Сравнительные анализы

Кулаков Николай
                Сравнительные анализы

Попытка ретроспективы трёх концертов без претензий и фанатизма.


Предыстория
В 1984-м году за успешное окончание  8-го класса мне был куплен магнитофон «Маяк 232 стерео». Подарок более чем странный, поскольку музыкой я не интересовался вовсе, предпочитая хоккей и кино. Лично я хотел, чтобы мне купили джинсы и кроссовки, и у меня сразу же зародилось подозрение, что отец купил мафон себе, а я и аттестат о среднем образовании был просто поводом оправдать весьма дорогостоящую покупку, тем более в моём понимании магнитофон это такая штука, которую надо  было слушать на улице, шокируя обывателей и вызывая зависть сверстников, а подаренный аппарат был декой. В комплект поставки входило две кассеты – свемовская МК- 60, на которую тут же была записана пластинка Пугачёвой и студийка с записью песен из фильма «Мэри Поппинс до свидания!» - ни то ни другое без содрогания слушать было невозможно – кассеты жутко скрипели и свистели при воспроизведении. Ребята в школе, когда я обмолвился о мафоне, сразу же спросили что я слушаю, и, узнав, что ничего не слушаю, тут же предложили определиться, волнист я или металлист. Надо заметить  наш класс усилиями тихого троечника Лёхи Иванова и комсомольского активиста Лёни Иоффе  в музыкальных пристрастиях раскололся на два конкурирующих лагеря. Лёня и волнисты слушали Modern Talking, BBB, Joy и прочую муру, а металлисты во главе с Лёхой Ивановым слушали страшные хеви металлы и слыли неформалами.  Записи и кассеты по сходной цене обеим группировкам поставлял Боря Израилев, брат которого, говорят, плавал в загранку. Всё это напоминало игру в «Зарницу» - никакого членовредительства, но кнопки на стульях, булыжники в портфелях, йодистый азот между страниц дневника, комиксы и шаржи друг на друга  – это же так весело! Причём и те и другие пренебрежительно относились к ничего не слушающим никакистам, считая их примитивными и отсталыми от жизни. Поскольку мои друзья были и среди металистов и среди волнистов, я долго не мог определиться к кому примкнуть. В конце концов, я выбрал  металлистов, потому что их было меньше, да и люди были прикольные. Лёха Иванов поздравил с правильным выбором и дал просвещаться замызганную кассету Denon DX1. Новая музыка пришлась мне по вкусу. С одной стороны там был записан Defenders of the fight от  Judas Priest  –  до сих пор мой любимый альбом группы.  На второй стороне присутствовала некая команда, сразившая меня наповал необузданностью голоса солиста, стильными хоровками и техничными гитарными партиями – это был Accept. Надо сказать, что в середине 80-х Accept был весьма популярной командой, собиравшей на свои концерты целые стадионы. Коллектив пользовался заслуженным уважением отечественных поклонников тяжелой музыки, не смотря на усилия блюстителей коммунистической морали представить их реваншистами, милитаристами и продуктом дегенерации современной музыки загнивающего Запада. Помню, в газете «Смена» была статья «Кто ставит на Русскую рулетку» где солиста Accept Удо Диркшнайдера назвали злобной бульдожкой. В прочем подобные статьи только подогревали интерес к группе. В 1987 году Удо Диркшнайдер решил заняться сольной карьерой и ушел из Accept.. Мало что дало объединение Accept в золотом составе в середине 90-х, три выпущенных альбома явно не дотягивали до работ 80-х годов, да и времена уже бесповоротно переменились. В 1997 году группа вторично распалась, и казалось бы навсегда. Поэтому, лично у меня, возрождение Accept в 2010-м году, да ещё и с другим вокалистом, вызвало искреннее недоумение. Во-первых, уже было. В 1989-м году Accept выпустил совершенно провальный альбом без Диркшнайдера. Вокал был жлобский и это ещё мягко сказано. Я вообще не мог себе представить, что в Accept поёт кто-то кроме Диркшнайдера.  В 90-е с Диркшнайдером, впрочем, тоже не очень-то получилось. Во-вторых, подобные возрождения почему-то наводят на мысль, что у кого-то кончились деньги, и он решил поправить свои финансы за счёт фанов, подсунув им неизвестно что под старым лейблом. Впрочем, 100 рублей за диск было не очень дорого, и я купил новинку. Альбом меня не разочаровал. Это был явный и несомненный Accept, и даже новый вокалист не особо выбивался из общей исторической концепции группы. Получились этакие классные рок-консервы -  для любителей музыки 80-х самое то. Сравнивать же Accept  80-х и Accept  10-х дело совершенно неблагодарное – группы разные, по-своему хороши обе, и противопоставлять их друг другу нет никакого смысла. Я просто радовался качественному гитарному року. Следующие две работы коллектива я покупал уже не колеблясь, и они оказались, по крайней мере, не хуже первой – фирменный насыщенный звук, стильные хоровки, запоминающиеся техничные гитарные соло и ни с чем не сравнимый вокал. Поэтому когда я узнал, что в Санк-Петербурге намечается концерт Accept, вопроса идти или не идти даже не возникло.

1. Accept  Санкт-Петербург  27 ноября 2015 года, клуб А2.

Клуб А2 располагается в бывших зданиях завода «Полиграфмаш» в трёхстах метрах от моего родного института. Народу при входе клубилось довольно много, однако же, оказалось, что некоторые просто провожают с пивом и песнями своих друзей на вожделенный концерт. Внутри клуба присутствовала пёстрая тусовка поседевших, полысевших и заметно потолстевших рокеров в футболках и пуловерах всевозможных хеви-металлических команд. Я заметил фанатов Iron maiden, Saxon, Running wild, Metalica, Slayer, Motorhead и даже отечественной группы «Кипелов». Выглядело всё это аляповато, но, в конце концов, это был рок-концерт, а не светский раут. Публика, зная, что концерты никогда не начинаются вовремя, и по всем правилам должен быть ещё разогрев,  оккупировала бар и в зал не спешила. Что меня удивило, так это почти стопроцентная заполненность VIP- зоны, сравнительно небольшое количество молодёжи, преобладали 30-40-летние, и полное отсутствие упившихся в хлам. Были, конечно,  люди изрядно навеселе, но до начала концерта из строя никто не вышел. Немцы тоже удивили – начали представление практически вовремя, пятнадцатиминутная задержка не в счёт, при полупустом зале. В прочем, заслышав Stampede, который открывал концерт, народ подтянулся к сцене, и живо включился в действо. С самого начала меня поразило качество звука и слаженность работы коллектива. Взрослые дядьки в рокерском прикиде, но без лишнего выпендрёжа, отжигали так, что молодым и не снилось. Легко и непринуждённо они перемещались по сцене, несколько  иронично принимали героические позы с гитарами на перевес, lege artis  трясли хаером в ритм музыке. Ну, кроме гитариста Вольфа Хоффманна, он в отличие от бурной молодости был брит наголо, отчего временами был похож на Бенито Муссолини, а временами на Кису Воробьянинова в исполнении Сергея Филиппова. Всё зависело от того, какой вид он придавал своему лицу - патетический или восторженно-недоумённый. Вообще же гитарист Accept-а был главным действующим лицом концерта. Его самоироничная сценическая пластика, чёткость и филигранность гитарных соло, а так же умение, не глумясь над святынями, вплетать в них классические мелодии, потрясала воображение и вызывала искреннее восхищение. Солист Марк Торнилло, изначально внушавший опасения в плане своих кондиций, очень уверенно исполнял песни с последних альбомов группы, но когда дело дошло до хитов 80-х  оказалось что его вокал их ничуть не портит, и звучат они вполне аутентично. Это приятное обстоятельство, в купе со слаженными хоровками, чёткой работой ритм-секции и безупречной работой звукорежиссёров сделало концерт настоящим праздником для любителей тяжелой музыки. Добротный, качественно сыгранный heavy metal пролился бальзамом на душу поклонников группы. Равнодушных не было – уже через пару песен зал завелся. Народ вовсю отрывался и живо реагировал на происходящее, создавая на пару с Accept неповторимую энергетику живого выступления. Немцы умело регулировали ритм концерта и градус страстей в зале, чередуя новые песни с хитми 80-х – Stalingrad и Dark side of my heart сменились London leather boy и Restless and wild, а те в свою очередь No shelter и Final journey с изумительно вплетенным в гитарное соло «Утром» Э.Грига. Подлинным апофеозом действа стала Princess of a down – зал взревел при первых аккордах песни и,  в меру своего владения английским, принялся подпевать солисту. В середине номера за пару минут Марк Торнилло добился от зала громкого и чёткого «Princess of a down!», а потом последовал совершенно запредельный по исполнению гитарный розыгрыш, который зал слушал, затаив дыхание, взорвавшись овациями только после песни. Чем дольше шёл концерт, тем больше он мне нравился, поэтому, когда музыканты , отыграв полтора часа, ушли со сцены, я несколько расстроился – хотелось ещё, и не мне одному, - зал хлопал и скандировал «Accept!» вызывая артистов на «бис!». Долго уговаривать не пришлось – вскоре группа вернулась на сцену, и сыграла на радость всем,  ещё три вещи завершив концерт бессмертной Balls to the wall. Зал дружно подпевал в припеве, а протяжное «О-оо-О!» из песни, навевая грусть, витало над толпой и после окончания концерта, когда все подались в гардероб. Грустно было оттого, что праздник закончился и будет ли такой ещё -  неизвестно.


2. Dirkscheider  Санкт-Петербург 6 октября 2017 года , клуб «Космонавт»

Покинув в 1987 году Accept, Удо Диркшнайдер  основал свой собственный проект U.D.O. Название группы никак не связано с именем солиста, музыканты утверждают, что это аббревиатура, и предлагают с десяток вариантов расшифровки, из которых мне лично нравится United Dipstick Organization. Альбомы группа выпускала с завидной регулярностью, и не сказать что плохие, однако же, до популярности Accept им было далеко, и лично мне запомнился только один – Faceless world 1990 года. Может быть поэтому, а может быть по причине неугасающей популярности творчества Accept в народных массах Удо Диркшнайдер организовал сайд-проект с незамысловатым названием Dirkscheider и принялся с успехом концертировать, в том числе и по России, исполняя старые боевики 80 – 90-х. На концерт U.D.O. я, скорее всего, не пошел бы, а вот услышать любимые вещи Accept с оригинальным вокалом было заманчиво. Во-вторых интересно было сравнить концерт Dirkscheider  с прошлогодним выступлением Accept в А2. На афишах расклеенных по городу было написано «сейчас или никогда» и это тоже немало способствовало скорейшему приобретению билетов на концерт. Цены на билеты были невысоки – 1600 рублей, притом, что поход на питерский «Пикник» обошелся мне гораздо дороже. Публику, спешащую на концерт, можно было заметить ещё в метро, а по мере приближения к клубу «Космонавт» количество клёпок, кожаных курток и шипованых браслетов на душу населения возросло многократно. Все скверики и скамейки в округе были оккупированы рокерами, которые усиленно поглощали горячительные напитки. Сравнительно с концертом в А2, молодёжи было значительно больше и цены в клубном баре для них неподъёмны. Разогрева не было или, по крайней мере, мне, он не запомнился, просто в один момент публика у сцены взвыла, и началось действо. Группа практически без перерыва сыграла три песни, среди которых мне особо понравилась Aiming high, и уже уверенно можно было сказать, что концерт удался. Диркшнайдер с годами нисколько не потерял ни в голосе, ни в харизматичности, и вовсе он ни какая не злобная бульдожка, и не немецкий танк, и не трактор, как его пыталась представить пресса, а скорее добродушный медведь, только издали кажущийся страшным. Никто кроме него не сможет так задушевно спеть Winterdreams или Can’t stand the night, и так самозабвенно реветь и хрюкать в Fight it back. Мощь  голоса и жизненный объём лёгких солиста Dirkscheider просто потрясают, особенно если учитывать его возраст и многолетнюю привычку курить по две пачки сигарет в день. С остальным было хуже, и если звук к середине концерта стал вполне приличным, то гитарист чаще расстраивал, чем радовал. Длинный красивый розыгрыш на Princess of the dawn был сокращён вдвое и крайне невнятен, скоростной запил на Fast as a shark превратился в непонятное бульканье, а соло на Metal heart наверняка заставило перевернуться в гробу Бетховена. Конечно, Вольф Хоффманн очень техничный гитарист и тягаться с ним трудно, но раз за разом смазанные гитарные партии сильно портили впечатление от концерта и всё больше убеждали меня, что найти достойного вокалиста проще, чем хорошего гитариста. Группа отыграла больше двух часов, песни были практически со всех альбомов, начиная с Breaker и заканчивая Predator – настоящий подарок  акцептоманам всех времён и народов, лично мне не хватило только Son of the bitch, и закончила концерт,   так же как и Accept двумя годами ранее - песней  Balls to the wall. Общее впечатление от концерта было неоднозначным, но своих денег он явно стоил, и если будет случай  наверняка схожу на Dirkscheider ещё раз – вдруг у гитариста  болела голова или просто не попёрло.

3. Accept  Санкт-Петербург  23 февраля 2018 года, клуб «Аврора»

Известие что в «Авроре» будет концерт Accept, мгновенно распространилось в среде любителей heavy metal-а, не смотря на практически полное отсутствие рекламы. Интернет конечно великая вещь, но анонсы концертов там просто теряются среди массы заголовков, и афиша на стенде или просто на стене порой гораздо более действенна в плане привлечения зрителей. В прочем, в случае Accept это, наверное, не так важно. Я покупал билеты за 2 месяца до концерта, передо мной мужичок взял два билета на  Accept, и сразу после меня молодые люди тоже взяли билеты на этот концерт. За время прошедшее с прошлого выступления немецких рокеров в нашем городе, они успели выпустить в 2017-м году очередной альбом The rise of chaos. Работа была скроена по лекалам свойственным Accept, в общем, наверное, неплоха, но меня зацепили всего два трека с альбома. Впрочем, очень часто бывает, что на концертах песни звучат более выигрышно, чем в записи. Зал клуба «Аврора» несколько меньше чем в А2, но отличается хорошим звуком и некоторым количеством сидячих мест вокруг танцпола. К 19-00, официальному времени начала концерта, зал был полон, причём среди публики я заметил людей, которые были осенью в «Космонавте» и два с половиной года тому назад в А2. Аудитория Accept всё-таки держится на верных поклонниках группы, а молодёжи сравнительно мало. На этот раз немцы не спешили с началом представления, и народ, мал-по-малу, потянулся в бар пить пиво. Пиво в «Авроре», благодаря собственной пивоварне вкусное и свежее, но цены кусаются, хотя может за этот счёт и билеты на концерт не шибко дорогие – 1800 рублей. Как раз в день концерта, 23 февраля, на олимпиаде в Пченчхане, сборная Германии по хоккею в полуфинале сенсационно обыграла канадцев. Может поэтому, а может ещё по какой причине, концерт начался с часовым опозданием. С первых секунд концерта  стало ясно, что, так же как нельзя войти дважды в одну реку, так невозможно два раза попасть на один концерт. Нет, не смотря на перемены в составе, группа играла сверхпрофессионально, имидж, подача материала и всё такое тоже были безупречны. Ну, может, разве что Марк Торнилло хрипел не так убедительно и кое-где не дотягивал верхнее «ля!», но концерт был вчистую испорчен чрезмерно громким звуком. В ушах звенело ещё примерно сутки, и тут уж не до мастерства музыкантов и прелестей музыки. Не смотря ни на что, особо порадовали болеро Равеля в исполнении Вольфа Хоффманна,  его гитарная перекличка-соревнование с басистом Петером Балтесом и паузы между песнями. Остальное потонуло в  жутком рёве аппаратуры и кошмарных децебелах. В прочем  народ не расходился и возможно кому-то даже понравилось, трек-лист концерта был хорош и Вольф Хоффманн был живописен и неподражаем… По окончании концерта, в гардеробе, один рокер говорил другому: «Хорошо что я не пошёл к отоларингологу промывать уши…». Видимо не только мне было громко. Пожалуй, на следующий концерт Accept возьму-ка я с собой беруши…Так, на всякий случай…