Гермес Трисмегист

Александр Захваткин
Гермес Трисмекист - полумифический легендарный собирательный образ древнегреческого мыслителя и мага, ровесника Аполлона и учителя его сына Асклепия. Анализ мифов Древней Греции позволяет отнести время его жизни к 1500 году до н.э.

Гермес представлял, и представляет до сих пор, огромное значение для оккультных исследователей, поскольку именно он был автором ритуалов посвящения, заимствованных масонами из тайных Мистерий, по преданиям учреждённых Гермесом. Почти все масонские символы являются герметическими по своему характеру.

Начиная с 300 года до н.э. и по настоящее время главной книгой Гермеса считают так называемую «Книгу Тота», история которой полна мистики и загадок. Египетские фараоны, видя в ней опасность для своего правления, все время пытались её уничтожить, но жрецы каждый раз успевали сделать её копию, и спустя века она вновь выходила на историческую арену, пока около 300 года до н.э. её не стали отождествлять с Гермесом. Это отождествление очевидно произошло из-за города Гермополь (греческое название города Хемену), где в наибольшей мере почитался культ Тота.

Адепты оккультизма считают, что Гермес в Книге Тота открыл всему человечеству Единственный Путь, и уже целые века мудрецы всех народов и вер достигают бессмертия через Путь, установленный Гермесом среди мрака во искупление человечества.
(Но, очевидно, это либо путь тупиковый, либо до сих пор ни кто не понял содержимого прочитанного, так как человечество до сих пор пребывает в состоянии ожидания).

В книге «Помандрес» Гермес описывает своё видение сошедшего на него откровения.
Бродя однажды по пустынному горному месту, он предался медитации и молитвам. Постепенно он освободил своё высшее сознание от бремени телесных чувств, и освобождённая таким образом его Душа открылась таинствам трансцендентальных сфер.
Он увидел фигуру, страшную и ужасающую. Это был Дракон, с крыльями, закрывающими все небо, изрыгавший во всех направлениях огонь. Дракон воззвал к Гермесу и спросил его, зачем он размышляет о мироздании. Потрясённый увиденным, Гермес простёрся перед Драконом, умоляя раскрыть его подлинное имя. Огромное создание ответило, что его имя Помандрес, Ум Вселенной, Творческий Разум и Абсолютный Повелитель всего. Гермес умолил Помандреса раскрыть природу Вселенной и суть богов. Дракон неохотно согласился, взяв с Трисмегиста слово хранить в уме его образ.

Тут же форма Помандреса изменилась. Там, где был Дракон, появилось блистательное и пульсирующее Сияние. Гермес был «поднят» в середину этой божественной лучезарности, и вселенная материальных вещей исчезла из его сознания. Наступила тьма великая, и постепенно поглотила она Свет. Все было в беспокойном состоянии. Вокруг Гермеса крутился водоворот таинственной субстанции, от которой исходил дымоподобный пар. Воздух был наполнен нечленораздельными шумами, вздохами и стонами, которые как будто шли от Света, поглощённого тьмой. Ум подсказал Гермесу, что Свет был формой Духовной вселенной и что крутящаяся тьма представляет Материальную вселенную.
И затем из заточенного Света излилось таинственное Слово, которое встало перед дымящимися водами. Это Слово - Голос Света - поднялось из тьмы, как столп великий, а за ним следовали огонь и воздух, но земля и вода оставались недвижимыми внизу. Таким образом, воды Света были отделены от вод Тьмы, и воды Света образовали верхние миры, а воды Тьмы образовали миры внизу. Земля и вода смешались и стали неделимыми. Духовное Слово, которое называется Мысль, двинулось на их поверхность, произведя бесконечное беспорядочное движение.
И опять послышался голос Помандреса, но форма Его не открылась при этом:
 
«Я твой Бог, и Свет, и Ум, которые были до того, как субстанция была отделена от духа, а Тьма от Света. И Слово, появившееся, как столп пламени из Тьмы, есть Сын Бога, рождённый от мистерии Ума. Имя этого Слова есть Мысль. Мысль есть отпрыск Размышления, и Мысль отделит Свет от Тьмы и установит Истину среди вод.
Пойми, о Гермес, и глубоко вникни в Мистерию. То, что ты видишь и слышишь, идёт не от земли, но от воплощённого Слова. И говорит Оно, что божественный Свет обитает в середине смертной Тьмы и что невежество не может разделить их. Союз Слова и Ума приводит к мистерии, называемой Жизнь. Как Тьма вне тебя разделена сама, так и Тьма внутри тебя разделена подобным же образом. Божественный человек, который восходит по пути Слова, есть Свет и Огонь, а кто не может взойти, тот смертный человек, который не может приобщиться к бессмертию. Постигни глубоко Ум и его тайну, ибо в нем заключена тайна бессмертия».

Дракон опять явил свою форму Гермесу, и долгое время они смотрели друг на друга, глаза в глаза, так что Гермес затрепетал перед взором Помандреса. При Слове Дракона небеса отверзлись, и неисчислимый Свет Сил открылся Гермесу, паря на крыльях струящегося огня. Гермес узрел духи звёзд, небесных тел, управляющих Вселенной, и все те Силы, которые сияют лучезарно Огнем - славой Суверенного Ума. Гермес понял, что видение его было ему позволено только потому, что Помандрес произнес Слово. Слово было Мыслью, и Мыслью Слова невидимые вещи проявили себя. Божественный Ум - Дракон - продолжал разговор:

«До того как была образована видимая Вселенная, была отлита форма. Эта форма называется Архетип, и этот Архетип был в Верховном Уме задолго до того, как начался процесс творения. Узрев Архетип, Верховный Ум был очарован Своею собственной мыслью; поэтому, используя Слово как могучий молот, он выдолбил пустоты в изначальном пространстве и отлил сферические формы, а затем посеял в новые тела семена живых вещей. Тьма внизу, поддавшись молоту Слова, превратилась в упорядоченную Вселенную. Элементы были разделены на порядки, и каждый из них произвёл живые существа. Верховное Существо - Ум - мужчину и женщину, которые породили Слово; и Слово, подвешенное между Светом и Тьмой, утвердилось другим Умом, называемым Рабочим Мастером-Строителем или Делателем Вещей.»

Гермес склонил свою голову в знак благодарности мудрому Дракону, научившему его столь многому, и попросил сказать больше о сути человеческой души. И Помандрес продолжил свой рассказ:

«По смерти материальное тело человека возвращается к элементам, от которых оно произошло, а невидимый божественный человек возносится к истоку, из которого он пришёл, - к Восьмой Сфере. Злые возвращаются в место скопления и обитания демонов, а чувства, ощущения, желания и телесные страсти возвращаются к своему источнику - к Семи Правителям, чья природа в низшем человеке ведёт его к разрушению, а в высшем духовном человеке даёт жизнь.
После того как низшая природа возвращается к животному состоянию, высшая природа борется опять за сохранение своего духовного состояния. Она поднимается к семи Кольцам, на которых восседают Семь Правителей, и возвращает им низшие силы. Тогда, будучи освобождена от всех наслоений семи Колец, душа приходит в Восьмую Сферу, а именно в кольцо неподвижных звёзд. Здесь, свободная от всех иллюзий, она обитает в Свете и поёт гимны Отцу голосом, который может понять только создание чистого духа.
Смотри, Гермес, есть огромная тайна в Восьмой Сфере, и Млечный путь - это поле посеянных душ, и они падают оттуда на Кольца и снова на Млечный путь с колец Сатурна. Но некоторые не могут подняться на лестницу Колец о семи ступеней. Поэтому блуждают они во тьме и увлекаются в вечность с иллюзией чувства и земной тягости.
Дорога к бессмертию трудна, и только немногие находят её, остальные ждут Великого Дня, когда колесо Вселенной будет остановлено, и бессмертные искры будут высечены из ножен субстанции. Горе тем, кто ждёт, потому что они должны вернуться опять, не осознающие и незнающие, в поле звёзд и ждать нового начала. Те, кто спасены светом таинства, которое я открыл тебе, Гермес, и которое я хочу через тебя распространить среди людей, вернутся к Отцу, обитающему в Белом Свете, и тем самым к самому Свету, и будут поглощены Светом, и в Свете они станут Силами в Боге. Это и есть Путь Добра, и открывается он только тем, кто мудр.»

Надо понимать, что именно это откровение Помандреса, легло в основу христианской концепции «Царствия небесного», либо переводчик этого текста адаптировал его под уже утвердившуюся в его время концепцию, особенно после следующих слов:

«Я повелеваю тебе идти и стать проводником для тех, кто блуждает во тьме, чтобы все люди, в ком обитает дух Моего Ума (Универсальный Ум), могли быть спасены через Мой Ум в тебе, который станет Моим Умом в них. Утверди Мои Таинства, и не исчезнут они на земле, и поскольку являюсь я Умом Таинств, пока Ум существует, Таинства будут существовать". С этими прощальными словами Помандрес, светясь небесным Светом, исчез, слившись с силами небес. Подняв глаза к небу, Гермес вознёс молитву Отцу Всех Вещей и посвятил свою жизнь служению Великому Свету.»

Неудивительно, что опираясь на эти высказывания, христианский апологет Лактенций (250 – 325 г. н.э.) считал Гермеса провозвестником христианства. Критики Гермеса у Лактанция мы не находим нигде. Для него тот всегда остаётся древнейшим и самым мудрым автором, уважаемым авторитетом в божественных истинах.
Но надо отдать должное евреям, чей пророк Даниил, опираясь видимо на тот же текст предсказывал появление Христа ещё в седьмом веке до н.э.
Одним словом откровение Помандреса сообщённое Гермесом уже на протяжении 3500 тысяч лет будоражит умы человечества.

На связь текстов приписываемых Гермесу с ранними христианскими воззрениями обратил внимание ещё в конце 16 века швейцарский филолог Исаак де Казобон (1559 – 1614), который анализировал греческий текст фичиновского [1] «Поймандра» и высказал предположение, что сочинения Гермеса Трисмегиста были фальсифицированы в раннехристианскую эпоху с целью приспособления христианской доктрины ко вкусам язычников и показывает, что они составлены отчасти по произведениям платоников, отчасти по христианским священным книгам.

Сегодня трудно сказать, когда создавались тексты, которые сегодня приписываются Гермесу, но его диалог с Асклепием удивляет проницаемостью в такие глубины мироздания, которые стали доступны греческой философии только в эпоху семи мудрецов (VI век до н.э.) то есть спустя почти тысячу лет, когда жил и творил Гермес Трисмегист:
«Асклепий. Но движение должно быть осуществлено в пустоте, о Трижды величайший.
Гермес. Не говори так, о Асклепий. Ничто сущее не пусто уже по одной причине своего существования. Во Вселенной нет пустоты. Только небытие пусто и чуждо существованию. То, что есть, не могло бы быть таким, какое оно есть, если бы оно не было преисполнено существования. То, что есть, никогда не может быть пустым.»

Это утверждение позволило Анаксимандру (610 – 546 г. до н.э.) сформулировать учение об Апейроне. Таким образом, Гермеса Трисмегиста можно считать основателем теории стационарной Вселенной.

Мистическая составляющая учения Гермеса Трисмегиста представлена в четырёх томном трактате «Пикатрикс». Арабский философ Ибн Хальдун (1332 - 1406), критически изучавший «Цель мудреца» («Пикатрикс»), назвал сборник самым полным и лучшим трактатом по магии, приписывая ошибочно авторство учёному-математику Масламе аль-Маджрити (ок. 950 - 1008).
Этот труд, представляет собой подробнейшее руководство для мага, в ней даны и философия природы, лежащая в основе талисманной и симпатической магии, и исчерпывающие практические инструкции. При этом работа носит прикладной характер: рассматриваются разнообразные талисманы и процедуры используются в конкретных целях - для лечения болезней, для продления жизни, для успеха в разных начинаниях, для освобождения из тюрьмы, для победы над врагами, для добывания чьей-то любви и т.д.
Гермес Трисмегист упоминается часто - и как автор некоторых талисманных образов, и по другим поводам, но самое поразительное место мы находим в четвертой книге, где утверждается, что Гермес первым использовал магические образы и что он основал чудесный город аль-Ашмунаин (Адоцентин), возведённый в восточном Египте после постройки храма Солнца. Так в частности в трактате написано:

«Среди халдеев есть мастера, весьма умелые в этом искусстве, и они утверждают, что Гермес первым соорудил образы, с помощью которых он сумел управлять течением Нила вопреки движению луны.
Этот человек также построил храм Солнца, и он умел прятаться ото всех, так что никто его не видел, хотя он был в храме.
Он же построил на востоке Египта город в двенадцать миль шириной, внутри которого он построил замок, имевший четверо ворот на каждой из четырёх сторон. На восточных воротах он поместил фигуру Орла; на западных воротах - фигуру Быка; на южных воротах — фигуру Льва; и на северных воротах он построил фигуру Пса. В эти образы он низвёл духов, говоривших голосами, и никто не мог пройти в ворота этого Города без их дозволения.
Он посадил там деревья, а в середине росло огромное дерево, прино-сившее плод всякого порождения.
На вершине замка он приказал возвести башню в тридцать локтей (31,14 м) высотой, на вершину которой приказал поместить маяк, цвет которого менялся каждый день, пока в седьмой день не возвращался к первому цвету, и этими цветами освещался Город.
Около Города было изобилие вод, в которых водились разные рыбы.
По окружности Города он разместил высеченные образы и располо-жил их так, что под их воздействием жители сделались добродетельны и удалялись от всякого зла и вреда. Имя Города было Адоцентин.»

Общий анализ текстов, которые приписываются Гермесу, к сожалению, приводит к выводу, что они носят ярко выраженный христианский мотив и вероятней всего непосредственно к Гермесу отношения не имеют. Поэтому Гермес Трисмегист, скорее всего, является лишь символом оккультизма, чем его реальным основателем.



[1] Марсилио Фичино (1433 – 1499) первый переводчик текста на латинский язык.
Латинский перевод «Пикатрикс» короче, чем арабский текст; в предисловии утверждается, что по распоряжению Альфонса Мудрого (1221 – 1284) книгу перевели с арабского на испанский, но испанский перевод до нас не дошёл.