и взяли курс на Финляндию.  Практически предстояло в течение нескольких суток пройти по всей длине Балтийского моря, этого «супа с клецками» и столько же по заливу. Рабочий день Ваханова состоял из вахты на мостике: с 8 до 12 и с 20 до 0 часов. Рулевой – работа ответственная не каждому можно доверить. От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.  Опасно не ощущать ответственности. Ответственность, как долг перед собою. К такому пути нужно воспитывать себя ежечасно. Ему было всего 21 год и он был полон энергии. Недаром его избрали членом судового комитета. Много намечено планов: научиться играть на гитаре, ходил на занятия по изучению английского языка, которые вел капитан. Хотелось заниматься спортом, но какие могут быть на судне возможности? Вынес на палубу штангу. Начал качать мышцы. Читал где-то, что спортсмены, чтобы не потеть, одевают на голый торс шерстяную одежду.  Свитер в Дании он купил для этой цели. Оказался не свитер, а толстый пуловер из грубой шерсти.  Несгибаемые ворсинки не согнулись, а с упоением впились в тело. Настоящая власяница древности для укрощения плоти.  Витя не преследовал цели самоистязания, но волей заставил себя заниматься. Через полтора часа, когда с наслаждением снял с себя колючий атрибут, все тело было покрыто мелкими капельками крови. Только накрывшись одеялом, узнаешь, есть ли в нем блохи.

    До «спортсмена», наконец, дошло, что занятия штангой, на морских судах неприемлемы.  Поднимешь груз, а тебя качает. Можно и на себя свалить. Даже стоя у причала, палуба зыбкая. Но не все потеряно – было бы устремление. Еще во Владивостоке, Ваханов приобрел книгу «Борьба самбо» Харлампиева, который и изобрел этот вид спорта.  Здесь качка не помешает, но, чтобы отрабатывать приемы нужен партнер. Желающих не найдешь, однако, один матрос согласился изучать приемы самообороны без оружия. На палубе слишком «людно», да и атмосфера не всегда без дождя и ветра, а пустой твиндек третьего трюма, чем не спортзал. Твиндеком называют второй этаж трюма. Иногда бывает несколько этажей. Вместо ковра наложили пустые мешки. Хорошо бы вовлечь побольше желающих да «спортзал» ненадолго, скоро загрузят, где тогда заниматься? Так проходило свободное от вахты время мореплавателя Ваханова. Время - вернейший союзник упорства.

    Третьи сутки идут в балласте (без груза) курсом на финский порт Кеми - самую северную оконечность Ботнического залива. Виктор-рулевой не отрывает взгляда от гирокомпаса. Если машину на твердом асфальте невозможно удержать на прямой не крутя рулем, то что говорить о судне, идущем по воде среди волн. Оно постоянно рыскает. Судно уходит в право, руль надо заранее класть влево, передерживать нельзя иначе не выправишь вовремя. Уклонившись от рекомендованного курса можно запросто наскочить на камни или сесть на мель. Это ЧП.

    Прошли остров Борнхольм, вечером Готланд. Стоять на  руле - напряжение и  внимательность, поэтому иногда рулевой «отдыхает» с биноклем на крыле мостика. Всматривается до ряби в глазах в поверхность катящихся волн.  Как бы «клёцка» смертоносная не появилась среди них. Аппаратура, регистрирующая землетрясения, и до сих пор еще фиксирует взрывы дрейфующих мин в Балтийском море.
 Поднялся ветер. Погода паршивая.

    Семь суток теплоход «Бикин» разрезал Балтийское море вдоль. В порт Кеми пришли в светлое время суток. Темного времени, в этот период здесь практически не бывает.  Сумерки наступают в  0.30, а в 2 часа уже светает. И за сутки, можно сказать, нагревает землю, как на «югах». Очень жарко. Не верится, что отсюда до Полярного круга всего сорок километров.

    Встали под погрузку в девяти милях от этого маленького портового городка. Целлюлоза, свернутая в большие плотные рулоны по двести килограммов, поплывет с запада на дальний Восток. Говорят, что из финской целлюлозы бумага высококачественная. Жалко, что не Россию груз попадет. Только раскрыли трюма и приготовили советский ship к погрузке, как со стороны залива перемахнул нелегально через фальшборт финн. Внизу шлюпка, прижалась к борту. Он сносно говорил по-русски:

   - Водка, шнапс, виски есть? – и протягивал крупную купюру в финской валюте. Оказывается, в Финляндии полусухой закон, но хочется выпить крепкого. К сожалению, ему в таких продуктах пришлось отказать. Причины было две и существенные. Первая – советские с иностранными нелегалами не торгуются, вторая – если в команде перед рейсом и было спиртное, то в семидневном походе оно испарилось. Июль – самый жаркий месяц в году. Говорили, что из ленинградских ресторанов финны часто выползают на четвереньках. Сначала человек пьет водку, потом водка пьет водку, а в конце водка пьет человека.

    Пока финны готовили целлюлозу к отправлению в дальний рейс, у команды теплохода возникла мысль посетить Кеми, посмотреть на жизнь в Финляндии и какой экзотикой располагают прилавки ее магазинов.  Городок был небольшой и люди приветливее в отличии от датчан. Русофобией даже не пахнет. Возможно потому, что с 1809  по 1918 годы после русско-шведской войны территория   Финляндии входила в состав Российской империи. Царь Александр-1 объявил ее Великим княжеством и имел титул Великого князя Финляндского. Правда все эти годы не всем финнам нравилось быть в составе России. Хотелось самостоятельности. Финские социал-демократы, готовившие революционных боевиков и принимавшие непосредственное участие в свержении царского режима, настаивали. Ленин, помня их заслуги перед Октябрьской революцией, согласился  дать им такую возможность и 31 декабря 1917 года он и правительство первыми признают Финляндию независимым государством.  Мы никогда не знаем насколько ценна вода пока не высохнет колодец.

    После визита в город некоторые смельчаки из России решили искупаться в Ботническом заливе, чтобы обозначить себя в самой северной точке Балтийского моря. Конечно, им хотелось в финскую баню сходить, рассказывали, что у них бани общие для мужчин и женщин, но не получилось. Пришлось особо разгоряченным в холодной воде охлаждаться.

    В погрузке сырья для бумаги Ваханов принимал непосредственное участие – тальманил на первом трюме. Тальман  лицо, ведущее подсчет груза при погрузке на судно и выгрузке с него.  Команда знала, что   их сухогруз идет во Владивосток южным путем: Средиземным морем, Индийским океаном и т.д. Когда часть целлюлозы успешно переместилась   в дальневосточный «корвет», прилетела радиограмма из пароходства: «если не начали погрузку, идите в Ленинград». Капитан сказал: 

  - Опоздай мы на сутки, нас отправили бы во Владивосток Северным морским путем.- Капитану явно не хотелось  идти севером, все же югом теплее.  Да, и куда девать тропическое вино, которое уже выдали?
 
    В последний день финны всячески показывали, что к советским они относятся положительно: прислали, законным путем через проходную, делегацию шахматистов. Водку не выпрашивали. Вечером вместе смотрели кинофильм «Тихий Дон».

    Теплоход «Бикин», принявший в себя финский груз, осел так, что вода стала лизать ватерлинию. Загрузка предельная. Экипаж готовый морально и физически к дальнему плаванию на Дальний Восток, помахал на прощание гостеприимным жителям Суоми и ship отшвартовался от причала. По пути опять зашли в Венспилс, чтобы запастись продуктами и пройти тропическую медкомиссию.  Каждый северянин может выдержать большую дозу тропического вина, но не каждый - тропическую жару. Все, однако, оказались способны безболезненно принимать лучи палящего солнца.