собирательство и земледелие

Галкин Сергей
Когда-то очень давно, тысячи поколений тому назад, люди были свободными и не работали. Они добывали пищу там, где её было много. Пища появлялась сама – в разных местах разная.
Судя по тому, что датированных временем создания до неолитической революции памятников человеческой культуры найдено, мягко говоря, не очень много, такая беззаботная жизнь не располагала к техническому творчеству.
Я думаю, что в те времена и языки почти не развивались. Мифы, предания о богах и героях накапливались по чуть-чуть, передавались через умудрявшихся прожить долгую (по тем меркам) жизнь сказителей, но служили больше для развлечения, чем для познания. Как устроен мир, откуда он возник – такие вопросы не очень заботили большинство. Мир был безграничен и разнообразен, жизнь была коротка. В любой момент можно было найти богатую добычу или неодолимого врага.
От растений зависело всё.  Растения можно было есть. Можно было есть тех, кто ест растения. Из стволов растений можно было соорудить защиту от тех, кто ест тех, кто ест растения.
В каждой местности растения были разные. Вот и бродили свободные племена по прекрасным ландшафтам, разнообразя свой рацион. Что они ели? Из растительной пищи скорее всего плоды. Зимы в местах обитания людей не было, плоды были всегда. Люди жили так тысячи лет, и я уверен, что опыт в поиске съедобных растений у них был.
Вся земля была для них большим садом. Причем в этом саду не надо было трудиться, надо было только знать где что когда плодоносит.
Это собирательство.
А потом климат изменился. Пришла зима, сад погиб. Не везде, конечно, но беззаботная жизнь закончилась навсегда.
И вот боги дали людям начальство, которое одного заставило трудиться в поле, другого – строить амбары, третьего – дороги. И земля была поделена, и войны стали обычным делом, и техническое творчество стало востребовано и расцвело, и принесло богатые плоды.
Теперь люди сами стали как боги – стали решать какому растению в каком месте расти, а какому не расти. И появились гербициды и удобрения. И генная инженерия. И люди хотят сделать планету снова прекрасным садом. Для людей.
Это земледелие.
Но. Первоначальный сад, как я понимаю, был не для людей. Людей было мало, вред от них был небольшой, а пользы и того меньше. От птиц, например, пользы для растений значительно больше.
Да и людей вначале ещё не было.  А сад был. И жил сад в симбиозе и вражде с насекомыми – бабочками, муравьями. С пчелками, которые нас теперь кормят мёдом, кстати. С тлёй и жуками всякими. И растения, и насекомые менялись, приспосабливались за миллионы лет сосуществования. И не замечали человека разумного, когда он вдруг появился.
А теперь наверное заметили. Интересно, как они отреагируют?