Слияние сердец. О любви

Валерий Борисов-Лакаев
               

                Серия «Современные мужчина и женщина»

                «Слияние сердец»

Человек состоит из души и тела и природа эти две совершенно разные субстанции способна объединять вместе. Иногда существует полная гармония между духовным и физическим обликом человека и даже можно по чертам лица прочитать основные свойства характера. А случается, что высокие духовные качества заключены в телесно довольно непривлекательную оболочку, а бывает, в красивом теле кипят порочные страсти. Да… как все это непросто в реальной жизни.

Еще сложнее понять, как происходит соединение в одну семью людей противоположного пола - мужчины и женщины, тем более в зрелом возрасте, когда физическое влечение не является доминирующим.
 
Может ли существовать под этим небом то, что называется слиянием сердец, слиянием душ? Сентиментальным идеализмом,.. даже платонизмом,..               я не знаю. Но я убежден, что другая любовь, любовь чувственная, имеющая в себе нечто хорошее,  да,.. да…  и немало хорошего в  нашем мире существует.

Мне пришлось задуматься над этими проблемами уже в солидном возрасте, а причиной столь несвойственных для меня размышлений явилось поведение моего друга Виталия.

А дело было так.

С Виталием мы были смолоду очень хорошими друзьями, и объединяла нас в первую очередь работа. Мы разработали вместе скалярно-векторную модель человека и успешно реализовали ее коммерческое внедрение. Создали свои фирмы и получали приличный стабильный доход, позволявший, как говорится, существовать в нестесненных материальных обстоятельствах.

Однако наши личные жизни сложились по-разному. Я создал прочную семью с женой Машей, и у нас родилась дочка Света. А у Виталия произошла жизненная трагедия. Супруга, которую он безумно любил, погибла в автокатастрофе в самом начале их семейного счастья. Его сердце после этого никто не смог занять и он так и оставался одиноким.

Жили мы с ним за городом, дома стояли недалеко друг от друга. Виталий был более предприимчивым, чем я, он построил не просто добротный загородный дом со всеми удобствами, а создал настоящую усадьбу с обустроенным хозяйством, за которым следила семейная пара работников, постоянно жившая и обслуживающая жизненный быт Виталия. Такая жизнь его удовлетворяла, тем более, что по характеру он предпочитал оставаться дома, а не ходить по вечеринкам или развлекаться еще где-то. Правда, у него в жизни оставалась одна страсть – охота. Он охотился с неистовым увлечением одинокого человека, охотился зимой и летом, весной и осенью, охотился по болотам, в засаде и с собакой и вообще как он только не охотился? Ему стукнуло пятьдесят, однако Виталий был здоров, свеж, хотя немного лысоват, чуть полноват, но физически очень силен и крепок. Мы продолжали с ним дружить, он часто приходил к нам обедать или на ужин, потому что любил рассказывать о своих охотничьих приключениях и делал это так забавно, что жена с дочерью хохотали до упада над его живописными историями.

Как-то, когда я был в отъезде, у него случился приступ ревматизма. Виталий чуть не умер с тоски и горя от вынужденного бездействия, хотя уход за ним со стороны домашних помощников был отличным. Маша с дочерью решили навестить его и принесли ему приготовленную на травах лекарственную настойку.

То ли от настойки, то ли от внимания женщин, но Виталию стало лучше и, когда жена со Светой уходили, он пробормотал:
- Черт возьми! Хорошо бы вам совсем переселиться ко мне.
 
А они опять дружно хохотали от всей души.

Он быстро поправился, снова стал охотиться, но уже прежней живости и радости у него почему-то не было, что-то надломилось в его душе. Как и раньше, он заходил к нам, рассказывал охотничьи байки, но пропала какая-то беззаботность и уверенность в том, что он живет, как следует. Даже интенсивные физические нагрузки на охоте не приносили ему духовного равновесия и покоя.
 
Мы с болью в сердце наблюдали за ним. И однажды моя дочь Света, которая в совершенстве овладела нашей скалярно-векторной моделью человека и стала успешным врачом-психотерапевтом, предложила:
- Его нужно просто на просто женить!

Я с Машей всплеснул руками, как это мы не подумали до сих пор об этом. И весь вечер мы все вместе перебирали знакомых вдов. В конце концов, выбор остановился на Вике.
 
Ей было за сорок, но она оставалась еще красивой, с отличным характером и достаточно обеспеченной. По гороскопу ею управляла планета Нептун, планета красоты и таинственности. Она была очень женственна, чувственна, с хорошей интуицией, отзывчива и никогда не оставалась в стороне от неприятностей других. Казалось, что она сама переживает то же, что и другой, реагируя на внутренний мир человека, а не на его внешность. Однако была очень зависимой натурой, сильно привязывалась к человеку, который играл главную роль в ее жизни. К сожалению, в ее жизни произошла тоже трагедия, ее муж  летчик-испытатель погиб. Детей у них не было, и она стала склонной к мечтам, надеждам, избегала конфликтов. Она оказывала услугу любому, кто попросит, и люди часто бессовестно и неблагодарно этим пользовались, что приводило ее к нервным срывам.

Когда мы все это взвесили, то пригласили ее к себе погостить. Погода стояла замечательная. Вике было скучно одной на своей даче, и она приехала…

Виталий понравился ей сразу. Она быстро оценила его преданную натуру и поняла, что для него вполне достаточно, если рядом с ним будет хорошая женщина. К чему тогда остальные? Он будет счастлив и так. За его хозяйством следила семейная пара работников, и домашняя жизнь не будет навевать скуку на женщину, предоставив роль прекрасной хозяйки. И вообще ей понравилось, что для него быть с любимой в шалаше не так романтично, как в особняке.

Днем на улице стояла жара, но по вечерам зной спадал, и мы собирались у нас на террасе. Виталий теперь приходил к нам каждый день. Света нашла благовидный предлог и уехала в город, а мы в две пары, я с Машей и Виталий с Викой, немного выпив во время ужина, прекрасно проводили время, болтая на разные темы. Вика потом пела, играя на пианино. Голос у нее был не очень сильный, но приятно было слушать в ее исполнении романсы и лирические песни.

Виталий понимал, что Вика оказывает ему особое внимание и это восхищало его.

Она это чувствовала и как-то спросила:
- Вы любите музыку?

- О да! Когда я слушаю музыку, мои нервы словно обнажены. Музыка! Она дает мне чувство наслаждения.

- Какие у вас иногда бурные чувства, – удивилась Вика.

- Ах, боже мой, да стоит ли жить, если нет бурных чувств? Счастлив бывает лишь тот, у кого ощущения так остры, что воспринимаются изысканным лакомством.

Она подняла на него удивленные глаза.
 
- Однако деловые люди получают наслаждение, занимаясь бизнесом, - подзадорил я друга и почувствовал, что в душе Виталия шевельнулось ревнивое чувство.

- Ах, знаю я, что за наслаждения у всех этих дельцов.

Мы с Машей с изумлением смотрели на Виталия, открывающегося для нас с необычной стороны, хотя знали, что он любил достаток во всем.

- У них только одно в голове – деньги, – продолжал Виталий.

- Человек тонкого ума живет высокими интересами, его радость – это наука, искусство, путешествия, книги и… любовь, в конце концов. А, если он добивается и денег, то для того чтобы они облегчали ему возможность духовных наслаждений и даже сердечного счастья.

А эти люди? Что у них в сердце и уме? Ничего кроме гнусной страсти к наживе. Эти стяжатели так же похожи на «выдающихся людей», как барышник торгующий картинами, похож на самого художника. Для корыстного духа коммерции не существует ни родины, ни чувств, ни принципов – одна нажива!

Я смотрел на него и думал: «Да, Виталий может быть неотразим и способен взволновать душу и чувственность той, которая завладеет его сердцем».

- И поэтому вы проводите много времени на охоте? – с наивным видом спросила Вика.

На небе в это время светил совершенно круглый желтый диск луны.  То ли полнолуние, то ли выпитое вино подействовали, но Виталий пригласил вдруг ее с собой на охоту, чего никогда еще ни для кого не делал. Приглашение в тот момент показалось всем нам таким забавным, что Вика сразу согласилась.

Сборы на охоту превратились в праздник для женщин. Они тайком что-то обсуждали, предлагая каждая свой вариант.

Я же выбрал момент и поговорил с Виталием:
- Ты что действительно решил дать ей заряженное ружье на охоте?

Он спокойно ответил:
- Думаешь, я не понимаю всей ответственности перед ней? Но ей, да и мне хочется немного отвлечься. Какая может быть с ней серьезная охота? Мы побродим по полям в экзотической обстановке и усталые вернемся домой, вот и всё, что я планирую. Только не говори это женщинам, ведь они так увлечены подготовкой.

Действительно Виталий заботливо объяснял Вике, как вести себя во время охоты, как наблюдать за поведением собаки и, особенно тщательно, как пользоваться ружьем и стрелять по дичи.
 
И вот женщины закончили приготовления. Вика появилась, одетая под амазонку – в сапожках, короткой юбке и бархатной замшевой куртке, правда чуть-чуть узковатой для ее груди.

Наши охотники вышли в поле. Виталий следовал за ней  по пятам, заботясь о каждом ее движении. Погода стояла замечательная, воздух был мягок, и теплота проникала в душу, смягчая ее. Как в такие моменты человеческая душа трепещет и сильно чувствует!

Вика глядела на небо, на траву, на цветы, и в глазах ее светилась радость. Иногда она пыталась поймать пролетавшую бабочку и говорила:
- Посмотрите, до чего она хорошенькая, просто хочется поцеловать.

 Виталия несколько смущала эта потребность Вики поцеловать какую-нибудь букашку или яркий полевой цветочек и для него с новой стороны открывалась неистребимая нежность, заложенная в женском сердце, эта вечная потребность любви,  томящаяся в их душе.

Они продвигались в направлении речки, по берегу которой тянулась извилистая линия зеленых деревьев. Преодолевая рытвину, Вика оперлась на руку Виталия и почувствовала, что эта рука точно железная. Спускаться по склону было скользко, но, чувствуя крепкую опору, она шла уверенно. Вика умилялась от восхищения и чувствовала, что у нее перехватывает горло. И две слезинки покатились из ее глаз.
 
 Виталий изумленно смотрел на нее и думал:
- Может, бог создал такую неземную красоту, чтобы облечь в нее человеческую любовь? Значит, бог способствует людям любить друг друга, если окружает их любовь таким великолепием.

Вдруг собака напала на след, затем поползла и сделала стойку, подняв правую лапу.

 Виталий, стоя за своей спутницей, прошептал:
- Тихо, тихо… внимание! Ку-ро-пат-ки.

И он крайне осторожно продвинулся вперед Вики. Вдруг сильный шум поднялся с земли – бррр, бррр, брр! – и целый выводок птиц неожиданно взлетел в воздух, хлопая крыльями.

 Даже Виталий растерялся.

А бедная Вика шарахнулась в сторону, споткнулась, нажала сразу на оба курка, выпустила два заряда, отступила на шаг из-за отдачи ружья, упала в полевую траву и со страху зажмурилась.

 И уже с закрытыми глазами услышала падение чего-то на землю.

- Господи, я убила его, - промелькнуло у нее в голове. Она боялась открывать глаза и лежала, раскинувшись тихо на этом сотканном из пахучих полевых цветов ковре. Потом услышала тихий шорох.

- Наверное, собака вернулась, - предположила Вика и с опаской слегка приоткрыла глаза. Над ней стоял Виталий, держа в каждой руке по случайно подстреленной ею куропатке, и восхищенно смотрел на нее.

Она чуть не разрыдалась, прижалась к нему с необыкновенной нежностью, ее сердце трепетало, груди вздымались, взгляд стал мягким и, притянув к себе, она его поцеловала. Тем поцелуем, в котором человек ощущает почти невозможный союз душ, даже слияние сердец, которого ждут иногда всю жизнь.

С этого момента Виталий влюбился в нее как безумный.

- Какая женщина! – говорил он, возводя глаза к небу.

Мы с интересом наблюдали за развитием их романа и однажды, провожая Виталия домой, и, слушая восторженные восклицания по поводу его новой приятельницы, я неожиданно спросил его:
- А почему бы тебе на ней не жениться?

Виталий был поражен и встал как вкопанный.

-Я?.. Мне?.. Жениться на ней?.. Но, все-таки но…

И он умолк. Казалось, в его голове происходит целая буря эмоций.

Затем, торопливо пожав мне руку, он исчез в темноте, размашисто шагая…

На следующее утро Виталий пришел ко мне совсем побледневший от долгих раздумий бессонной ночи и был чрезвычайно серьезен.

- Слушай, вчера ты ошарашил меня неожиданной мыслью. Черт возьми, Вика такая женщина, можно сказать, она создана для меня.

- Тогда срочно делай ей предложение. «Куй железо пока горячо!». Хочешь, я возьму это на себя?

Но Виталий внезапно смутился и пробормотал:
- Нет-нет… пока нет… мне придется совершить маленькую поездку в город. Как только вернусь, я сообщу вам окончательный ответ. А пока постарайся расположить Вику в мою пользу.

Никаких объяснений от него нельзя было добиться, и он уехал на следующий день.

Прошла неделя, а Виталий все не возвращался.
 
Мы удивленные, обеспокоенные, не знали, что и сказать Вике, поскольку ранее уже намекнули ей о намерениях нашего друга. Теперь она пела в основном грустные романсы.

 Виталия не было даже дома.

И, наконец, вечером он тайком через домработницу пригласил меня к себе.

- Извини, я только что приехал и сразу сообщил это тебе, я больше не могу ждать.

Затем он замялся, очень смущенный:
- Видишь ли… дело в том… что с этим делом ничего не вышло… ну ты понимаешь о чём я… да… не вышло…

Я ошеломленно смотрел на него.
- Как?.. Ничего не вышло? Почему?

- Ой, не спрашивай меня. Пожалуйста, мне больно говорить об этом, но будь уверен, что я поступаю… как честный человек. Я не могу… понимаешь… жениться на этой женщине. Видеть её для меня слишком мучительно. Я подожду, когда она уедет, и тогда приду к вам. Извини, больше я сейчас ничего не скажу… и он умолк. Мне ничего не оставалось, как сделать сочувственный вид  и уйти к себе, хотя я ничего так и не понял.

Всей семьей мы обсуждали случившееся, спорили, строили тысячи предположений. Одно мы поняли, что в жизни Виталия была какая-то тайна. Словом дело было серьезное, может незаконные дети, а то и какая-нибудь старая связь.

Во избежание затруднительных осложнений жена осторожно поговорила с Викой, и она уехала, как и приехала одинокой женщиной. Когда мы провожали ее, на нее  было жалко смотреть, и на глаза навертывались слезы.

Прошла следующая неделя.

Однажды, плотно пообедав, немного выпив, мы сидели с Виталием на террасе в креслах-качалках. Он расчувствовался и доверительно сказал:
- Если б ты знал, как часто я вспоминаю о Вике,.. тебе бы стало меня жалко.
А я не без некоторой горячности высказался:
- Черт возьми, друг мой, когда в жизни человека есть тайны, не заходят так далеко, как зашел ты. Мог же ведь, в конце концов, предвидеть своё отступление!

Он смутился:
- Что можно на это ответить? И да… и нет… Я не ожидал того что случилось.

Я немного раздраженно ему возразил:
- В нашем возрасте надо бы уже ожидать.

Виталий оглянулся, чтобы убедиться, что нас никто не слышит и начал шепотом:
- Да, да… в нашем возрасте.

 Я отлично понимаю, что обидел вас, поставил в неловкое положение, и расскажу теперь всю правду, чтобы как-то попытаться оправдать своё поведение, а, может, заслужить понимание и возможно прощение.

Я внешне изобразил, что весь внимание.

И Виталий продолжил:
- В ту минуту, когда я должен был принять на себя обязательства по отношению к этой женщине, меня взяло серьезное сомнение, и одна мысль обеспокоила меня. Я живу один и уже в моем возрасте успел отвыкнуть от… ну от… от любви, что ли. Я не был уверен, способен ли я вновь,.. ну способен ли я… ты, в общем, понимаешь… Короче говоря, в ту минуту, когда я понял, что должен буду связать себя обязательствами…  я просто испугался.

И я сказал сам себе: «Дьявольщина, а что если… что если вдруг… осечка? Ведь это бывает в наше время сплошь и рядом. Словом для очистки совести я решил поехать в город. Ты знаешь, у меня была фирма под названием «Настоящая любовь». Мои бывшие сотрудницы делали для меня всё… уверяю тебя, делали всё, что могли… Да!.. Уж они, конечно, ничего не упустили… Ну и что? Они всегда отступались… ни с чем… да-да, ни с чем… Я глотал различные препараты, перепробовал множество острых блюд… окончательно расстроил себе желудок… и… и ничего. И когда мне стало всё ясно, мне ничего не оставалось, как только отступить, сдаться. Что я и сделал…

 Хотя я не переставал думать только о Вике. Я мечтал, мы могли бы охотиться с ней круглый год. Ты ведь знаешь, существуют случаи невероятных общений душ на больших расстояниях, таинственного воздействия одного существа на другое.

Я с чувством пожал Виталию руку и проводил на полдороги до его дома.

А про себя ехидно подумал:
- Что же больше понравилось другу на самом деле охотиться или целоваться с Викой?

Вернувшись домой, я рассказал всё жене, стараясь изобразить длительные и безуспешные попытки друга в шутливом свете.

Но она слушала очень внимательно, не смеясь, и ответила с глубокой серьезностью:

- Твой Виталий – глупец, по-моему, он просто немного одичал… Утром, к счастью, приезжает Света, она владеет вашей скалярно-векторной моделью человека, и я с ней поговорю, что она скажет? Но я считаю, что, если муж любит свою жену, то,.. то это вновь возвращается. И ехидно посмотрела на меня. Теперь уже пришел мой черед смутиться.

Света приехала и, узнав о разыгравшейся драме, сразу позвонила Вике и, не вдаваясь в подробности, пригласила ее к нам снова. А та как будто уже все знала и ничуть не удивилась. А нам с Машей Света прочитала, чуть ли не лекцию на тему «О современной морали».

- Я скажу вам правду, которую вы не найдете ни в одной книге, - начала она.

Женятся для того, чтобы завести семью. Общество не может обойтись без семьи, если общество  - цепь, то каждая семья - звено этой цепи. Когда женятся, следует выполнять условия судьбы, нужно обоим работать для общих интересов семьи, которые заключаются в общем благосостоянии и детях.

Жениться надо только один раз, это укрепляет общество, но любить можно несколько раз в своей жизни, потому что так создала нас природа.

Брак  - это закон, а любовь – это чувство. Бывают законы, которые подчиняют наши чувства, и это ошибка, сопротивляться чувствам преступно потому, что они исходят от Бога, от природы, а законы только от людей.

Брак необходим для существования общества, но он не лежит в основе нашей натуры. Говорят, что любить нужно только одного человека – это лицемерие. Современное общество мужиков, мещан, проходимцев не понимает любви. Хотя Бог создал женщину, чтобы нравиться и быть любимой!

На земле только те женщины счастливы, которые не лишены постоянной любви. Эти женщины живут без мучительных мыслей о деньгах или об удовлетворении своего тщеславия, живут спокойно и радостно, ибо любовь может заменить всё, исцелить всё, утешить во всем. Любовь - это пища сердца, она необходима для их жизни. Женщине надо чувствовать, что кто-то думает о ней всегда и повсюду. Когда они засыпают или просыпаются им надо знать, что их любят, мечтают о них. Без этого женщины несчастны.

В то же время, для мужчин неглупых, сколько-нибудь утонченных, любовь – процесс сложный и малейший пустяк может все расстроить. Потому что во всем, и главным образом в любви, для них важна гармония. Для них необходимо соответствие жестов, голоса, слов, изъявления нежности  с внешностью женщины, с ее возрастом, фигурой, цветом волос, характером.

Взрослая женщина, проявляющая бурные страсти или кокетство, которые были свойственны ей в юности, и не понимающая, что теперь она должна вести себя иначе, и даже целовать иначе, и не быть уже «Джульеттой», неминуемо отвратит от себя такого мужчину, даже не подозревая причину его ухода.

А теперь нам остается только ждать приезда Вики.
 
Вика приехала и просто сказала:
- Не надо ничего обсуждать. Не зря меня зовут Виктория, что на латинском означает «Победа». Я итак вам за все очень, очень благодарна. Единственное, что следует еще сделать, так это сказать, что в связи с приездом Светы у вас нет свободной комнаты, и пусть Виталий сам предложит мне переночевать у него на усадьбе. Надеюсь, что у него найдется место...

Мы смотрели на Вику. Она изменилась, стала другой, серьезной и решительной. Казалось, она вдруг почувствовала, что ей предстоит принять судьбоносное решение.     В ней проснулась соблазнительница, вооруженная природной прозорливостью, смелостью и хладнокровием. Вика превратилась в искусную охотницу, которая подстерегает, захватывает врасплох и накидывает на избранника невидимые сети любви.
 
И мы поняли, - уроки охоты с Виталием не прошли для нее даром.

Виталий увидел Вику, когда пришел в этот день к нам на обед, хотя ранее договоренности не было. И увидев ее, ничуть не удивился, а, казалось, ощутил некое спокойствие. А мы в этот момент поверили, что существуют случаи невероятных предчувствий, общения душ на больших расстояниях, таинственного воздействия одного человека на другого.

За обедом они сидели рядом и их взгляды то и дело встречались, а руки беспрестанно соприкасались. Нечего и говорить, что узнав о проблемах у нас со свободной комнатой, Виталий тут же пригласил всех к себе на ужин. С нашей стороны естественно не последовало никаких возражений.

Я с удивлением наблюдал за своей женой Машей. Она тоже преобразилась. Наблюдая за Виталием с Викой, в ней самой разыгрались эмоции.

 А я подумал:
- Замкнулись мы в своем хозяйстве, надо бы почаще бывать в театре и общаться с настоящим искусством, а не только с телевизором.
 
Маша не хотела уступать Вике ни в чем и даже стала напевать песни, правда, из репертуара русских народных.

Вике усадьба Виталия понравилась, она познакомилась с семьей домработников, а те приняли ее доброжелательно и даже с некоторой радостью. Предложили ей очень уютную комнату со всеми удобствами и видом на цветущий сад.
 
После обильного ужина мы совершили прогулку при луне, и я совершенно не узнавал себя. Я постоянно нашептывал Маше нежные слова, которые подсказывало мне сердце. Я прижимал ее к себе, поминутно целуя.

А она спрашивала:
- Зачем,.. зачем вокруг раскинуто столько красоты, которую люди не видят, потому что они спят в постелях? Для кого же сотворено это величайшее зрелище, эта поэзия, в таком изобилии нисходящая с небес на землю?

И я вторил ей:
- Боже ж мой, стихи нужно слагать, чтобы научить людей больше,.. больше любить!

И мы слышали, как восторгалась  и Вика:
- Какая красота! Скажите, ведь, правда... красиво? Какое-то удивительное, глубокое очарование исходит от всего! Да, это прекрасно, потому что больше походит на сказку, на грезу, а не на осязаемую действительность. Ах, гармоническая красота!  Это  самое важное в мире! Но лишь немногие понимают ее, а всю мою душу, она пронизывает волнением.
 
И мы с Машей потихоньку, не прощаясь, отправились к себе домой.

А дома у нас случилось то, о чем ранее говорила Маша:
- Это… возвращается, когда муж любит свою жену.

Маша и в этот раз высказалась:
- Ты знаешь, совсем неплохо, когда люди в браке любят только друг друга.  С годами наступает их слияние в единый духовный образ.

Я продолжал вторить ей:
- Мы не осознаем этого, наш ум создан понимать только земное. Хотя мы и уверены в могуществе нашего ума, но на самом деле не представляем, как мы ограничены в понимании своего существовании во всей вселенной.

И прочитал стихи:

«Люблю тебя моя жена,
Ты как душа моя без края,
Как восхитительный обман,
То доброта, то ведьма злая…»

И сразу добавил, - что-то про ведьму меня занесло не туда, и мы дружно захохотали…

А на утро Виталий принес Свете огромный букет великолепных роз и мы поняли, что теперь будем все дружить семьями.
Подробнее "Что же такое любовь".