Возвращение1. Когда духи не принимают жертвы

Мария Кравченко 2
Глаз был большим и очень горячим. Отец положил его Ельне в ладошку зрачком вверх. А еще глаз был скользким. Девочка сжала пальцы и почувствовала, что в другой руке уже лежит второй глаз.

– Только не упади, не урони их. Бросишь глаза в озеро и смотри, утонут или нет,– сказала мама.

Раньше глаза к озеру носила сестра Ельне, но она уехала в город, учиться в интернате, поэтому отец поручил это важное дело самой младшей в семье, Ельне.
–У нее чистая душа, духу озера понравится, что она отдаст ему глаза, – сказал он.
–Через них дух будет смотреть на мир, будет видеть, правильно ли мы живем, и давать нам рыбу и чистую воду. Нам и оленям, – пояснила мама.

Ельне заволновалась и  осторожно пошла, вытянув руки перед собой. Она смотрела только под ноги. Глаза в ладошках девочки смотрели в небо.

Обычно Ельне добегала до озера очень быстро.  Сейчас она шла медленно, аккуратно обходя кочки, переступая через  корни брусники, не замечая, как  веточки багульника цепляются за подол нарядной панички.

Сегодня в семье Ельне праздник. Все собрались айбурдать: есть сырое горячее мясо оленя, макая его в соленую кровь, которая стекала в брюхо туши. Но сначала глаза оленя надо было принести в жертву духу озера.
 
Ельне еще и половину пути не прошла, а глаза в ладонях стали холодными и тяжелыми. Обычно, заглядывая в глаза оленям девочка, как в зеркале, видела только себя. Сегодня в зрачках отражалось синее небо. Это было красиво.

Вообще, все вокруг было красивым: белые опушки цветущего багульника наполняли тундру медовым ароматом. Синие колокольчики, покачиваясь, вызванивали нежную песню. Им вторили жуки, перелетая с солнечных цветов морошки на россыпь незабудок. И от этого сердце девочки всегда наполнялось радостью.
Но не сегодня. Она не замечая ничего шла к озеру. От волнения сердце сжималось непонятной тоской.

Оказавшись на берегу, Ельне глубоко вздохнула, но странное дело, облегчения не почувствовала. Наоборот, сердце еще больше сжалось.
Тогда девочка размахнулась,  глаза камнем ушли под воду.
–Вот и хорошо, – прошептала она. – Теперь духу  будет все видно.
И тут глаза, как мячики выпрыгнули из воды, покрутились на воде и замерли белыми шарами с красными прожилками. Зеркальные зрачки смотрели в озеро.
Ельне в страхе молнией метнулась обратно в стойбище.

–Мамочка, они не утонули! Я хорошо несла, хорошо бросила, а они не утонули.., – жалобно причитала она на бегу.
Отец с матерью сидели на траве возле туши оленя и оторопело смотрели на дочку.
–Надо идти к табедя. Шаман скажет что делать, – побелевшими губами прошептала мама.
Отец встал и медленно пошел к чуму.
–Что тут сделаешь, – не оборачивая ответил отец. – Все уже случилось. Ты делай что хочешь, мне все равно.
Ельне видела, как в одну секунду изменилась мама. Уголки губ опустились, плечи стали меньше, а глаза… добрые глаза стали пустыми.
–Мне тоже все равно, – еле слышно ответила мама и, откинувшись на траву, закрыла глаза, уснула.

 Ельне стало страшно, глаза наполнились слезами. Набрав полную грудь воздуха, она собралась зареветь в полный голос. Она прекрасно знала, что на  такой крик сбегутся все, и будут ее утешать, гладить по голове, успокаивать и волноваться, не ушиблась ли она,, не заболела ли….  И тут она увидела, что рядом с мамой сидят черноволосый парень, но не ненец и красивая девушка с длинными светлыми волосами. Елька никогда их раньше не видела. Мало того, она их не видела, когда прибежала от озера. Их не было и вдруг – появились.

Тот, который не ненец, удивленно озираясь, сказал.
–Это мы хорошо погуляли.
–Г-о-ша, – растерянно ответила девушка. – Мы же собирались… в тундру…  до обеда…
Парень почему-то рассмеялся и уставился на тушу оленя.
–А обед перед  тобой.
–Я не буду, есть сырого оленя! – возмутилась девушка.
–Конечно не будешь. Даже если очень захочешь я тебе не дам.
–Жадный такой, да?
–Я не жадный, я умный, – улыбнулся парень и обнял девушку за плечи. – Нам с тобой айбурдать нельзя. А вот ненцам необходимо, что бы восполнить дефицит витаминов и микроэлементов. Помнишь, был случай, когда один священник решил ненецких детей учить? Было это в 19 веке. Собрал ребят из стойбищ, перевез в Архангельск. Кормил – поил на совесть, пироги, мясо жареное, овощи. Через год дети стали умирать. Авитаминоз. А всего-то не хватало крови горячей и мяса сырого.
–Может у меня тоже авитаминоз?
–Тогда тебе в аптеку. Ты другая. Катька, тебе кровь оленя не поможет. Но если хочешь, можешь попить. Организм человека – такая умная машина – избавится от ненужного любым путем. Хочешь, чтобы тебя рвало?
–Я сразу сказала, что не буду…
–Вы кто? – не выдержав перебила ее  Ельне. – Откуда вы взялись?
–Хороший вопрос, – усмехнулся Гоша.
–И, главное, вовремя, – вздохнула Катя. – Ты сама кто, как зовут?
–Я Ельне. Мне шесть лет. Я сегодня носила глаза оленя духу озера. Они не утонули.
–Понятно, – кивнул Гоша.
–Что тебе понятно?
–Что мы опять влипли в историю. Так что к обеду точно не успеем.
–Хорошо бы до конца каникул успеть, – растерянно ответила Катя.

****