Казанова из Семёновки. Глава 11

Валентина Карпова
- Начну с того момента, как и почему я оказался и зацепился за именно эту деревню – начал Николай свой рассказ-исповедь. Почему исповедь? А потому, что открыто и без утайки, как на духу…

- После демобилизации у меня было несколько предложений, от которых я смог открутиться только благодаря тому, что не являлся членом партии. Да, да, да! Не усмехайся, пожалуйста! Всё тогда упиралось именно в этот факт, хотя брали и без партийного билета, но наличие более приветствовалось. Ты, естественно, можешь спросить меня, а почему же, собственно говоря, я так до сих пор и не вступил в ваши тесные и сплочённые ряды?

- Знаешь… - не стал скрывать своей заинтересованности Артём – Этот вопрос я хотел задать тебе уже очень давно, ещё при самой первой нашей встрече… Не ответишь?

- Ну, почему же? Отвечу: свобода! Уж слишком я свободолюбивая сволочь, понимаешь ты? Опять же логичен следующий вопрос: а как же быть вообще с подчинением, с исполнением чьих-то приказов и распоряжений? А вот с этим всё в полном порядке, или же почти в порядке…

- То есть? Что включает в себя это твоё «почти»? Что оно означает?

- А то и означает, что почти… Только после осмысления и полного понимания, согласия, если хочешь.

- И так, как считаю нужным, да?

- Ага… Пойми меня правильно, вам, сидящим в «высоких кабинетах», может, и видать далеко, но не в подробностях. Вы там мыслите в крупных масштабах, блоками: овощеводство, животноводство, ну и так далее… Миллиардами народных средств ворочаете... Я лично не способен к такому объёмному мышлению… Мне удобнее работать с каждым отдельно взятым человеком, коровой, травинкой, понимаешь? В нашем колхозном бюджете мы каждый рублик в лицо знаем, понимаешь?

- Понимаю, понимаю, не совсем же я болван. Скажи прямо - ответственности боишься?

- Ответственности? Не совсем… хотя, на половину – безусловно!

- На какую половину, не объяснишь?

- Тём… Тебе вряд ли понравится то, что услышишь, но я лукавить не умею, а потому, может, лучше про тёщу?

- Успеешь и про тёщу… Торопиться некуда, можно и ещё на денёк тормознуться здесь…

- Во, как! Квас наш понравился, али ещё что?

- Квас в том числе. Не заговаривай мне зубы – продолжай, коли начал!

- Ну, хорошо… Не переходя на личности, скажу так… Подчас распоряжения твоих подчинённых очень сильно смахивают на бред умалишённого человека, или же откровенного вредителя общему делу. Вот, к примеру, как тебе распоряжение выращивать подсолнечник на наших полях рискованного земледелия вместо свёклы да картошки? Марфа тогда чуть со смеху не лопнула… И это только один строгач в наших личных делах за не должным образом исполненный приказ, точнее, совсем не исполненный. Ещё, или лучше я потом тебе списком представлю?

Артём сидел, охватив голову руками, и молча слушал. Потом спросил:

- Ты, что, вот это всё серьёзно?

- Нет, шучу… ха-ха-ха… Смешно же, правда?  И это не единственная причина из того, почему я так не стремлюсь отдавать приказы. Понимаешь, по моему внутреннему убеждению, прежде, чем заставлять кого-то делать то или другое, нужно самому разбираться, пусть не досконально в том или ином, порученном тебе деле, а партбилет вряд ли добавляет умение, как считают многие товарищи, к сожалению… К огромному моему сожалению, надеюсь, что и твоему тоже. Тём, я считаю, что каждый должен делать то, что лучше всего умеет.

- В таком случае, если следовать твоей логике, я тоже не на своём месте, так что ли?

- Совсем не так, но кое-в-чём упрекнуть тебя всё же можно.

- В чём конкретно?

- Вот ты руководитель, да?

- Допустим.

- Да. В твоём подчинении находится целый штат различных специалистов в той или иной области хозяйственной деятельности, так?

- Ну, так, так. К чему ты клонишь-то?

- А к тому, что… Тём, ты хотя бы раз поинтересовался, что они представляют из себя в профессиональном плане, что ли? Нет, руку даю на отсечение, нет! Ты исходишь только из партийного стажа, соответствующих рекомендаций, спущенных тебе из вышестоящих инстанций, так? Да, так, не качай головой, я тоже не вчера родился. Вот от того и большинство всех наших бед... Однако прошу понять меня правильно – я вовсе не против руководящей роли компартии как таковой, но я ещё и за более внимательный подбор кадров. Опять же скажу, не все в твоей команде абсолютные профаны, нет, но есть отдельные персонажи, которые явно не на своём месте. Я не стану называть тебе их фамилии, приглядевшись более внимательно, увидишь сам.

- Ого… Николай Михалыч, Николай Михалыч… Рисковый ты парень, скажу я тебе. Будь на моём месте кто-то другой…

- Тёма, Тёма… Будь на твоём месте кто-то другой, я бы с ним и разговаривал по-другому, не говоря уже о том, что вряд ли бы сидел вот так в садочке, мил человек. Я же себе не враг! Другой и услышал бы другое, только то, что НУЖНО… Не болван же я на самом деле! Не верю, что и ты заставишь в последствии пожалеть меня об излишней доверительности и откровенности, чай не тридцать седьмой год. Не хотелось бы настолько разочароваться в тебе…

- На счёт этого будь спок! Хотя и наговорил ты, так скажем, не на одну статью. Но, во-первых, я сам вызвал тебя на откровенность, а, во-вторых, честно признаюсь в свою очередь, ничего нового ты мне не сообщил. Я тоже не слепой и не глупой. Однако пойми и ты то, что я заложник, подчинённый… Пытаюсь, пытаюсь что-то менять, но любое телодвижение встречает такое сопротивление, что… Я же здесь чужак, понимаешь? Чужак… И, по всему, на долго не задержусь...

- Вот мы с тобой и вернулись на круги своя. Теперь ты понимаешь, почему я не вступаю в ваши чёткие ряды, не являясь при этом противником идеологии как таковой?

- Думаю, да! Я и услышал тебя, и понял. Светает уже. Всю ночь проговорили. Определи меня куда-нито на пару-тройку часиков покемарить, хорошо?

- Пошли в дом…