Не имей сто рублей

Иван Наумов
Мы ездили из Ставрополя в  Астрахань за вяленой рыбой на двух машинах в 84 году, на моем "Москвиче" и "Запорожце"  инвалида первой группы. С инвалидом когда-то вместе на стройке работали, вроде, хороший мужик был. А потом перевернулся на мотоцикле с коляской, сломал позвоночник, стал инвалидом 1  группы, жена бросила, приходилось самому бороться за выживание.

Вот он и приспособился торговать вяленой рыбой возле бочек с пивом, антиалкогольная компания еще не началась, сначала на мотоколяске, затем на "Запорожце" и, наконец, приобрел "Жигули". За это честь и хвала ему. Но собачья жизнь научила его хитрить, благо бы только с посторонними, а то и с теми, кто с ним дружит и ему помогает.

 Я убедился в этом во время поездки за рыбой. Я покупал "Москвича" частично в долг, в том числе, 500 советскими был должен и Илье. И когда он когда он попросил помочь ему из дельты Волги под Астраханью привезти рыбы, а он мне скостит за это 100 рублей долга, я не смог ему отказать. Я, конечно, спросил, кто будет разбираться с милицией, если захомутают,  он ответил, что берет это на себя.

 Так-как в два конца было 1200 км, взяли с собой запасного водителя, мужа моей двоюродной сестры, который по профессии был шофером. Он по очереди подменял нас за рулем, а, главное, мог помочь в случае неполадок с машинами. Туда доехали за день, переночевали в машинах, а утром подъехали к многочисленным протокам, где местные рыбаки промышляли рыбой.

 Там они и жили в халупах, нищета которых совершенно не сочеталась с тем, что возле каждой стоял тяжелый мотоцикл или машина. Везде были навесы, под которыми они вялили рыбу. Рыба была первый сорт, лоснилась от жира и пахла свежестью. Большую часть загрузили таранькой, воблой, в сортах которой я не слишком разбираюсь, так как в прудах нашего Ставрополья был в основном карась, сазан, окунь.

 Меньшую часть - подлещиками, нет рыбака, который не узнает леща по внешнему виду. Через полтора-два часа обратного пути по проселку перед въездом на трассу нас остановили 2 мента на грузовике. Первый ехал Илья на "Запорожце", менты проверили у него документы и отпустили, он тут же выехал на трассу и был таков, а у нас потребовали открыть багажник.  А там рыба. И началась торговля. -
- Где икра?
 - Нету.
Начали курочить обшивку, лазить под сиденьями, икры, разумеется, не нашли, но обшивку изрядно подпортили.
- У вас рыбы на 10 тысяч.
- Рыба не наша, мы лишь перевозчики.
- А чья?
- Того инвалида, которого вы первым проверили. 
- Значит, икра у него!
- И у него, нету, он покупал лишь рыбу.
 Поехали догонять, а его и след простыл. А мои документы у них. Так три раза бросались вдогонку, три раза останавливались и начинали нас сосать. А у нас с Колей и денег нету, было на двоих рублей 30, все высосали. Через 2-3 часа вернули права, еле выпросили у них на хлеб один рубль, мы голодные, а ехать еще 500 км. Приехали домой за полночь, а Илья только на 2-й день после обеда.

 Я к нему, почему бросил? А он объясняет, что где-то у него там есть друг со связями в милиции, и он поехал к нему, чтобы нас выручить! Можно подумать, что он с тем другом нашел бы нас! А главное, откуда он знал, что нас придется выручать? Ну, короче, я ему поставил условие, за все наши треволнения он должен нам с Колей по 15 лещей бесплатно.

 Он и тут меня обманул, подожди, жена Валя тебе отберет в пакет и вынесет, будто у меня своих рук нету. Вынесла, сверху две свежие рыбины, остальные прошлогодние, проржавевшие, в рот не возьмешь. Когда же я принес ему назад рыбу, он посетовал, что хозяин ему подсунул вместо свежей рыбы старую.  Как будто, я не сам ее грузил.

 Николаю не рискнул на подмену, остался бы без дармового мастера по машинам. А еще по его вине я чуть не погиб. Пошел на толчок покупать резину. Она в магазине стоила  56 рублей, на рынке 200. Он сказал, что у него есть лишний скат. Я поинтересовался о стоимости. Он ответил, собирался его продать за 200, но мне по дружбе продаст за 150.

 Я еще удивился, почему цвет, как у б.у.? Он ответил, что скат в гараже 2 года лежал, и потому выглядит так. Я купил, в вулканизации поставил, удивился, что мастер почему-то недоверчиво его осматривает, будто сомневаясь, ставить или нет. Но так или иначе, я заменил лысый скат и поехал на море, до которого 500 км.

Через 200 км на скорости 100 км в час  меня повело из стороны в сторону, я с трудом удержал машину от вылета в кювет, который был на полтора метра ниже трассы, но меня развернуло назад передом. На счастье, ни попутной, не встречной ближе 300 метров не было, успели затормозить. Я посмотрел, а подошвы у ската нет и только боковые стенки не дали мне перевернуться.

Разумеется, я не рискнул ехать дальше, а на запаске вернулся обратно. Приехал к Николаю просить запаску, у него уже  была своя машина. Он спросил, где я взял злополучный скат, так как я продемонстрировал ему остатки. Я ответил, что у Ильи, он сказал что новый.
- Он тебе продал наваренный.
После моря пошел к Илье разбираться. Он ответил, что его самого обманули. Вот так, не имей сто рублей, а имей сто друзей. И хотя его давно нет не свете и я вот-вот его догоню, но неприятный осадок от такой "дружбы" остался, хотя о покойниках или хорошо, или ничего.