Луночки. Ласточки. Бухча

Ганна Зброжек
....................
....................
....................


      - Полей хорошенько огурчики !Цветут уже !
      -.............
      - Ведра по четыре в каждую луночку ,- провожает меня мамочка со двора . Я храбро вызвалась сходить в окопки , так назывались личные  огороды у Терека .Идти мне туда с часик ,если не больше!
      -Хорошо ,хорошо ,-обещаю я , удивляясь своей смелости и активному сопротивлению  ленце, ведь неплохо было бы с книжкой поваляться на диванчике !
       -Отец заедет за тобой , и обратно уже вместе приедете !
       
      
       Была не была , я закрываю за собой высокую нашу калитку , раздаётся звонкий отклик щеколды , и я уже быстренько спешу .........))

       Люблю свою подметённую с утра улочку . Каждый бугорок на ней знаком , а следы от веничков , что веерообразно ,от каждого дворика сходятся посредине ,тогда ещё не заасфальтированной земли , будоражат до сих пор моё воображение.
      
       Вот вышли хозяюшки ранним утром , каждая из своей калитки , поздоровались-кивнули друг дружке и давай совершать дугообразные движения от начала своих владений до конца.Дойдёт до конца своего плетня или забора , развернётся и ,опять лёгкие движения  веничка над землёй , едва её касаясь  .Мусора на самом деле  много и не было !Мели больше так ,для порядку !
       И ,конечно же, травинки , трогающиеся в рост ,вырвут.  Не положено было иметь сорную траву ни во дворе , ни у двора!

       Наверное ещё и новостями поделятся . Каждая завершает труд по невидимой линии  середины улицы ,а  повстречавшись на середине посекретничают о чём -то ?
   И, вот ,как сейчас вижу, пару почти незаметных холмиков из листочков и пары веточек ,оставленных ими ,на фоне параллельных ,а иногда -нет , следов от веников.
       Почему они не убраны, или же эти робкие кучки мусора собрались сжечь чуть позже ?- оцениваю я чистоту подметённого участка улицы в пространстве двориков , лежащих друг против друга ,и веерообразные полосы ,  на песчаной земле .

       -Ю,Аришенька , -погляди-ка ,-окликнет соседку другая.., а
       Аннетенька то нынче раньше нас управилась!
       -И у меня теста   подошла..,-засмеётся ,не разгибая спины ,и  не оглядываясь ,Аришенька.
        Быстрёхонько расправится с этой каждодневной обязанностью,  всем тоном показав желающей поговорить побольше соседушке, что некогда и ей,и  скроется тут же в своём дворике...
      
       Видимо им пока некогда ,не до разговоров..,   как и мне!

       И ,я  - поспешаю!
       Правая сторона у домов заасфальтирована  ,  не замечаю, как быстренько дохожу до центра станицы , пересекаю заросший высокими деревьями парк по удобно прохоженной дорожке  , и --по бульварчику недолго до вокзала !

       За железнодорожными путями -самое интересное ! Взгляду сразу открывается от горизонта до горизонта некая вечно  распахнутая  книга  и, голубой картинкой в ней , Терский Хребет .
       Но мне -лишь до Терека ! Нахожу дорожку в сторону волнующегося и блистающего на солнце моря июньского виноградника .

       -Найду ли я делянку свою, не напутаю?--переживаю .
        Впереди меня замечаю подводу , видимо  и им туда же , в окопки !

       Выходные дни . Рассматривая раскрывающиеся мне во всю длину ,по мере приближения к ним , всё новые и новые длинные ряды с развевающимися от ветра букетами  лоз  ,не нахожу там никого за работой.
       Не подвязанные , вольно растущие ветви лозы стараются не отставать от лёгкого ветерка, обманным движением словно дарящим им на мгновение крылья  ,но   ветерок беспечно  мчит дальше , не замечая ни надежды лозы на волю , ни склоненных их , уже от  беспомощности , вынужденных отпустить его  из своих объятий ..
       Но вот налетает новый  порыв ветра ,и вновь непонятное волнение и шелест по рядкам ... 
      
       Что-то  подвода впереди замедлила свой ход ?!Да , она ведь, остановилась !
       В ней сидящая пожилая женщина оглядывается и машет рукой .
       -Подсаживайся , миленькая!

       Узнаю их , ..с соседней улицы !Пожалели, у самих то пять дочек !

       Охоты большой кататься нет , но не вредничаю. Забираюсь ,поставив ногу на выступ сзади .

       Лошадка погнала !

       Вот и делянки , виноградники слева от дороги обрываются и мы останавливаемся у огромного грушевого дерева.

       У каждой делянки своя яма для воды . Нахожу и свою деляночку , там у ямы с водой торчит таркалина с повязанной на ней голубой тряпицей.
       
       Вот и луночки с огурчиками ! Как красиво расплелись , и сколько цвету на плетях !
       Солнце поднялось уже высоко , прищуриваюсь ..рассматриваю соседние посадки.
       Стройные рядочки капусты , помидор , перемежаются такими же ровненькими полосами с луком , морковью, свеклой ..Неимоверный разброс зелёной части спектра словно какой-то мотив мне диктует . И всё это растущее и зеленеющее, ещё не знающее зноя калёного, как -то торжественно и ликующе безмолвно  приветствует меня..

       Разуваюсь ,у ямы что -то плюхнулось в воду , лягушка скорей всего !

       На бугорочке земли , как  результате добычи воды ,а ямы неглубоки , ведь вода очень близка , вижу конец от крючка для зачёрпывания воды .
       Обыкновенный длинный сучок , но ровненький и с загогулиной на одном из концов !
       Подвешиваю ведёрко , зачерпываю из ямы. Доставать трудновато , конечно ...Но , немного сноровки и ведро полное воды вытащено и поставлено на землю...

       -А ну-ка , где тут наши луночки ?
       У каждой ...задаю обратный отсчёт : 4, 3, 2 , 1 ...и так до последней .
       Ну вот , дело сделано !
       Больше мне ничего не поручалось !
       Прячу крючок опять в заросли у ямы .
       Надеюсь ..мои -найдут , когда будут здесь без меня !

       Срываю на ближайшем кустике нашей капусты листок ..становлюсь на него , ополаскиваюсь на нём , обуваюсь ...
       И, надо бы обратно !


       Соседи , подбросившие меня до окопок , ещё работают.
       Может и мне что-либо ещё сделать ?
       Ну нет,жарко уже  !
       И ,как мне кажется ,всё  остальное вокруг ямы в порядке ,ведь родители часто сюда заглядывают , а мамочка- даже в обеденный перерыв ,оставив колхозные свои рядки , наведывается сюда .

       Да и воду то .. я всю  выбрала , ждать когда вновь через какие -то неведомые мне ключики вода наполнит яму до краёв ...мне неохота .

       Посижу в тени ,под грушицей, и обратно , домой !
............




  Сижу под грушицей! .
  Умиротворённость и тишина !
  Снаружи и внутри меня.
  Какой -то тишайший восторг и умиление!
  Благодарность и Солнцу ..и -дереву !

  А ведь на этом месте и даже южнее, ближе к самому берегу, который мне конечно не видно , была старая станица !

 Природа заставляла удаляться и удаляться от берега...всё выше и выше .
 Ведь Терек иногда показывал свой строгий нрав : крушил разливаясь и сады ухоженные , и домики увитые лозой....
 
 -Ласточка ! Откуда ты здесь ? Хотя ,что это я удивляюсь , здесь ведь где-то рядом колхозный стан , и не один наверное !

 -А,поведай , мне ласточка ...может тебе известно больше , чем я думаю?!
  ........
 
 -Как же ...выглядело это переселение ? Сколько двигалось ..туда-сюда подвод ? Сколько было восторга ..или,  наоборот ,слёз ..Ведь ,переселение , что пожар великий ..

 - Может и тебе , ластушка , в детстве твоём было нащебечено о новых , золотой соломой крытых домиках и сараях , ...о новых уютных навесиках ,горнушках весёлых под ними,  беседках виноградных ,ровненьких грядочках  ..да цветочных коврах под окнами..
 -Поведай !
 -Наверное ведали тебе о таких переселениях станицы , когда обучали уму -разуму ..твои родители в родном гнезде ...

..................
  Что же, нетрудно представить , а меня прямо таки и тянет туда , вместе с ласточками покружить над новыми постройками станицы !

  Пронестись над новыми крышами и новыми колодцами с водой , присесть на новый наличник на окне , прислушаться к разговорам и пению, подразнить кошек ...мечтающих меня достать ..
  Заглянуть в окно к прабабке, что сидит с бухчёй на коленях , да разбирает дорожкИ (лоскутки ..) , ..подлатывает видно что-то из одежонки..да, конечно же , напевает что-то .
  Пощебетать с ласточками на молодой акации у ворот ....

   Понимаю, что всё это происходило не в марше едином и едином строю.., а переселялись кто как мог !
   Кто-то построился быстро на новых размеченных прямоугольных кварталах и покинул домик на берегу .А кто-то и не собирался вообще переселяться ...и наверное даже нравилось жить у воды , в нескольких шагах от лодки !Пусть и опасности грозили со всех сторон !

   Кому -то разумеется  сообща отстроили , всей станицей , домик .Что было в порядке вещей раньше .
 
  А ,ласточки , милые ласточки ,как они переживали переселение родных крыш ?
  И , те ли песни слышали они на новом месте ...или же уже новые..? 

     Разглядываю даль ,обрамляющую эти " окопки " .

     Где -то по южной грани этого прямоугольного надела ранее,до последних десятилетий века девятнадцатого ,  были видны валы старой станицы и даже ограда старого православного кладбища , что хранила последний покой русских безвестных солдат , попавших волею судьбы и истории на " распогибельный "наш Кавказ .
     (Было и другое кладбище , чуть западнее этого ..)

     Теперь же и не найти ни малейших признаков старины давней.
     Поначалу всё постепенно заросло кустарниками да деревьями , поскольку набожности ,да и самих  набожных гребенцов не хватило на это добровольное занятие -содержать в порядке могилки.

     А смена века несла новые и новые заботы,  новые и новые могилы.
     Новой власти  было  не до памятников ,вон как всё окультурено .
     Сплошь виноградники и сады.

     -Размышления приводят к мысли , что возможно сижу не на простом возвышении,..
      -Домой ,пора домой .
       Вот и попутчики мои опять зовут на свою подводу.
      
    
 


...........В редакции.
           В цикл У ЧЕРВЛЁНСКОГО ДВОРА.

Фото .
Червлёнский дворик с посадками. Казачки.
      
Луночка-небольшая, округлая грядочка, с углублением по центру.
В них сажали и тыквы , и арбузы, и огурчики.       
Бухча(ударение на А) ...-конвертик-сумочка из ткани для рукоделия.