Снежный ад Памира

Владимир Бровкин
16 февраля 1942 года самолёт Р-5 (бортовой номер Л-3316), следовавший из Сталинабада в Хорог (на борту находились пилот Княжниченко В. В. и шесть пассажиров, из них двое детей) около 15 ч. местного времени в урочище Калай-Вамар на высоте около 4400 м в сложных метеоусловиях (низкая облачность, туман) произвёл вынужденную посадку. Самолёт был разрушен (остались целыми лишь фюзеляж и левая верхняя плоскость). Пилот и пассажиры остались живы, получив лёгкие травмы.

28 февраля пилот и трое пассажиров-мужчин ушли искать жильё и помощь (один из них в процессе перехода сорвался в ущелье и погиб), оставив в самолёте пассажирку Гурееву с двумя детьми. За несколько дней трое мужчин дошли до кишлака Матраун, где их подобрали местные жители и переправили в Хорог. В кишлаке никто из троих не вспомнил о Гуреевой с детьми.

Гуреева была обнаружена поисковой экспедицией (организованной для эвакуации с места катастрофы авиационного двигателя с целью его дальнейшего использования) лишь в начале мая (дети к тому моменту умерли от голода). Было возбуждено уголовное дело по факту оставления женщины с детьми в безвыходной ситуации. Трое мужчин получили разные сроки наказания (пилот был направлен на фронт в штрафной батальон).

Эту и историю и сейчас, спустя много десятилетий, невозможно читать без боли и сострадания.
Подробности стали известны благодаря дневнику, который вела Анна Гуреева (в нём описана смерть детей и ряд других леденящих душу подробностей). Дневник был приобщён к уголовному делу, а в конце 20 века опубликован в СМИ.

Анна Гуреева, после лечения, вторично вышла замуж, у неё появились дети, а затем и внуки. Умерла она в 1990-х годах в Душанбе.

С дневником Анны Гуреевой можно ознакомиться тут: