Новые приключения итальянца в России. РЖД

Балашова Таня
Никогда не думала, что мне так практически пригодится итальянский.

Я пошла на курсы итальянского по настоянию мамы, которая преподавала его больше 40 лет после окончания Ленинградского пединститута, студенткой водила экскурсии итальянцев по Эрмитажу, синхронно переводила хороший итальянский фильм столько раз, что  её от него уже начало тошнить, и заменяла своей группе итальянскую переводчицу, плохо говорившую по-русски, во время турпоездки в Италию в советское время, ещё в 60-е годы. Но про маму- отдельная история.

Главное, что она мне сказала: походи-ка ты на курсы, пока я не ушла на пенсию! И научила меня итальянской грамматике.

А вот для разговорной речи нужна была практика. И когда моя бывшая ученица (по окончанию курсов я начала и сама преподавать, чтобы не забыть то, чему научилась) мне неожиданно предложила, позвонив из Италии, дать мой номер телефона одному порядочному итальянцу, я согласилась. Именно для языковой практики.

Итальянец оказался и в самом деле порядочный, к тому же умный и с чувством юмора. В общем, кончилось все личным знакомством и взаимной симпатией.

Хотя не все проходило гладко. С учетом нашего диаметрально противоположного менталитета.

Начнём с того, что этот итальянец любил определенность, постоянство и не привык опаздывать. Не все они такие, но мне частенько встречаются мало на меня похожие люди.

В общем, когда речь зашла о личной встрече на территории Италии, я пошла за путевкой в турагентство к своей знакомой. Раза два я сообщала итальянцу дату и место своего приезда на морское побережье, и за неделю до поездки знакомая предложила горящую путевку по очень привлекательной цене. Причём по Италии я должна была перемещаться на автобусе, каждый день- в новое место. Довольная собой, я сообщила окончательный вариант моей поездки, и тут... доселе желавший увидеться со мной порядочный итальянец сказал мне (естественно, на своём родном языке):
-Танья!(это у них так произносится), - ты уже три раза изменила своё решение, и теперь я не смогу приехать увидеться с тобой!
Ну и ладно!- сказала я (правда, про себя), -и не очень надо ! Буду свободна и независима!

И поехала по горящей путевке любоваться солнечной Италией. Тем более я за границей до этого вообще ни разу не бывала. Так что итальянец, хоть и не захотел меня спонсировать, хотя бы сдвинул с места. И на том спасибо.

Но смс- ки о своём пребывании я ему все равно решила отправлять, не дуться же на него слишком долго из-за отказа повидаться, в конце концов - кто он мне?

И правильно сделала. Любопытный синьор не выдержал и приехал в гостиницу, где мы останавливались всего на одну ночь, как и во всех остальных городах Италии. Этот город был ближе остальных к нему.
 (То, что он забыл в этой гостинице свои документы, я узнала позже. Но поразило меня не это, а то, что ему их выслали заказным письмом после его звонка, и через три дня они вернулись почтой к хозяину. Вот это сервис!)

Не буду рассказывать, как я ела с ним в первый раз итальянские макароны в ресторане, пытаясь накручивать их на вилку- у меня на вилку накручивалось все содержимое тарелки. Но макароны были обалденные. Назывались лингвины- язычки.

Внешность итальянца (мы даже фотографий друг друга прежде не видели, только по телефону и письменно общались) оказалась типично иностранной, я сразу решила, что мы друг другу никоим образом не подходим, но слегка поторопилась.

Потому что уже через год, морозным декабрьским днём, я встречала его в московском аэропорту, чтобы дальше поездом отправиться в наш город на Волге. Я все глаза проглядела, чуть не приняла за него другого странного вида, растерянно озирающегося смуглого итальянца - неужели, думаю, он так изменился за это время?- и вдруг услышала сзади: -Танья!

Оказывается, мой гость успел пройти через контроли и уже направлялся было к выходу, по дороге отмахиваясь от назойливых таксистов. Я, как всегда, чут-чуть опоздала. Но это было только начало...

На вокзал мы приехали заранее. Мой спутник еле уговорился сводить его на Красную площадь, хотя ещё была уйма времени до отправления поезда, и за 2 часа до отхода мы уже мёрзли на вокзале. Сходили в придорожное кафе, поковыряли пластиковыми вилками салат, попили что-то из пластиковых стаканов... Приближалась полночь - время отправления было 0.50.

Я была в эйфории от приезда гостя и доходчиво объясняла ему русскую действительность. Когда он поинтересовался, почему на табло до сих пор нет нашего поезда, я сказала: потому что поезд дополнительный, ходит через день,его в расписание не поставили.

Но за 20 минут до отправления и у меня что-то екнуло. Через весь вокзал мы пошли в справочную, которая находилась у черта на куличках, подальше от поездов. Я протянула в окошко свои билеты и спросила, почему на табло до сих пор нет нашего поезда?

Сотрудница справочной взглянула на билет, на экран, а потом на меня -сочувственным взглядом- и осторожно сказала: -Ваш поезд ушёл сутки назад. К сожалению, вы все потеряли, деньги за билет уже нельзя вернуть.

До меня медленно стало доходить, что 0.50 -это раннее утро, а не поздний вечер, и дата на билете должна была быть завтрашней, чтобы уехать после полуночи. Но как я скажу это иностранцу, который в первый раз едет ко мне в гости и не ожидает таких сюрпризов?

- А можно сегодня на чем-нибудь уехать?, -осторожно спросила я сотрудницу справочной.
- Через 15 минут отправляется другой поезд, но билеты купить вы уже не успеваете,- сказала она. - А следующий-завтра вечером.

Я повернулась в сторону итальянца. На лице у меня было все написано без перевода.
-Танья, что случилось? - все равно спросил он.
-Наш поезд уже ушёл вчера, точнее, сегодня утром. (Вот почему на табло его не было!)

Что значит приличные люди! Особенно когда они ещё мало тебя знают...
-Танья, нон три дико ньенте! (я ничего тебе не скажу)-проговорил он по-итальянски вслух, а какую тираду произнёс по себя- это я только сейчас, спустя много лет, могу себе представить!

Но тут мне на помощь пришла наша русская смекалка! Я хватаю за руку итальянца, говорю ему: -Бежим!
Тащу его в подвал, в камеру хранения, где лежит его тяжелый чемодан, на ходу соображаю, что мы его не донесём за 5 минут до перрона, нанимаю ближайшего алкаша за 50 рублей "на 2 бутылки пива", и мы мчимся, все потные, с колотящимся сердцем, к последнему в нашем направлении поезду и запрыгиваем в ближайший к нам вагон. Слава богу, что 10 лет назад ночью ещё можно было сесть без билета, заплатив втихаря проводнице. Через минуту поезд трогается, и я везу итальянца навстречу судьбе. Везу ещё и в купейном вагоне, вдвоём в пустом купе, так как за небольшую доплату проводник-коммерсант из соседнего вагона предложил перейти в купе из плацкарта. Какой у нас сервис! Не чета итальянскому!
 
И только утром, возвращаясь в пижаме и с зубной щеткой из туалета, он будет удивляться, что в умывалтнике вода течёт, пока приподнимаешь носок крана ладонью, и сразу перестаёт, как убираешь руку - "как вы умываетесь?" - а пока под стук колёс мы плывем по просторам России и я счастлива, что у меня все получилось, а что ждёт впереди - о, это требует отдельного листа бумаги!