Шутники на дорогах

Владимир Журбин 2
               
                А за окном мелькают рощи,
                И жизнь проходит – чёрт возьми.
                Куда ты мчишься – дальнобойщик,
                Остановись, передохни.
                (Г.Заречный)

        Помните лихие 90-е? Кто в них жил, тот не забудет как лихо всем приходилось выживать. Дальнобойщики тогда груз с охраной возили. Грузоотправитель за свой счёт охранника снаряжал. Сидит бывало охранник со мной рядом, на соседнем сидении, калаш у него между ног стоит, держит наготове, груз охраняет да и нас двоих водителей заодно. Вот такое время было. Всякое могло на дороге случиться.

       Случай был как-то в середине 90-х. Подрядили меня с напарником Юркой под Новый год везти барахло всякое из Китая  в Москву на Измайловский рынок.
Но грузиться на китайскую границу, в город Пиджим уехали мы за 25 декабря, а груз приняли лишь 2 января. Простояли на китайской границе.

       Деньки посленовогодние, все стараются отдохнуть, попраздновать. Но когда машина гружённая и есть возможность заработать, тут не до праздников. С нами уже и охранник сидит, груз охраняет, ждёт когда поедем. Заскочили мы домой, собрали вещи и выехали по-быстрому из Алма-Аты на трассу М-36( эта магистраль соединяет Алма-Ату с Екатеринбургом), на север покатили.
      Юга прошли, и через километров двести заплясали вокруг нас бескрайние казахстанские степи покрытые белом снегом, глаза от которого слепнут, поэтому темные очки всегда присутствовали в кабине. Охранник дремлет на правом кресле,   день и ночь пробирается наш бортовой мерседес с прицепом по заснеженной пустыне, важный груз везёт, хайвай называется, в общем барахло всякое везёт (носки, трусы, тапочки и т.д. и т.п.).

        Не останавливались до самого озера Балхаш. Километров 600 с довеском маханули за ночь.
       В городе Балхаше тормознулись осмотреть машину. Охранник, конечно, тут же с нами в машине сидит, калаш из рук не выпускает. Мы умылись, позавтракали в кафешке, едем дальше.

       Проехали ещё 200 километров и видим что нам навстречу едет знакомый суперМАЗ, фарами моргает, остановиться просит. Я за рулём сижу, сбрасываю газ, притормаживаю и останавливаюсь прямо перед суперМАЗом.
       Тот тоже останавливается и оттуда вываливаются мои знакомые дальнобойщики: грузин Валико со своим напарником Колькой Колбаскиным. Мороз за двадцать, а у них куртки нараспашку, оба пьянючие, радостно нас приветствуют, руками машут, кричат во всю степь:
- О! Володя, здорово! Как дела? Юрка, привет, ты тоже вылезай! Дело есть.
Обнимают нас, расспрашивают:
- Вы куда едете? Что везёте?
- Хайфай везём!

       Тут с автоматом из их кабины вылазит охранник, и пытаясь поднять автомат орёт:
- Что такое? Почему остановились?
Валико к нему кинулся.
- Да, это свои. Все свои. Нормально всё.
Тот увидел, что всё нормально, автомат опустил, но смотрит.
       Я оглянулся и вижу , что и моя охрана за колесом сидит , оборону держит.
- Валико, ты что такой пьяный? дорога ведь, мало ли что, - спрашиваю я.
- Ребята, мы же от самой Москвы 20 тонн чистого спирта везём. Давайте вас угостим.
- Да не надо, - отнекиваюсь я. А Валико уже меня бросил к моему напарнику двинулся.
- Юрка, доставай вашу канистру! – командует Валико, - спирт будем наливать!
- Канистра водой занята, - поясняем мы.
- Вода вон вокруг лежит! – Валико руками на снег показывает, – Соберёшь снегу, растопишь, вода будет. А спирт где возьмёшь? Он на дороге не лежит.
Валико воду из нашей канистры выливает и 10 литров чистого спирта вливает в канистру.
- Да как же вы пьяные едете? – спрашиваю я Валико.
- Да нормально едем, не боись, Володя. Тут всего ничего осталось до Балхаша. Рукой подать! Вот до Балхаша доедем, там и отдохнём, выспимся.
Похлопали мы друг друга по плечам и поехали каждый в свою сторону. Он на юг, я на север.

       При подъезде к Караганде пошли огромные снеговые, в два КамАЗа высотой, горы по обочинам, и снежные наносы на дороге.
      За Карагандой же дорога встретила нас двадцати-тридцатиметровыми снеговыми перемётами. Их приходилось штурмовать, все надежды были на наш мерседес-тяжеловоз.
      Едем тихонечко, заносы пробиваем только благодаря массе и скорости своего грузовика, бережёмся останавливаться. Лишь у придорожных кафешек притормаживаем, чтобы перекусить да чаю горячего выпить. К двум часам ночи проехали город Целиноград, затем курортный город Щучинск, следом знаменитое Боровое и выехали, наконец, на прямую нормальную трассу.

       Опять я за рулём, рядом охранник дремлет, Юрка сзади спит. Уже и город Кокчетав с Синегорьем остались позади. А вокруг темнота, ночь всё-таки, только фары наши светят, впереди дорогу освещают. Никого нет ни справа, ни слева, ни сзади, ни спереди – одна бескрайняя степь. Все по домам сидят, Новый год отмечают. Я откинулся на спинку сиденья, одной рукой баранку придерживаю, другую отдохнуть на колено опустил, машина покачивается, магнитола что-то напевает – баюкает. Но спать нельзя, машину можно потерять, сами пропадём!

        Подумалось о том, что вот здесь, в городе Кустанае, я раз двадцать ездил на уборку урожая зерновых (пшеницу от комбайнов возил), все полевые дороги знакомы, а не видно ни одной, все снегом заметены, от глаз скрыты, ни одного даже спуска с магистрали не видать.
       
       Тут вижу в левое зеркало, сзади огоньки показались, быстро приближаются. Мимо пролетает КамАЗ-одиночка из Чимкента. А город Чимкент - самый юг Казахстана, Старший Жуз.
    А Старший Жуз главный в Казахстане! Водители чимкентские ведут себя свысока, сами себя на американский манер называют техасцами, а Чимкентскую область Техасом.
- Техасец пролетел, - отметил я про себя и еду дальше, слежу как он удаляется и гаснут габаритные огни. Прикидываю для себя на сколько километров он от меня отъехал. – Ну, наверное, уже километров на 8-10 ушёл.

       Дорога прямая, ровная, габаритные огни техасца уже еле видны. Вдруг они внезапно вспыхнули и остановились.
- Зачем это остановился техасец? – думаю я. А самого беспокойство начало пробирать.
      
        Просто так водитель-междугородник не останавливается, значит что-то там на дороге было, что-то случилось. А стоп-сигналы уже погасли, техасец дальше поехал.
       Я подобрался весь, скорость скинул, подъезжаю, а сам смотрю во все глаза, что там такого есть. Подъезжаю поближе и вижу стоит на дороге встречный КамАЗ с узбекскими номерами, перед ним висит трос, вокруг КамАЗа ходит водитель, мне рукой машет. Вокруг же темнота полная. Я на охранника поглядел, машину припарковал, окно открыл и спрашиваю:
- Что за дела?

       Чудеса! Подходит ко мне дед, узбек с бородой, совсем седая борода. Дедок из тех узбеков, что на базарах фруктами торгуют, только он сейчас не в халате, а в ватнике.
- Сынок, - молвит он, - надо машину завести, дёрнуть надо бы. Помоги.
      
      А тут из машины вываливаются ещё два деда и тоже с бородами. Я на них поглядел и удивился. Одному из них точно за 70 лет было, другому же два раза за 70 лет. И бороды у них настоящие, ухоженные, не те что обросшие водители на дальнобое имеют. Серьёзные аксакалы стояли тут передо мной. Я на охранника глянул – спит! и вышел из машины к дедам. Спрашиваю их:
- Что с машиной вашей приключилось?
- Да нормально мы ехали. Всё было хорошо! Вот ему(показывают на старшего деда), старшему нашему захотелось масло проверить. Он видете-ли суперводителем себя считает. Ну, мы машину заглушили, подождали пока масло стечёт, открыли капот, масло замерили. Начали опять машину заводить, а она не заводится. – наперебой рассказывают двое дедов, что помоложе. Суперводитель же позади них понуро стоит, с надеждой на меня смотрит.
- Да, не смотри сынок, ты на него. Мы ему уже как надо натолкали. А что вот теперь нам делать, как ехать? Помоги, дёрни нам своей машиной.

       Я стою, на них смотрю, а сам думаю:
- Кто ж масло посереди степи проверяет… в населённых пунктах это делается, - потом спрашиваю их, – Вы же вот останавливали чимкентскую машину-одиночку. Что ж он вас не дёрнул?
- Ну, не знаем. Водитель как-бы не захотел. Рванул отсюда. Теперь у нас на тебя вся надежда.
- А какого хрена вас старых вообще на трассу занесло? – спрашиваю их.
Молодой дед смутился и говорит:
- Ну, так и так, мы решили молодость вспомнить, в Россию фрукты-овощи-сухофрукты отвезти. Тряхнуть стариной, денег подзаработать. Сам понимаешь, семья большая, кушать все хотят.

        Я чертыхнулся про себя: «Тут мороз за двадцатник. При таком морозе и нормальные водители-то замерзают, а тут южные деды в хооороших годах ехать вздумали». Говорю им:
- Деды, как я вас дёрну? Трасса, сами поглядите, узкая, всего на две полосы и обочина глубокая. Мне не развернуться. Посмотрите сами какой восьмиметровый поросёнок сзади прицеплен. Как я с ним тут развернусь. Да я просто не повернусь здесь. Надо вам попутной машины ждать.

       Один дед тут отворачивается, про себя что-то бурчит, рукой мне машет уезжай мол. Понял я его бурчание «Да пошли вы все братья-дальнобойщики куда хотите. Один уже ушёл. Козлы молодые!» Глянул на дедов, а у них по впалым щекам слёзы текут.
- Пропадут. Натурально пропадут деды здесь, - подумал я, - Никакой помощи им в новогодние праздники не дождаться. Я их последняя надежда. Надо помочь людям, не оставлять же их замерзать тут.
- Ладно, - говорю им, - чимкенец говорите уехал. Рассказывайте что с машиной вашей.

       Деды опять оживились, засуетились вокруг, объясняют, что уже водяную печку мороз прихватывает. Минут сорок они уже стоят, завести не могут, как ни старались. Я уже понимаю, что вот-вот и двигатель у них начнёт замерзать, а это уже будет большая проблема. Спасать их КамАЗ сейчас нужно. Нельзя просто так оставлять этих людей.
- Ладно, - спрашиваю их дальше, - воздух есть, чтобы КамАЗ растормозить?
- Есть! Есть воздух. Нормально всё.
- А как машина обычно заводится?
- С полпинка заводится, всё отлично работает. Сынок, ты только помоги нам, причину найди, век благодарить будем.
Причину я искать не стал, наверняка что-то с аккумуляторами, да и темно.

       Я встал, осмотрел дорогу, мне задом сдавать по ней надо. Включил аварийку, чтобы хоть прицеп сзади видно было, сдал назад метров десять и подъехал кабина к кабине. Вышел из кабины и говорю:
- Так, деды, сейчас ночь да и безлуние, сзади ничего не вижу, у меня есть ход назад метра 3-4 так что без обид.
   
      Один из дедов в кабину полез, двое стоят. Я свой мерседес сдаю назад, трос натянулся, буксир завели, начал я тянуть КамАЗ на себя. Дальше случилось неописуемое. Какую уж дед скорость включил не знаю, но его КамАЗ просто прыгнул на меня, потом остановился и опять прыгнул. Я с ужасом вижу в зеркало как я своим прицепом в гармошку складываюсь.
- Ну, их к Аллаху! Сейчас у самого проблемы будут. Бросать это дело надо и чем быстрее тем лучше.
В этот момент двигатель КамАЗа застучал, заурчал. Деды аж заплясали, как молодые забегали вокруг троса.

       Я ещё чуть-чуть толкнул назад, чтобы можно было расцепиться, а сам горд до невозможности. Думаю про себя:
- Посмотрите аксакалы. Сказал-сделал! Смог! Русские не сдаются.

       Деды как заведённые дело до конца доводят, в машине уже и печку водяную включили, радуются. Я к ним опять подошёл. И тут меня прорвало.
- Ах, вы такие-сякие! - Всякие слова тут были, вспомнил я и свою матросскую службу, и матросский трёхэтажный мат, - Чего вы в таких годах попёрлись по трассам гонять? Тут молодые нужны. А вы что сделать можете? Сидите себе дома, на солнышке грейтесь. Позамерзали бы тут как собаки подзаборные! – оттянул я трёх бородатых дедов матяками так, что и сам не ожидал, - Учили меня старость уважать, а тут слов даже не нахожу что вам сказать.

      Деды стояли как напроказничавшие пацаны, молчали. Потом серьёзно так говорят:
- Да, сынок, всё правильно ты говоришь. Денежку мы хотели заработать, семьи кормить надо.
- А зачем машину заглушили в степи-то? Каждый водитель знает, что нельзя машину в степи глушить, а вы не знаете, вот и попали в переделку.
- Не ругайся сынок. Всё ведь обошлось. Спасибо тебе.
- Ладно, дёргайте вы на юг, мне на север в Москву надо ехать, хайвай сдавать.

      Сел я в машину, поглядел на охрану свою – Петруха с автоматом сидит и Юрка из спальника выглядывает.
    Ну, и слава Богу, всё хорошо обошлось. Вот так и разъехались мы.