как Серёга орден получил

Лэри Франгишвили
     В августе-сентябре 1941 года в связи с приближением гитлеровских войск, из Таганрога в Тбилиси эвакуировали авиастроительный завод №31, который разместился в корпусах начатого строительством в 1940 году Тбилисского авиазавода.
    В Таганроге завод изготавливал гидросамолёты конструкции Г.Бериева (Бериашвили) для авиации Красного рабоче-крестьянского военно-морского флота, и лицензионные американские гидросамолёты PBY-5 Catalina, которые в СССР получили официальное название "ГСТ", а в Тбилиси начал выпускать истребители ЛаГГ-3, Ла-5, Як-3 для фронта.
    С цельно-деревянных "ЛаГГ"ов начали потому, что с алюминием в СССР были проблемы, пока не начали присылать союзники по ленд-лизу, а древесины и деревообрабатывающих предприятий в Грузии хватало.

      После войны на Тбилисской авиазаводе изготавливались разные реактивные военные самолёты для ВВС СССР и для многочисленных союзников по социалистическому лагерю. В 1970-80 годы основной продукцией предприятия были ракеты класса "воздух-воздух" К-10, Р-60, Р-73, и противокорабельные ракеты, самолёты-мишени и истребители МиГ-21 различных модификаций, а также новейшие тогда самолёты-штурмовики Су-25.
    Часть продукции отправляли армиям Варшавского блока и авиации Индии, Ирака, Анголы и других "братских стран", и в Тбилиси же прилетали самолёты эти для ремонта, или же отправляли тбилисских специалистов-ремонтников в те далёкие неведомые страны.

      Изготовление самолётов, тем более боевых реактивных летательных аппаратов, это сложное и ответственное дело, и помимо своих заводских контролёров качества на предприятиях,  собирающих военную технику есть и представители так называемой военприёмки, проверяющие и принимающие боевые машины для вооружённых сил.


      В славные времена застоя на этом тбилисском 31-м заводе одним из военпредов, представителей военной авиации, принимающих готовую продукцию, был офицер Советской армии в звании капитана по имени Сергей, которого все скоро привыкли называть просто Серёгой.
    Серёга был очень доволен тем что попал "на юга", в края где было тепло по сравнению с его родными краями, много разных фруктов и настоящего виноградного вина к которому он пристрастился.
    В начале своей деятельности капитан этот был очень требовательным, на всех "штатских" смотрел свысока и дотошно проверял изготовленные самолёты, сохраняя при этом важное выражение на своём вечно недовольном лице. Он постоянно придирался по любому пустяку, но ничего серьёзного обнаружить ни разу так и не удалось.

      Однако через некоторое время в проверяемых им самолётах стали обнаруживаться не прикрученные винтики, что расценивалось как грубое нарушение сборки и могло представлять опасность для самолёта в полёте. Самолёты в таком случае возвращали в цех для тщательной проверки и, при необходимости, ремонта, хотя никаких погрешностей и неполадок выявлено так и не было.
    В кабине почти каждого самолёта, куда влезал Серёга, он всегда находил один или пару маленьких винтиков, которые, укоризненно качая головой, с укоряющим видом предъявлял представителям завода.
    Руководящие работники авиапредприятия постоянно устраивали совещания и требовали от рабочих максимума внимания при сборке самолётов, те всё время вынуждены были оправдываться, старались изо всех сил, но злополучные винтики регулярно продолжали обнаруживаться в кабинах проверяемых Серёгой при сдаче самолётов.

      И тут одному из инженеров завода пришла в голову не слишком оригинальная мысль, время-то было такое, когда весь СССР активно боролся с так называемыми "несунами", которые размножались в геометрической прогрессии, если и не все, то многие советские граждане желали иметь от своей работы больше того, что имели официально, и дела "просто так" не делались.
    После очередной приёмки экспортного "МиГ"-а, когда капитан Серёга опять показал очередной винтик, начальник сборочного цеха предложил бдительному офицеру отметить с инженерами завода день рождения одного из сотрудников.
    Недалеко от заводской проходной был объект общественного питания с вывеской на двух языках "хинкальная", место где готовили блюда грузинской кухни, у буфетчика, над стойкой которого висел красный вымпел "Победитель соцсоревнования", всегда было свежее мясо для шашлыка, сыр (мясо и сыр, как и сахар, сливочное масло, соль, и многое другое в то время в советских магазинах продавались по спискам и талонам на продукты, тогда рядовым гражданам в Тбилиси полагались 1 кг мяса или костей, как повезёт, и 400 гр сыра в месяц, для получения которых ещё нужно было отстоять очередь), неплохое домашнее вино, виноградная водка "чача", телячьи сосиски без сои из "особого" цеха мясокомбината и свежее неразбавленное водой разливное пиво местного производства.

      Капитан Серёга сначала изобразил недоумение и даже выразил осуждение, но быстро согласился. День рождения отметили хорошо, пьяного Серёгу, который во время застолья без умолку рассказывал какой он необходимый государственный человек, вставляя в каждую фразу непонятное остальным слово "нубля", на машине кого-то из инженеров завода доставили к семье, жившей в военном городке, и сдали на руки заждавшейся кругленькой жене вместе с пакетом фруктов, парой бутылок вина и бутылкой недорогого, но качественного местного коньяка, который в отличии от армянского, делали без жжёного сахара и ванилина.
    После этого винтики при проверке больше не обнаруживались, завод смог работать спокойно, выполнять и перевыполнять социалистические планы, а Серёга каждый день ходил в обеденный перерыв с работниками завода, после чего порой не мог вернуться к исполнению своих важных служебных обязанностей, а так как сотрудники завода в рабочее время ничего крепче чая или лимонада не пили, то для Серёги привозили от деревенских родственников самодельное вино, которое всегда делали жители стран с развитым виноделием для себя.

      Через некоторое время к какому-то очередному советскому государственному празднику из Москвы пришёл приказ о награждении капитана Сергея N орденом "За службу Родине в Вооружённых силах СССР", в котором указывалось что награждён он за успехи, достигнутые в боевой и политической подготовке, поддержанию высокой боевой готовности войск и освоение новой боевой техники, а также за высокие показатели в служебной деятельности.
    Скоро стал Серёга майором, винтики больше в кармане не носил, а в начале 1990-ых вместе с остальными советскими военнослужащими навсегда покинул Грузию.