Амбициозный Дятел

Вероника Ворошилова
 В далёком лесу, на самой его окраине жил молодой Дятел. Каждый день он просыпался и долбил дерево. А дерево было большим и старым. Оно было такое толстое, что одному человеку обхватить его было невозможно. Этот дуб гордо стоял посреди леса и своим грозным видом привлекал к себе всеобщее внимание. Проходящие мимо люди дивились на него, а лесные звери часто приходили под его густые вековые кроны, чтобы укрыться от полуденного зноя. Но каждодневный стук Дятла нарушал всеобщее спокойствие, и звери стали недоумевать:
- Дятел, а Дятел? Ты зачем каждый день дуб долбишь? - стали они его спрашивать.
А Дятел только весело улыбался и продолжал стучать по дубу. Как-то раз к нему подошёл старый медведь и тоже задал ему тот же самый вопрос. Дятел посмотрел на медведя и из почтения к его сединам ответил:
- Дядя Миша, как ты не понимаешь? Ведь я - маленькая птичка, и все звери в лесу считают меня слабой и беззащитной. Все думают, что слабее меня лишь червяки, которыми я питаюсь. И никто не верит в то, что я могу совершить такой поступок, в котором могла бы проявиться вся моя истинная сила. А вот если бы я, например, взял, да и повалил это огромное дерево, тогда все звери в лесу бы поняли, насколько я силён и велик. И тогда все стали бы меня уважать.
Медведь только лукаво ухмыльнулся, но ничего не стал отвечать. А Дятел обидчиво отвернулся и стал упорно продолжать долбить дерево. «Ничего… я им всем покажу. Я докажу, на что я способен. А то, ишь ты! Думают, что если птичка, если дятел, то ни на что не гожусь. А я, вот возьму, да и повалю это несчастное дерево. И пусть только кто-нибудь попробует мне что-нибудь скажет. А то уже совсем обалдели - моё имя в ругательство превратили. Чуть что - сразу дятел».
Так прошло много времени, а наш Дятел продолжал долбить дерево. Наконец оно не выдержало и взмолилось:
- Дятел, милая птичка! За что ты меня так мучаешь? Чего я тебе плохого сделало?? Чем тебя обидело? Ведь мне уже столько лет, больше века я стою на этом месте и ещё никому не помешало.
- А ты и мне не помешало. Просто я хочу доказать всему лесу, что тоже на что-то гожусь, чтобы его жители перестали надо мной смеяться и обзывать меня.
- Ну, если дело только в этом, то, может, стоит просто изменить политику?
- В каком смысле?
- А ты попытайся научиться не обращать внимания на злые шутки.
- Боюсь, это невозможно.
- Ты напрасно так думаешь. Я намного старше тебя и больше понимаю в жизни. Когда кто-то сильно злится и обижается на чужие шутки, то его только ещё больше начинают дразнить. А когда к таким вещам относятся равнодушно, да ещё и могут в ответ хорошо пошутить, чтобы все могли посмеяться, то и проблема отпадает сама собой.
- Ты думаешь, это так просто?
- Знаю, что не просто. Но научиться никогда не поздно. И тогда не придётся причинять никому вред.
- А кому я причиняю вред?
- А я? Разве мне не приходится страдать по твоей милости?
Дятел потупился:
- И что мне теперь делать?
- Постарайся себя изменить.
- А с чего мне начать?
- Начни с того, что постарайся научиться быть более терпеливым к окружающим. А когда это у тебя начнёт получаться, научись делать другим добро, не ожидая, что тебя за это кто-то похвалит или начнёт восхищаться тобой.
- Но разве не нужно благодарить других за сделанное добро?
- Нужно. И это очень хорошее качество. Только им, к сожалению, не все обладают. Поэтому не надо ждать от других какой-то особой благодарности. Всё придёт само. И как только ты изменишься сам, то и к тебе тоже изменятся окружающие – вот увидишь.
Дятел очень внимательно слушал старое дерево. Он даже перестал по нему стучать, а оно вздохнуло с облегчением.
- Наконец-то ты дал мне небольшую передышку. И если тебе будет не трудно ; сделай для меня одно доброе дело.
- Доброе дело? - Дятел от радости весь встрепенулся и захлопал крыльями. – А какое, если не секрет?
- Не секрет. У меня под второй большой нижней веткой поселился толстый червяк. Он точит меня уже вторую неделю и не даёт мне никакого покоя. Ты не мог бы его выклевать – тем самым освободишь меня от назойливого вредителя?
- С превеликим удовольствием! – воскликнул Дятел и полетел ловить червяка.
А тем временем мимо дерева проходила лиса и застала Дятла за этим занятием.
- Ой, вы только посмотрите на него! Дятел-то наш – герой по поимке червей! Всех уже выловил, или всё за одним целый день никак угнаться не можешь? Ха-ха-ха!
На лисий голос сбежались остальные звери. Они обступили Дятла со всех сторон и начали над ним смеяться. Сначала ему стало очень обидно, но он вспомнил слова старого дерева и тоже засмеялся. Все притихли. Никто не ожидал от него такой реакции. Всем это было в новинку. Шутки сразу же прекратились, а старое дерево обратилось к присутствующим:
- Между прочим, Дятел сделал мне доброе дело. Это я попросило его поймать червяка, чтобы он больше не причинял мне боль.
Все посмотрели на Дятла с ещё большим удивлением, а некоторые даже переглянулись.
- Ну надо же… наш Дятел сделал кому-то доброе дело… просто поразительно… - пополз шёпот среди зверей. Они до того недоумевали, что многие никак не могли прийти в себя от услышанной новости. А Дятел сидел на большой ветке старого дерева и молча про себя улыбался. Теперь он по-настоящему почувствовал себя героем и был до того горд за себя, что его шапочка ещё больше покраснела. А когда все звери разбрелись, он остался сидеть на дереве и ещё очень долго думал обо всём, что с ним сегодня произошло.
А на следующее утро он снова прилетел к дереву. Теперь его жизнь заметно изменилась, и он был очень благодарен этому древнему великану за то, что это с ним произошло. Он сел на самую большую ветку и заговорил со своим новым другом:
- Спасибо тебе, старое дерево, за то, что научило меня по-новому смотреть на многие вещи. Я так тебе за это благодарен. Теперь моя жизнь обязательно изменится, и мне не придётся выслушивать глупые насмешки от окружающих.
- Что ж, и я тоже очень за тебя радо, что смогло тебе хоть чем-то помочь. А теперь мы с тобой должны попрощаться, поскольку мой жизненный цикл подошёл к концу.
- Что значит?... - не понял Дятел, но его фразе не суждено было закончиться, поскольку старое дерево с оглушительным треском повалилось на землю. А Дятел только и успел вспорхнуть и отлететь в сторону.
- Ах! - воскликнул он. - Этого не может быть! Это чудо! Значит я всё-таки смог подточить его. Теперь уже никто не посмеет обзывать меня слабым и беспомощным. Теперь-то уж точно все научатся меня уважать, ; и дятел, опьянённый какой-то странной радостью, полетел по всему лесу с торжествующим криком:
- Смотрите! Смотрите все! Я действительно повалил это дерево! Я силён! Я велик! Я совершил подвиг! Я самый сильный в лесу!
Переполошенные его криком, звери постепенно начали сходиться на поляне. Все сначала с сожалением смотрели на поваленное старое дерево, а затем переводили свой взгляд на дятла. Но в их глазах почему-то не было того оживлённого восторга, который испытывал дятел. Звери смотрели на него с осуждением и только качали головой. Никто не проронил ни единого слова. Поначалу дятел даже не замечал того презренья, которое к нему выказывали все окружающие, но через несколько минут всеобщая тишина стала нагнетать, и он всё менее и менее уверенно прыгал по повалившемуся стволу и произносил одну и ту же фразу:
- Но ведь я же герой… герой…
- Ге-рой… ; почти в один голос выдохнули все звери и стали разбредаться по своим норам.
- Да, но я… я же хотел совершить подвиг… я хотел доказать…
- Вот именно! Доказать! ; не выдержал медведь. - Из-за своих амбиций ты подточил дерево, которое прожило в этом лесу больше ста лет. Оно было символом лесной доброты и сплочённости. А ты подточил его только ради удовлетворения своих эгоистичных прихотей. И это твоя благодарность!
- Но я сделал для него доброе дело - я поймал грызущего его червяка!
- А сам-то ты чем отличаешься от этого червяка? Ты так же, как и он, точил это дерево. И всё только ради того, чтобы доказать всему лесу, что ты на что-то способен.
- Но я способен…
- На что? На подлость и предательство? Ты погубил дерево, которое принесло и тебе, и всему лесу столько добра. А тебе всё равно. Единственное, о чём ты заботишься ; это о собственных амбициях. И больше тебя ничего не беспокоит.
- Нет! Это не правда! Я теперь знаю, как приносить пользу окружающим. Я, честное слово, не хотел никого убивать. Я только хотел…
- Хотел, хотел… заладил одно и тоже. Одного хотенья мало. Чтобы чего-то добиться в этой жизни, нужно приложить много сил. А сидеть на суку и мечтать каждый может.
- Но я обязательно постараюсь всё исправить.
- Что ты можешь исправить? Дерево уже не вернёшь. Оно погибло ; и всё благодаря тебе. Так ты благодаришь тех, кто тебе помогает?
- Но я как раз сегодня прилетел к нему, чтобы сказать ему спасибо…
- А потом радостно сообщил на весь лес, что оно погибло! Нет, милый мой, настоящие друзья так не поступают. Когда погибает один друг – второму плохо, он скорбит об утрате. А ты радовался.
Медведь повернулся и ушёл, а Дятел остался один. Он долго сидел на огромном суку старого поваленного дерева, и вдруг ему стало так тоскливо и одиноко, что даже слезы покатилась у него из глаз. Он понял, что теперь все окончательно от него отвернутся, и что никакого великого подвига ему так и не удалось совершить. Теперь он был в совершенно полной растерянности и не знал, что ему делать. А рядом не было никого, кто мог бы дать ему добрый совет. Он посмотрел на своего мертвого друга, и впервые в жизни осознал всю боль утраты. Ведь теперь рядом с ним не было ни единой живой души, которая желала бы принять участие в его переживаниях. «Что же мне теперь делать»? - бесконечно спрашивал себя Дятел до тех пор, пока из пустоты не пришёл ответ: «Помоги другим деревьям. Вспомни того злосчастного червяка, который не давал покоя твоему другу», - и Дятел, осененный этой мыслью, полетел по лесу. С тех пор он больше не ждал, когда какое-то дерево попросит его о помощи, а стал сам помогать деревьям, доставая у них из-под коры червяков, тем самым продлевая им жизнь. И все деревья леса были ему за это благодарны. И, добывая таким образом себе пищу, Дятел стал совершать очень важное доброе дело. И никому из лесных жителей даже не приходило в голову его за это осуждать.


11. 08. 2009