Думитру Круду о поэтессе Негарэ

Валериан Чобану
Поэтесса Кэтрин Негара стояла на скамейке в дендрологическом саду на первой скамье после того, как открываются ворота, в нескольких шагах от входа. Она стояла одна на скамейке. Рядом с ней три черные сумки с ее одеждой.  Начался дождь, но она не выбежала оттуда, как всё люди вокруг нее, как воробьи. Она  бросая вызов дождю, падающему на нее стояла там. Потому что ей просто некуда было идти. Потому что, ей просто негде спрятаться. Дождь стучал по асфальту все громче, громче и громче, но поэтесса Кэтрин Негара продолжала оставаться на этой скамейке, и у нее не было даже зонтика.  Глаза Кэтрин были закрыты, она пыталась упрямо спать. Старуха, которая шла рядом, с зонтиком над головой, остановилась и спросила, что с ней?

- Да ничего со мной не случилось, ответила она.

- А почему вы стоите под дождем? Почему вы никуда не уходите, чтобы спрятаться от дождя?

- Я не собираюсь никуда уйти, потому что  мне фактически не куда идти!

-Как так?

-У меня нет дома.

Старуха присела с ней рядом  на скамейке, раздвигая зонтик над Кэтрин, держа зонтик пока дождь не остановился. Но больше ни чем она не могла ей помочь.

По мере того, как еще шел дождь, поэтесса рассказывала  несчастным голосом, как она оказалось на улице. Она рассказала ей, как смерть её единственной дочери переломила всю ее жизнь. Она рассказала  как она потеряла свой дом в городе Кишинэу и квартиру в Бухаресте. Она рассказала, как она оказалась выброшенной на улице.

В начале 90-х годов имя поэтессы Кэтрин/Екатерина Негара начало светиться. Она была невероятно красивой женщиной и очень талантливым поэтом: казалось вот взойдёт  новая надежда румынской литературы. Ее стихи были оценены лучшими литературными критиками момента. Но, в какой-то момент ее жизнь разбилась на две части, и поэтесса осталась, вернее оказалась на дороге. В её почти что пятьдесят  лет она стала уличным человеком.

В дендрологическом парке  я встретил ее. Было уже темно. Та старуха, с зонтиком все еще не ушла, и она слушала ее в восторге, но ей нечем было помочь. И она ушла, как только я подошел.  Я сел на место той старушки, и Екатерина сказала мне, что она не спала две ночи, потому что ей негде было. Прошлой ночью постоянно ходила из одного места в другую, потому что  негде было спать, она рассказывала мне и как она заснула на скамейке в дендрологическом парке. Я сегодня еще останусь в парке, возможно еще два часа, а потом я не знаю, куда  пойду. Я пойду туда, куда мои глаза глянут.

У меня не было возможности помочь ей. И я ушел.

Выходя из ворот,  я повернул голову, снова начал дождь, и люди покинули парк, только Кэтрин не спешила никуда идти. Она стояла на скамейке, которую я оставил  Она никуда не уходила, потому что  просто некуда было идти.

Такой она была: (Екатерина Негарэ), в те далекие годы, когда дебютировала с первой книжкой стихотворений... Ибо, о ней - рассказ.