Судьба и небо. Письмо невесте

Евгений Хацкельсон
Письмо Эриха Хартманна Урсуле Петч (перевод с немецкого)
***

Моя несравненная Уш !

Вот уже пошел шестой месяц, как я учусь здесь же, в Берлин-Гатове, на курсах высшей летной подготовки Люфтваффе.  Ты просишь, чтобы я тебе подробно описывал свою жизнь, а я даже не знаю, что тебе рассказывать. Жизнь здесь однообразна: теория, изучение материальной части, учебные полеты, завтрак, обед, ужин, физподготовка, потом снова теория, снова полеты. Все чередуется, все идет по замкнутому кругу, и мне уже кажется, что этот круг заколдован, что из него нет выхода, и только твои письма убеждают меня, что это не так, что за стенами нашей школы живет огромный и непредсказуемый мир, в котором я кому-то очень нужен. Я, конечно, имею в виду тебя, Уш. Твоя любовь наполняет мое существование глубоким смыслом.  Нет, конечно, смысл нашего пребывания здесь очевиден: из нас делают боевых летчиков. Мы придем на смену и подмогу тем пилотам Люфтваффе, которые ведут сейчас напряженные  бои  с врагами на нескольких фронтах. Мы будем защищать Германию, но для меня Германия – это, прежде всего, ты и еще несколько человек: мама, отец, брат, наш дом в маленьком и уютном Вейль-им-Шёнбухе. Я буду защищать вас. Вы – моя маленькая Германия. Знаешь, я чувствую в себе огромные силы, которые пока не находят выхода в предлагаемых мне жизнью обстоятельствах. От нас здесь требуют дисциплины, усидчивости, старательности, повиновения.  И я умом  понимаю, что все это необходимо, но как же хочется поскорее заняться настоящим делом, вступить в драку и доказать всем – друзьям, врагам, себе – что я чего-то стою как воздушный боец. У меня есть странная уверенность, что мир еще услышит обо мне, и  ты будешь гордиться мною. Странная потому, что на войне никто не застрахован от быстрой и бесславной гибели. И все-таки я уверен, что, в конце концов, вернусь с войны домой. А для меня дом там, где ты. Я рожден для неба и скорости, Уш.  Только в небе  я чувствую себя  вполне в своей стихии. В полете уходят все тревоги, заботы, обиды  и  лишние мысли. Становятся единственно важными простые и понятные вещи:  как работает мотор, каков запас горючего, где ты находишься, куда должен лететь, где враг,  где свои.  Понимаешь меня? В небе все просто, ясно  и понятно. Враг обозначен кругом или красной звездой, а друг – свастикой. Врага убей, друга выручи.

Ты спрашиваешь, кого из нас здесь готовят. У нас нет разделения на бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. Готовят здесь просто боевых пилотов. А после окончания этих курсов меня, к примеру, направят в  школу истребительной авиации в городе Цербст-Ангальт. Я буду истребителем. Это уже решено. В Цербсте я, наконец то, познакомлюсь с Ме-109.  Я уже летал на 17-ти типах самолетов, но все, кому приходилось иметь дело со «сто девятым», признают, что это самолет-мечта, лучший истребитель мира. И я буду на нем летать, буду драться!  Но когда, вот в чем вопрос. Нас не торопятся бросать в бой. Такое впечатление, что Люфтваффе не очень-то нуждаются в пилотах. Но мы знаем, что на самом деле это не так. Люфтваффе отчаянно нуждаются и в самолетах, и в пилотах. На восточном фронте идут тяжелые воздушные бои. Нам не удалось уничтожить русские ВВС, также как ранее не удалось сломить ВВС англичан. Говорят, что наша разведка сильно ошиблась в оценке численности и боеспособности русской авиации. Даже наше господство в воздухе весьма относительно. Люфтваффе не располагают достаточной численностью для того, чтобы обеспечить его в равной степени на всех направлениях, только на решающих участках. Стоит ослабить давление на русских, и они  тут же поднимают голову.  У  них  оказалось много новых отличных самолетов.

 У нас в школе много разговоров о русских бронированных штурмовиках ИЛ-2. В Люфтваффе их прозвали «цементными бомбардировщиками». Но сделаны они отнюдь не из цемента, эти машины защищены закаленной броней, от которой буквально отскакивают пушечные снаряды, не говоря уж о  пулях. Сбить его очень трудно, а вооружен ИЛ-2 отменно. Наша пехота и танки  его ужасно боятся, они называют его «мясником». Говорят, что на ИЛ-2 у русских летают смертники – рецидивисты и убийцы,  которым смертную казнь заменили на службу на штурмовиках. Им нечего терять, они прирожденные кровожадные убийцы, а в нелетную погоду  им дают расстреливать пленных немецких солдат. Я не знаю, насколько это соответствует действительности, Уш, но то, что пилоты Илов презирают смерть, это точно.   Сбить его с земли почти нереально. Слава богу, у этого монстра имеется своя ахиллесова пята – незащищенный  хвост, куда его и поражают наши истребители подобно тому, как Парис поразил Ахилла.

 Кроме штурмовиков, русские припасли для нас еще один сюрприз в виде Пе-2. Это великолепный самолет, скоростной и хорошо вооруженный пикирующий бомбардировщик, с которым нашей «штуке» (Ю-87) никак не сравниться. Он  похож силуэтом на  наш  истребитель-бомбардировщик Ме-110. Что касается истребителей, то русские дерутся на старых И-16 (мы называем их «крысами»), бипланах И-15 и И-153. Это устаревшие машины, но они тоже могут быть опасными противниками. А, кроме того, у них есть новые истребители МИГ-3, ЯК-1 и ЛаГГ-3.  МИГи мы называем «Иванами» за их  неповоротливость на малых высотах. МИГ опасен на вертикальных маневрах и на большой высоте, а на малых высотах «сто девятые» его легко берут в клещи и сбивают.  ЛаГГи неповоротливы, это были бы совсем слабые  противники, если бы не их потрясающая живучесть и огневая мощь. На виражах «сто девятые» довольно легко заходят им в хвост, но попасть под огонь ЛаГГа означает практически верную гибель, за что они даже получили у нас прозвище «Черная смерть». В общем, ЛаГГ не так прост, как кажется.  Но, пожалуй, самые опасные наши враги в воздухе – это ЯКи, хотя и ЯК-1 уступает нашему цельнометаллическому  «сто девятому» в скорости. А фюзеляжи всех русских истребителей, ты будешь смеяться, сделаны из дерева. Мы называем их «русс фанера». Вообще нам много интересного рассказывают на занятиях, иногда приходят боевые летчики, приехавшие с фронта на отдых. Многие из них имеют сбитых на боевом счету и награждены Железными крестами. Кстати, Уш, я давно собирался  рассказать тебе о системе отличия и награждения боевыми наградами  в Люфтваффе. Ты же знаешь, как я честолюбив.  Эта тема вызывает мой живейший интерес.

Так вот, успех у нас фиксируется в 3 категориях: уничтожение, отделение и окончательное уничтожение. С уничтожением все понятно: сбил в одиночку самолет врага. Это и есть победа. Категория «отделение» дается, если летчик сумел вырвать из боевого строя вражеский бомбардировщик. Они же всегда стараются держаться вместе, чтобы  защищать друг друга.  А вот окончательное уничтожение означает, что ты добил уже подбитый кем-то другим самолет. Пилот получит за это баллы, но на «победу» претендовать не сможет. Баллы начисляются за успех. Категории используются при подсчете баллов, необходимых для получения наград. Например, Железный крест 1-го класса дается за 3 балла, Германский крест – за 20, Рыцарский крест – за 40. После Рыцарского креста следуют Рыцарский крест с дубовыми листьями, Рыцарский крест с дубовыми листьями и мечами, и, наконец, высшая награда  Рейха - Рыцарский крест с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами. Кто знает, может быть, я ее когда-нибудь получу!

Экспертами в Люфтваффе называют истребителей, имеющих 5  и более побед. К нам приезжают пилоты как с Западного, так и с Восточного фронта. Эти два фронта сильно отличаются между собой. Если на Восточном фронте мы наступаем, то на Западном – в основном обороняемся и действуем против английских бомбардировщиков. На Восточном фронте сбивается гораздо больше самолетов, чем на Западном, но зато  один  сбитый английский самолет приравнивается к трем сбитым русским.  К нам приходил не так давно один летчик с Западного фронта. Он рассказывал много интересного про то, как наши истребители воюют с «томми» - это прозвище англичан.  Воздушная война на Западном фронте – это война джентльменов, а на Восточном – беспощадная резня.  Не знаю, как другие, а я завидую эти пилотам, когда они уезжают на фронт. Эта война надолго, Уш, но я, как и все остальные, твердо верю в нашу грядущую победу. Тогда я вернусь к тебе, и нас уже ничто не разлучит.

Целую тебя. Твой Эрих.
Летная школа в Берлин-Гатове,  курсы высшей подготовки пилотов
16 сентября 1941 г.