Свобода и Знание

Валерий Толмачев
Начну словами великого казахского мыслителя Чокана Валиханова (1835-1865 гг.):

"Для правильного роста и развития народа
Необходимы, прежде всего, свобода и знания".

Обе части этой формулы важны, мы это увидим позже, но сосредоточимся, в основном, на второй, так как именно «знание» непосредственно отвечает интересующей автора теме.

В 1969 году видный американский экономист и философ Питер Друкер ввел в научный обиход понятие “обществ знаний” (во множественном числе). В последующем, начиная с 70-х годов термин этот был выведен на высший международный уровень усилиями ЮНЕСКО и связанных с ней интеллектуалов. Концептуально он подразумевает внедрение в систему взаимоотношений внутри человеческого общества нескольких основополагающих принципов: предоставление всеобщего доступа к информации, знаниям и качественному образованию; обеспечение свободы выражения, соблюдение лингвистического и культурного многообразия и уважение человеческого достоинства. Конечно, западное понятие “общества знаний” и советское Общество “Знание” (рассылавшее лекторов по всему Советскому Союзу) имели разные корни, разных родителей, разные идеологические предпосылки, но, тем не менее, их объединяло общее сознание необходимости и неизбежности всенародного просвещения. И то и другое возникли на основе стремления человеческого ума к знаниям и совершенствованию.

Идея “обществ знаний” родилась и привлекла к себе внимание как альтернатива бездуховности и технократичности иных современных моделей развития человеческого общества, принижающих или игнорирующих роль человека в преобразовании действительности, его стремление к интеллектуальному и нравственному совершенствованию.

Что такое вообще «общество знаний»? Одно из его определений гласит: «Общество знаний» - это конкурентоспособное человеческое общество, основанное на стремлении к знаниям, готовое противостоять в своем постоянном развитии как вызовам, рождающимся внутри самого человеческого сообщества, так и в его природном окружении.

Само словосочетание «общество знаний» достаточно быстро завоевало популярность, с подачи ЮНЕСКО прозвучав на обоих этапах Всемирного Саммита Информационного Общества (Женева, 2003 г. - Тунис, 2005 г,). Этот Саммит был устроен для создания развивающейся платформы с участием заинтересованных сторон с целью решения вопросов, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), и был заявлен как структурированный и всеобъемлющий подход на национальном, региональном и международном уровнях. Цель Саммита заключалась в достижении общего видения в духе приверженности созданию ориентированного на интересы людей, открытого для всех и развивающегося информационного общества, где каждый может создавать информацию и знания, получать к ним доступ, использовать и делиться ими, с тем чтобы дать отдельным лицам, общинам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни.

В Декларации принципов Женевы 2003 г. также отмечается, что образование, знания, информация и общение составляют основу развития, инициативности и благополучия человеческой личности. Подробно говорится об этических аспектах информационного общества и перечисляются ценности, на которые оно должно опираться: мир, свобода, равенство, солидарность, терпимость, бережное отношение к природе, достоинство и ценность человеческой личности, семья, свобода совести, мысли и религий, разделение ответственности.  В завершающих строках Декларации выражается надежда на то, что все жители планеты смогут построить информационное общество, основанное на знаниях.

Симптоматично, что в Декларации слово «знание» употребляется 17 раз, в Плане действий Женевы   - 16 раз, а в последовавшей через два года Повестке дня, т.е., Программе Туниса – всего 11 раз, хотя она больше по объему, чем План действий. И ни разу в итоговых документах саммита Женева-Тунис не используется термин «общество знаний». Почему? Свою точку зрения на это выскажу ниже.

После исторического Саммита Женева-Тунис серия мероприятий, связанных с отслеживанием выполнения его решений и дальнейшего развития его идей, стала проходить каждый год в Женеве. С 2009 года она получила название Форум Всемирной Встречи на Высшем Уровне по вопросам Информационного Общества (ВВУИО). Этот ежегодный форум ВВУИО признается глобальной   платформой для обсуждения роли ИКТ в качестве средства реализации целей и задач устойчивого развития.

Я сам участвовал в Форуме 2015 г. и имел возможность убедиться в том, насколько вскользь и мимоходом, за редким исключением, говорилось там о ценности и важности самой идеи «общества знаний». Обратил также внимание, что построение «общества знаний» в числе ключевых задач этих Форумов не упоминается. Интересно также, что в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 56/183 от 2001 года, которая дала старт вышеупомянутому Всемирному Саммиту Информационного Общества и, следовательно, международному распространению идеи «общества знаний», сам термин «общество знаний» не употребляется ни разу.

Однако, ситуация стала несколько меняться,  ибо в названиях Форумов ВВУИО 2017 и 2018 г. словосочетание «общество знаний» уже появилось. В 2018 году, оно, например, звучало так: «Извлечь пользу из информационно-коммуникационных технологий для построения информационного общества и «общества знаний». Но в 2019 году, когда эта диалоговая платформа отметила свое десятилетие, тема Форума вновь стала нейтральной и обтекаемой: «Информационные и коммуникационные технологии для достижения Целей устойчивого развития».  В Итоговом документе этой встречи «общество знаний» упомянуто 18 раз, причем в половине случаев оно присутствует в разбавленной формулировке «общества информации и знаний».  В одном месте, правда, отмечено, что «общество знаний» должно  быть основано на правах человека, достижении гендерного равенства и расширении возможностей (empowerment) , в другом, - что в нем каждый должен иметь возможности учиться и сотрудничать (engage with others). Но все же перевес в документе на стороне технического прогресса, который позволяет обеспечить доступ к информации и знаниям, а не на образовательном или воспитательном аспекте. Однако, из сказанного также следует, что нормативная работа вокруг научного термина «общество знаний» не прекращается, несмотря на задаваемые, как нам представляется, параметры политической нейтральности и технологичности.

***

Тем не менее, чтобы понять, как идет эволюция этой идеи, лучше обратиться к Докладам ЮНЕСКО на эту тему. Таких докладов было три. Пройдемся по ним вкратце.

Первый Всемирный Доклад ЮНЕСКО, опубликованный в 2005 г. под названием «К обществам знаний», определяет «общество знаний» как «общественный проект» и ставит задачу выяснить его содержание и цели. В докладе отмечается, что возникновение всемирного информационного общества, которое стало плодом революции в новых технологиях, не должно закрывать от нас того факта, что информация не есть знание, а инструмент его достижения, а информационное общество – это средство построения настоящего общества знаний, и путь этот будет долгим. Кроме того, в обществе знаний каждый должен будет научиться ориентироваться (se mouvoir avec aisance) в потоке информации, развивать в себе когнитивные способности и критическое восприятие, чтобы отделять нужную информацию от ненужной.

Поэтому для перехода от информационного общества к обществу знаний необходимо, прежде всего, укрепить две его опоры – всеобщий доступ к информации, свободу выражения, а также обеспечить высокое квалифицированное преподавание и качественное образование, чтобы бороться с «когнитивным разрывом». Тем не менее, авторы этого доклада не могут предложить какой-то единой модели общества знаний для всех, и даже выступают против нее, к каждой стране подход должен быть индивидуальный, говорят они, сохраняя при один непреложный универсальный принцип в международном масштабе  -  знаниями необходимо делиться.

Точно также в докладе говорится, что экономика знания может быть только элементом общества знаний и не более, потому что есть целый ряд общественных ценностей, которые нельзя свести к торговому обмену.

В докладе отмечается, что построение обществ знаний должно зиждиться на трех столпах:

- это рациональное использование существующих знаний, чтобы бороться против «когнитивного разрыва»;
- более демократический подход в построении общества знаний, включая более активное вовлечение в принятие политических решений преподавателей, ученых, видных представителей гражданского общества;
- лучшая формулировка и применение политики знаний.
В практическом плане для достижения этой цели необходимо:
- усилить бюджетный приоритет системам образования и научных исследований.

Стоит отметить, что по мнению авторов доклада, постепенное развитие обществ знаний приведет и к выработке будущей этики. Кроме того, высказывается мнение об осуществимости разработки целевых индикаторов «общества знаний». 

Если все члены общества, отмечается в завершении, заинтересованные в построении общества знаний, достигнут взаимопонимания и договорятся между собой в отношении проведения необходимой политики, тогда общество знаний сможет стать реальностью для всех.

***

В предисловии ко второму докладу ЮНЕСКО – документу 2013 года, говорится, что целью ЮНЕСКО являлось переориентировать всемирные дебаты от идеи информационного общества к концепту «общества знания» - более сложного и ответственного. Посмотрим, что из этого вышло.

Доклад скромно ставит своей задачей пересмотреть цели общества знаний. Не случайно, видимо, доклад называется «Обновить видение «общества знаний».
В докладе говорится, что если целью «общество знаний» является обеспечение мира и устойчивого развития, то для ее достижения необходимо, чтобы все решения способствовали внедрению знаний в жизнь каждого члена общества, с тем чтобы каждый мог извлечь из этого максимальную пользу. Для этого, отмечается далее, необходимо принимать во внимание цели экономического процветания, защиты окружающей среды, инклюзивного социального равноправия и правосудия. В этом видении «общество знаний» уже несколько разнится от того, что было дано на Женевском Саммите 2003 г.  - где целью провозглашалось общество, котором каждый человек, община и народ через знания получит возможность в полной мере реализовать свой потенциал.

Доклад дает еще одно определение «общества знаний», где акцент ставится на деление и обмен знаниями, а именно: это то общество, которое пользуется своим разнообразием и своими способностями, чтобы стимулировать деление знаниями. Кроме того, повторюсь, из доклада следует, что общество знаний должно быть нацелено, прежде всего, на обеспечение мира и устойчивого развития. То есть наблюдается поворот от философского, концептуального подхода к подходу политическому и, как мы дальше увидим, техно-политическому.

В докладе признается как свершившийся факт, что ЮНЕСКО в своей терминологии перешло от «информационного общества» к «обществу знаний», и отмечается, что обучение является сердцевиной общества знаний. Также признается, что общество знаний фактически уже существует, но оно несовершенно, ибо в сегодняшних «обществах знаний», недостатки и исключения наличествуют во многих формах, будь то на основе социально-экономического статуса, класса, расового или этнического происхождения, или пола. Во всех областях своей компетенции ЮНЕСКО должна искать решения для борьбы с неравенством и социальной несправедливостью. 

Напоминаются такие важные вещи, как, например, что свобода выражения приносит пользу процессу познания, или что необходимо отдавать высочайший приоритет образованию с целью того, чтобы каждый мог участвовать в построении и функционировании общества знаний.

Доклад скрупулезно концентрируется на деталях - например, на том, что необходимо найти баланс между общественными и рыночными интересами в области информации, т.е., между информацией, находящейся в общественном доступе, и информацией, являющейся предметом коммерции, а также на том, что необходимо учитывать интересы всех составляющих человеческого общества.

В докладе подтверждается приверженность ЮНЕСКО построению «общества знаний». В частности, говорится, что ЮНЕСКО будет способствовать тому, чтобы финансовые ресурсы и информация использовались на построение «общества знаний». Но не забудем, что речь идет все-таки о модифицированной, облегченной версии «общества знаний», менее духовной и более приближенной к современной повестке дня международных организаций, действующих под эгидой ООН.

Авторы доклада надеются, что видение ЮНЕСКО создаст рамки, которые позволят контролировать в глобальном масштабе процесс строительства «общества знаний».

***

В третьем докладе ЮНЕСКО – документе 2014 года, "с порога" говорится, что инклюзивные общества знаний – это тот путь, по которому нужно идти, ибо они строятся на совокупности человеческой изобретательности, технических инноваций и силе информации и знаний. ЮНЕСКО подчеркивает важность строить эти общества, которые ставят знания, их получение и их использование для выполнения социальных обязательств и экономического производства – в центр человеческого развития. Под инклюзивным обществом знаний ЮНЕСКО подразумевает общество, члены которого обладают необходимой компетентностью и навыками, чтобы не только усваивать информацию, но и превращать ее в знания и концепции, позволяющие им стать хозяевами собственной судьбы и способствовать экономическому и социальному развитию их сообщества.

Здесь видно, не так ли, что это определение сужено (narrowed) по сравнению с тем, что было дано в Женеве 11 годами ранее, когда в качестве главной цели «общества знаний» провозглашалась раскрытие потенциала личностей, общин и народов? В тоже время признается, что общества знаний лучше способны обеспечить социальное равенство, экономическое процветание и экологическую устойчивость. Упоминается такой важный момент, как межсекторальная природа рождающегося (en gestation) «общества знаний» для деятельности ЮНЕСКО, которую, таким образом, нельзя сводить к одной информации и коммуникации, говорится о транзите информационного общества в «общество знаний».

Отмечается, что акцент в деятельности ЮНЕСКО в пользу общества знаний сместился от обеспечения доступа к техническим средствам к борьбе за доступ к знаниям и содержанию.

В заключение говорится, что ЮНЕСКО будет и дальше с энтузиазмом работать над развитием «общества знаний». Но не останется ли это простым изъявлением добрых намерений?

***

Таким образом, идея «общества знаний» пробила себе дорогу к умам человечества.

Но пока не может похвастаться дальнейшим глубоким научным и интеллектуальным осмыслением, которым эта тема характеризовалась на предыдущем этапе. Еще нельзя назвать сбывшимся утверждение второго доклада ЮНЕСКО (2013 г.) о том, что что ЮНЕСКО в своей терминологии перешло от «информационного общества» к «обществу знаний». Итоговый документ Форума ВВУИО 2019 г., скорее, свидетельствует об обратном, а именно, о тенденции к сцепке понятий общества знаний и информационного общества в обтекаемое «общество информации и знаний».

Видимо, потому, что такая формулировка перспективы «устойчивого развития» больше подходит правящим кругам современных обществ, представляясь необязательным абстрактным ориентиром, общими рамками для повышения образовательного уровня человечества и сопутствующего ему укрепления демократических ценностей, а также встраивается в качестве нового элемента реализации существующей повестки дня международного сообщества, где тон задают ведущие экономики мира.

В пользу этой версии свидетельствует систематический упор, который делается на технической составляющей прогресса – развитии ИКТ всякий раз, когда данная тема выносится на обсуждение  на типовых международных площадках.

Отчасти, такую позицию можно понять - провозглашение построения «обществ знаний» в виде не просто «общественного проекта», а «цивилизационного проекта» могло бы привести к появлению некого кодекса этических норм с его правилами и ограничениями, от которых современные общества пока хотели бы считать себя свободными, до тех пор, пока не разберутся в точности, с какими ограничениями им предстоит иметь дело.

И в этом заключается существенное противоречие в поведении современных развитых обществ. Потому что, с одной стороны они выступают за определенный набор демократических ценностей, в том числе, среди важнейших, соблюдение прав человека, а с другой стороны отвергают идеологические доктрины для общества. Поэтому сейчас «общества знаний» развиваются стихийно, непоследовательно, то есть, медленно, в виде свободной, привлекательной, но необязательной идеологии. Но этой связи возникает вопрос - разве «общественный проект» - термин, широко употребляемый на Западе, с его этическими нормами – не является уже своеобразной идеологической доктриной, тем более, что сама ЮНЕСКО во Всемирном докладе 2005 г. определила «общество знаний» как общественный проект?

Если решительно, но осмотрительно и последовательно, начать внедрять термин «обществ знаний» и особенно, его содержание в политику современных государств на национальном и международном уровне, разве не приведет это к улучшению жизни человечества, к его более эффективному и гармоничному управлению и развитию? Внедрять, не навязывая дополнительных этических рамок, кроме четырех вышеизложенных принципов (в документах ЮНЕСКО начала 2000-х их было пять, но «уважение человеческого достоинства», к сожалению,  еще до Первого Саммита Информационного Общества, было из их числа убрано).

Повторю эти принципы:

- свобода выражения и свобода информации;
- всеобщий доступ к информации и знаниям;
- качественное образование для всех;
- уважение лингвистического и культурного многообразия.

К этим 4 принципам я бы, для полноты картины, добавил еще один, 5-й: - признание знаний в качестве основы для развития человеческой цивилизации. Напомню, что это положение, а именно, что «знания являются основой для развития», звучало также в Женевской декларации 2003 года.

Этот принцип можно считать основным, поскольку он позволит говорить уже не просто об идее, а о концепции построения “общества знаний”, которая может стать фундаментом для нового пути развития мирового сообщества.

Первый вывод, который можно сделать из всего сказанного – обществу знаний, конечно, быть.

Второй вывод звучит вопросительно: нужно ли мировому сообществу в своем развитии продолжать прятаться за идею «информационного общества» и его разновидностей, коли растущее на наших глазах «информационное общество» есть по сути «общество знаний»?! Мы в этом убедились (на приведенных примерах), поскольку в положениях своих официальных документов мировое сообщество выражает именно постулаты «общества знаний». А может быть наоборот - международное сообщество уже начинает выставлять в качестве фасада популярную идею «общества знаний», чтобы фактически строить прагматичное, бездуховное, но эффективное «информационное общество»?  Склоняюсь больше ко второму варианту, или, по меньшей мере, улавливаю разноголосицу в международном подходе.

Но насколько второй вариант будет успешным, учитывая существующие проблемы человечества? Вопрос, как представляется, остается открытым.


Завершить хочется словами другого великого мыслителя, суфия, тюрка по происхождению, Ходжи-Ахмеда Ясави (1103— 1166 гг.), который сказал (цитата взята из выступления французского профессора Альбера Фишлера в 2012 г.):

«Каждый должен следовать дорогой знаний.
Только так человек сможет отказаться от насилия».

*****