Навстречу мечте

Станислав Винокурофф
    Это был 1988 год. Это была моя первая осознанная авиамодель, которую я собрал в виде самолёта Л410. Я учился в четвертом классе, когда зимой, после занятий, я зашёл в местное сельпо с громкой вывеской "Универсам" . Для сельского мальчишки особо больших развлечений тогда и не было. Кроме, как поиграть на улице с друзьями, сходить изредка в кино, посидеть в сельской библиотеке, где я с большим интересом рассматривал различные журналы о путешествиях. Особенно любил читать журнал "Клуб путешественников" и грезил дальними странами и путешествиями. Три раза в неделю я посещал занятия в музыкальной школе по классу фортепиано. "Бунтовал", не без этого. Это как же: все мальчишки на улице, а я тут, с нотами, как девчонка!
Понятие, что музыка мне нравится, занятия спортом, целенаправленная подготовка к поступлению в летное училище будут позже, а пока я любил зайти после занятий, по пути домой, в несколько маленьких, местных магазинов выстроившихся в ряд на центральной улице. И просто любил  иногда" попялиться" на различные товары. Смешно? Наверное кому-то это покажется смешным. Но отчасти в этой любви заходить по пути домой был ещё и практический смысл. Не стоит забывать, что я родился на Полюсе Холода, в Оймяконе и зимой температура воздуха опускалась до минус 60-68 градусов по шкале Цельсия. В те годы эти температуры были обыкновенным делом и никого не удивляли. В минус 40 градусов у нас считалось, что на улице "теплынь" и вся детвора пропадала на улице с утра до позднего вечера. И многие дети, да и взрослые, заходили в магазины погреться. Всяких гаджетов и компьютеров тогда не было, равно, как и мобильных телефонов и интернета.  И долгими, зимними вечерами я засыпал рассматривая странные, геометрические узоры настенного ковра. Несомненно у меня в детстве было много разных, ярких впечатлений и других занятий, но это маленькая прелюдия к моему небольшому  воспоминанию о моей первой модели самолёта.

    Как сейчас помню у меня было аж четыре маршрута, как дойти со школы домой. Эти маршруты менялись в зависимости с кем из друзей я шёл домой из школы и наоборот. Так как мои друзья в основном жили в старой части села, а ввиду того, что мои родители построили дом в относительно новой части и мы переехали год с небольшим назад, то иногда приходилось вводить коррективы в мои маршруты. Проще говоря, мои друзья уходили теперь на Север, а я на Запад. После уроков, немного поиграв во дворе школы, мы попрощались и каждый пошли по домам. Мой маршрут пролегал через центральную улицу с небольшим смещением на  параллельную улицу, где находились магазины. Как бы я сейчас сказал с авиационным уклоном "offset 3 miles left of track". Помню замёрз и решил зайти погреться в магазин. Это была моя  первая точка обогрева, следующая точка была в сельской библиотеке , третья у бабушки. Таким образом я добирался до дома.

    Так вот я зашёл в Универмаг. Поздоровался с тётей Олей, самой доброй продавщицей на моей памяти и по обыкновению начал рассматривать товары лежащие на полках, попутно греясь в тепле магазина. Был месяц Декабрь и близился самый долгожданный, волшебный праздник Новый год, пахнущий мандаринами и хвоей стланника из которого родители делали ёлку.
Было видно, что завезли много нового товару, начиная от ёлочных украшений и заканчивая валенками и стегаными телогрейками . В магазине царила волнующая  атмосфера праздника, помню была какая-то суета. Но вот мой взгляд наткнулся на несколько коробок с изображением какого-то самолёта. Сердце моё екнуло и я завороженно подошёл к этим коробкам. Я взял одну из трёх в руки и буквально с величайшим трепетом и уважением в душе начал рассматривать цветные картинки различных вариантов сборки самолёта на коробке. Я ведь уже твёрдо знал, что хочу стать пилотом, летчиком! И буквально всё, что было связано с Авиацией, ввергало мою детскую сущность в волнительное состояние. Я сразу представил себе, как бы я его собрал. В ту пору в наш небольшой аэропорт Оймякон, который в годы Великой Отечественной войны служил аэродромом промежуточной посадки для самолётов поставляемых США по ленд-лизу в СССР, по знаменитой авиатрассе Аляска - Сибирь, прилетали только Ан-2, Ми-8 и Л-410(чебурашка) из районного центра Усть-Нера. Так вот, я держа в руках эту коробку, прикинул, что собрал бы его по подобию Л-410. Я живо представил, как буду играть, как буду рулить и взлетать! Ведь для меня фильм "Экипаж" режиссёра Александра Митта был практически наглядным пособием и я не пропускал ни одного показа этого замечательного фильма. Поэтому какое-то представление об Авиации я уже имел.

    В ту пору школьные обеды стоили не дорого. Всё стоило копейки. Насколько я помню, в нашей школе были талоны. Каждый талон стоил где-то 15 коп. За  эти 15 коп. давали и первое, и второе, и компот, а хлеб был бесплатным и его брали кто сколько хотел. В школьной столовой пекли еще очень вкусные булочки по 5-10 копеек с яблочным повидлом, ещё были пирожки по 3 коп. с картошкой, с рисом и яйцами, с мясом. В день получалось где-то копеек 20-25, чтобы наесться. И как только звенел звонок на большую перемену после третьего урока, вся школьная детвора устремлялась в столовую. Я иногда немного экономил с этих обедов и копил на кино. Денег я у родителей не просил, видел, что деньги достаются нелегко, да и как-то особо не заморачивались в ту пору об этом: кто, как и во что одет, сколько денег имеет. Редко рубль в кармане или какая-то мелочь в  жестяной банке, припасенная  на всякий случай, рогатка или "пугач". Вот и все мальчишеское счастье в те времена.

    Вдоволь насмотревшись на коробку, я аккуратно открыл его. Перед моими глазами открылся вид на внутренности волшебной коробки: сборный фюзеляж состоящий из двух частей, крылья, стойки шасси, колеса, винты, мотогондолы двигателей, стабилизатор, вертикальное оперение,носовая часть. Конечно названия всех этих частей самолёта я узнаю потом, но в данный момент я был просто очарован этой моделью самолёта, вернее сборным конструктором самолёта. Мир для меня сузился, время остановилось, дыхание замедлилось. Я уже полетел живо представив себя за штурвалом. Я представлял себя эдаким северным лётчиком, ассом! Моё воображение рисовало мне вид кабины со множеством приборов, тумблеров, лампочек. И вот  сижу я весь такой красивый в форме, а вернее в летных унтах до колен, в синих, форменных брюках, в летном кожане и обязательно в наушниках. Мне казалось, что без наушников образ лётчика, пилота будет не до конца полным. И я летел в моем воображении...

    -"Что? Нравится?" - голос тёти Оли, продавца, вернул меня в реальность. -  "Да. Очень!" - ответил я. Тётя Оля улыбнулась и я  спросил: - "А сколько стоит?" Она подошла, взяла коробку посмотрела на какие-то цифры и буквы, вернулась к кассе, сверила в тетрадке что-то с чем-то и посмотрела на меня сквозь толстые стекла своих очков: - "Семь рублей 50 копеек". Я понял, что это дорого. Положил обратно на полку коробку, поблагодарил тётю Олю и попрощавшись вышел в холодную, морозную реальность. Как говорит мой двоюродный брат Гаврик: "Каждый выход на улицу, как выход в открытый космос!"

    Зимой воздух в Оймяконье  сухой и безветренный. Воздух вырвавшийся сквозь шарфик, который был завязан по самые глаза, чтобы не обморозить лицо, тут же замерзал и шумно осыпался в морозном воздухе. Действительно, теперь вспоминаю, получалось, что мы дышали в половину лёгких, дабы не застудить их. И моё дыхание сопровождал этот звук замерзающего воздуха. Звук этот немного похож на дыхание человека в кислородной маске. Шипучий звук застывающего живого дыхания. Глаза мои слезились. Нет, я не плакал. Глаза слезились из-за сильного, морозного воздуха. Ведь глаза были единственной открытой частью тела и мороз все хотел сковать их в своих ледяных объятиях. Я шёл в глубоком раздумье. Шёл и смотрел себе под ноги. Я шёл и прикидывал стоимость этой игрушки. По моим прикидкам получалось, что в день на питание я получал 15 копеек. В неделю при шести учебных днях получалось 90 копеек. И в месяц выходило 3 рубля и 60 копеек. Это почти два месяца моего школьного питания! В общем получалось дорого! Забыть и не вспоминать лучше. За своими вычислениями я  даже не заметил, как прошёл мимо пунктов обогрева, библиотеки и бабушкиного дома.

    Придя домой, переоделся, умылся. Поговорил с родителями. Покушал немного, выпил горячего чаю с молоком. Выполнил свои ежедневные обязанности. Натаскал дров из поленницы, наколол заготовленного с отцом льда и заполнил пару  бочек для воды стоявших в небольшой котельной, затем успел сгрести немного выпавшего со вчерашнего вечера снега. Затем начал делать уроки, готовиться к завтрашнему дню. Всё это время я был погружен в свои мысли, вернее погружен был в мысли о самолёте из сельпо. В голову ничего не лезло. Я пустыми глазами смотрел на какие-то формулы, учебники, тетради. Перед глазами стоял тот самый авиаконструктор! Вот как я был увлечён и безумно влюблен в Авиацию. Достал из жестяной  банки из под кофе все мои сбережения, подсчитал копейки и со вздохом сожаления ссыпал их обратно. Получалось где-то рубль с небольшим. Моя мама, оказывается всё это время наблюдала за мной и как каждая мать чувствует своего ребёнка, чувствовала, что у меня в душе творится неладное. Она зашла в мою комнату, подошла ко мне, положила свою тёплую ладонь на мои плечи, обняла и спросила: - "Стасик, у тебя всё в порядке? Ничего не случилось в школе?" Я замотал головой: - "Нет мама, всё нормально, ничего не случилось". Немного посидев со мной она вышла, но практически сразу зашла обратно: - "Нет Стасик! Я же вижу, что что-то не так. Говори давай!". Немного помявшись, я признался о чем я думаю и мечтаю. Надо заметить, что мои родители, люди весьма далёкие от Авиации, всегда и во всем горячо  поддерживали меня в том, что касалось моей Мечты стать пилотом, летчиком. И в этом  их безусловно, бесценная заслуга, что я претворил свою Мечту в реальность!
Мама внимательно выслушала меня и вышла прикрыв за собой дверь комнаты. Я продолжал бесцельно сидеть за письменным столом. Эх как же я хочу стать пилотом! Как же я хочу летать! Но ещё больше я хотел тот самый авиаконструктор, мои мысли все возвращались к нему вновь и вновь. И чего я поперся в этот магазин?! Не было печали. Надо сказать, что хоть я и был единственным ребёнком у родителей, меня они не сильно баловали. Всё было в меру. В меру их видения правильного воспитания сына и в меру их возможностей. Вот так я сидел и можно сказать страдал по детски, молча. Вдруг открылась дверь комнаты и вошла мама. Она протянула мне десять рублей: - "Сынок, вот возьми. Купи этот самолёт, ведь ты хочешь быть летчиком. Пусть сбудется твоя Мечта сынок!". Я постарался отказаться: - "Мама, это ведь дорого. Потом купим когда-нибудь". Но мама сказала золотые слова: - "Стасик, это ведь твоя Мечта! А к ней надо идти! Пусть этот самолёт приблизит тебя к Мечте!" Помню моей радости не было предела! Я обнял и поцеловал маму, посмотрел на часы. Магазин закрывался в семь вечера, а время было уже как двадцать минут седьмого! Осталось сорок минут! Скорее, скорее! Быстро натянув валенки, шапку, телогрейку и даже не обмотавшись шарфом я рванул на улицу. Сзади кричала мама, чтобы хоть уши шапки опустил , но я этих напутствий и не слышал. Я бежал. В голове крутилась мысль, вернее две мысли: лишь бы успеть и лишь бы не раскупили! Моё сердце бешено билось в моей груди наверное не только от радостного возбуждения, но и от моего бега и переживания: а вдруг уже купили? Ведь на носу Новый год, родители будут покупать своим детям подарки. Нет! В этой гонке серебряной медали не бывает! Скорее, Стас!! Скорее!! Вот я пробежал двор Дягилевых, выскочил на перекрёсток и рванул по центральной улице. Вот и бабушкин дом справа остался позади. У двора Константиновых выбежала чёрная собака с лаем, я её мысленно послал куда подальше и побежал дальше. Собака, не помню её кличку, в нерешительности тявкнула пару раз и отстала. Вот и начальная школа, ясли, детский сад, контора, дом Сивцевых, библиотека, я бежал не сбавляя обороты, как Форест Гамп. Вот наконец и видно магазин с синей крышей! Лихо взлетел по крыльцу и рванул дверь!

    Тётя Оля удивлённо уставилась на меня сквозь толстые стекла очков. Народу никого, она собиралась закрывать магазин. Я без лишних слов метнулся к коробкам с игрушками. Успел. Осталось только две коробки. Трясущимися от бега и волнения руками, я бережно взял верхнюю коробку. Моя!
Обратно, домой, я тоже вполне себе "летел"! Мне очень не терпелось открыть коробку и начать собирать мою первую авиамодель. Сделаю из него Л410.
На следующий день я подхватил ангину, да ещё обморозил щеки. Меня температурило и я слег. Это был результат моего вчерашнего забега по морозу. Я лежал больной в своей кровати и надо мной застыл в вечном полёте, мною собранный и подвешенный к потолку самолёт Л410. Счастливее меня не было никого на свете. Я лежал на спине и смотрел на мой самолёт. И я летел в моём воображении навстречу своей, детской Мечте. К Мечте по имени Авиация! Чуть позже я вырезал из какой-то газеты условия о приёме на учёбу в Бугурусланское летное училище Гражданской Авиации и бережно хранил эту газетную вырезку внутри фюзеляжа этого самолёта. С тех пор у меня было много разных авиамоделей, но самая лучшая и дорогая сердцу та первая модель, которая служила мне ориентиром и вела меня навстречу моей Мечте!

30.05.2018
 
Памяти самого доброго продавца детства, тети Оли Саввиновой, посвящаю.(12.04.2019)

Москва.