Такая вот навигация

Олег Северянин
Когда я окончил третий курс академии и, будучи направленным на практику, устроился в МПП на пассажирский теплоход «К.Э. Циолковский» в должности кочегара. Нет вы не ослышались, до сих пор у меня есть это удостоверение. Суть в том что эта должность подразумевает обязанности моториста второго класса, то есть следить за отоплением теплохода, дизель генераторами, опреснительной установкой и другими вещами, на первый взгляд не важными.

Но суть не в этом. Конечно же позже, в других рассказах опишу саму работу, взаимоотношение экипажа из пятидесяти человек, в основном в положительном свете, но…

Капитан…

В МПП был знаменитый капитан, о котором ходили легенды. Да, он выпивал, но был настолько профессионалом, что портовые власти закрывали на сей недостаток глаза и имя ему было Матвей Абрамович.

Он меня принял, просто подписал документы и направил к старшему механику, а сам перешел на более престижный и современный теплоход.

И наконец, когда началась навигация и вступила в силу черная жизнь на теплоходе, пришел новый капитан, который очень сильно отличался от предыдущего, того хорошего профессионала. Он был полон амбиций и держал экипаж в черном теле. В связи с этим были даже такие случаи, как однажды матрос избил старпома, а позже в городе Ульяновск у него в каюте якобы нашли наркотики и арестовали бедолагу.

У меня к капитану претензий собственно говоря не имелось. Мне тогда было семнадцать лет, но унижало что он, лично он меня гонял с дискотеки, которые проводил наш радист по вечерам на шлюпочной палубе, также и то, во что я до сих пор не могу поверить.  Это когда сидел человек за столом с судовыми документами и покупал теплоход, а позже выяснилось что он просто мошенник. Такие были времена.

Отработав навигацию, я опять приступил к учебным занятиям, иногда вспоминая все то, светлое, что приключилось со мной летом и готовился к курсовой работе.

На предмете «Навигация» мне выдали карту и я ее отнес домой, чтобы прокладывать рейс «Калининград - Осло».

Я всегда был ленивым, но через три месяца защитил курсовую, проложив маршрут и готовился к экзамену.

И вот наконец подошел экзаменационный период, за время которого я должен доказать, что могу быть штурманом.

Мы подошли к своим столам и начали прокладывать маршруты. Допуск по карте не должен превышать ошибку в 0,01 миллиметр, а у преподавателя была калька и он ее прикладывая к карте экзаменуемого выставлял баллы.

По удивительному стечению обстоятельств, рядом со мной проходил экзамен тот капитан с теплохода «К.Э. Циолковский».

Кто я? Кто он! Даже не поверите, но это просто не укладывается в логику.

Такие вот встречаются капитаны. Наверное его за огрехи заставили сдавать вместе с нами, студентами сей высокоточный предмет. Но тогда возникает вопрос как он стал капитаном трехпалубного пассажирского судна.

Преподаватель навигации был очень придирчивым, за что я его уважал и поставил мне тройку. Капитан «К.Э. Циолковский» вообще не сдал, но каким-то образом продолжил свою деятельность по специальности.

Ну а спустя год я узнал, что теплоход сел на мель, поднявшись аж на два метра. Обвинили во всем рулевого Юру, тогда ему уже было давно за сорок, с которым я был в хороших отношениях, продали теплоход и переименовали его в «Татарстан».

Такие вот специалисты, блин.

Спустя много времени я тоже стал капитаном и в принципе опираясь на увиденное, не повторял ошибок.

До сих пор остается загадкой что это был за капитан, фамилию которого я по этическим соображениям естественно не назову.

Делайте выводы сами, тем более что это событие произошло в лихие времена.


Фото из интернета.