2. И снова про девочку Олю...

Александр Финогеев
Достаточно давно два великих писателя, Илья Арнольдович Ильф и Евгений Петрович Петров, написали свой знаменитый роман «Двенадцать стульев», в конце своего повествования убрав навсегда со сцены главного героя романа, Остапа Бендера. Но возмущённые читатели засыпали писателей письмами с просьбой вернуть своего полюбившегося героя на страницы новой книги. И новый роман под названием «Золотой телёнок» был написан!

Не знаю, насколько полюбился мой рассказ «Про девочку Олю» из книги «Миражи тумана», с которой я как бы тоже расстался на страницах книги, но меня спрашивали и даже звонили, задавая вопрос: «Будет ли в новой книге продолжение про Олю?»
Оля оказалась настолько колоритной, уникальной и необыкновенной девочкой, что читателям, особенно юным, захотелось узнать о ней ещё больше, особенно моему внуку Захару.

С превеликим удовольствием исполняю вашу просьбу. Надеюсь, что и эти небольшие зарисовки вам тоже понравятся.

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
Наступило первое сентября. Олю, одетую в новую форму, белый передник, коричневые сандалики, с огромным, на всю голову бантом, чтобы скрыть ещё не отросшие волосы её самостоятельной подстрижки перед выпуском из детского садика, с вялым букетом каких-то непонятных цветов и апельсиновым ранцем, мама за руку вела в школу. Девочка сильно волновалась. Ведь наступал новый, неизвестный этап в её жизни, отчего верхняя губа непроизвольно полностью погрузилась в рот и там нежно щекотала миндалины. В ранец она положила всё: учебники, тетради, письменные принадлежности, карандаши, пластилин и много чего ещё, что купили ей к школе. Оле было так тяжело, что её буквально клонило к земле, но она принципиально несла этот груз и не отдавала его матери.

– Франя, – смеясь, кричали матери, тоже ведущие своих детей в храм знаний, – ты что так девчонку нагрузила, она еле ноги у тебя волочит.

– В школе угол печки развалился, вот кирпичей и положила. Не нести же их в руках, – тоже смеялась мать. – И в кого ты такая настырная уродилась? Как со Славиком мне было легко, – нравоучительно шептала мать, но Оля её не слушала.

Вот, наконец, и школа.

Детям разрешили сложить у порога свои портфели, построили всех, и линейка началась с торжественной речи директора школы, которая поздравила всех с началом нового учебного года, и особенно первоклашек, пожелав хорошей и отличной учёбы и примерного поведения. Потом подняли флаг, прозвучал гимн. Но Ольге всё это было не интересно. Она ожидала чего-то нового, необычного. Но его не было. Все школьники были ей знакомы по селу. И учителя ничего необычного собой не представляли, все жили рядом. Вон у той муж тракторист, а у этой пьяница и бьёт её, а вон та разведена, и к ней мужики разные ночами заходят.

– Держи букет, – дёрнула она за рукав Васю Каниболоцкого, мальчика, с которым ходила в детский сад. – Он мне мешает жить!

– Нельзя. Сейчас цветы будем вручать учителям, – прошептал он.

– Вот и вручишь! А я не вижу, кому надо их вручить, достойных нет. Я тебе его вручаю.

– Спасибо. Только…

– Я всё сказала. И сядешь за парту со мной. И молоко за меня будешь пить! Понял? Иначе… – и она сильно ущипнула его за мягкое место, на котором сидят.

– Ой! – тихо простонал он и взял у Ольги букет. Теперь их было у него два. – Буду пить.

– Молодец, хороший мальчик!

– А сейчас, дети, вручите цветы своим учителям.
 
Над школой вспорхнули голуби и зазвучал школьный вальс. Многие родители плакали.

Все разбежались, и только Оля осталась стоять на месте.

– А у тебя нет букета? – подошла пионервожатая. – Забыла? Ничего, это бывает.

– И ничего я не забыла. Каниболоцкому отдала.

– Кто это?

– Мальчик, с которым я буду сидеть.

– Надо было вручить своему учителю или другому.

– Не хочу я им никому вручать.

– Плохо! Чья ты, девочка?

– Чемерисина.

– Трудно с тобой будет.

– Мне с вами уже трудно.

– А где твои родители?

– Тут, – Оля злобно зыркнула на вожатую. – Но маму не трогать, иначе я в эту проклятую школу вообще не пойду! И могу прямо сейчас уйти отсюда, – и её губа непроизвольно поползла в рот.

– Ладно, девочка, стой, не будем спорить. Сейчас уже пойдёте в класс. Может, там у тебя всё наладится. Знаешь, кто твоя учительница?

– А чё не знать, если она живёт во втором доме от меня.

– Ну, хорошо, хорошо… – и пионервожатая отошла.

– Внимание! – послышался голос завуча. – Учителя забирают своих учеников и идут по классам. Первыми заходят первоклассники. А за ними второй, третий и так далее. – Командуйте! – обратилась она к учителю физкультуры.

– Школа, равняйсь! Смирно! – заорал он. – Нале-во! Шагом марш! Разбираем портфели, берём друг друга за ручки и заходим в школу!

Ученики недружно повернулись и, шаркая ногами, двинулись в здание школы.

– Каниболоцкий, а чего у тебя мой букет в руке? – спросила Ольга, беря его за мокрую ладошку. – И руку вытри, держать противно.

– Ты же мне его подарила.

– Я и забыла. Куда ты рванул? Почему мой ранец не взял? Вон он, оранжевый, один лежит. И домой мне его из школы понесёшь.

– Дети, – сказала учительница, – заходим в класс и рассаживаемся, кто, где и с кем хочет.

Ольга, оттолкнув желающих сесть на первую парту в среднем ряду, посадила вначале Васю, а потом села сама.

– А мама сказала сесть в середине класса, – прогнусавил Каниболоцкий.

– Меня не интересует, что сказала тебе твоя мама. Теперь здесь командую я. Ясно?

– Ясно, – обречённо произнёс мальчик.

Наконец все расселись.

– Здравствуйте, дети. Я ваша учительница. Все знают, как меня зовут?

– Екатерина Матвеевна, – произнесла Ольга, и её щёки от гордости порозовели.

– Правильно, Оля, Екатерина Матвеевна. А сейчас я буду с вами знакомиться.
Она, открыв классный журнал, стала называть фамилию и имя ученика, а тот поднимался и крутил головой во все стороны, как китайский болванчик, что стоял у бабушки на комоде.

Ольге казалось, что перекличка длится вечно и что её в этом списке нет, что позабыли вписать и назовут всех, кроме неё. От этого ей сделалось обидно за себя, и она уже собиралась встать и уйти, как прозвучала её фамилия. От неожиданности она быстро встала и тоже завертела головой, как и все остальные. Только сейчас она поняла, что в списке стоит последней, и как ей потом объяснили, список составлен строго по алфавиту. Но этого слова она ещё не знала.

ВСЁ ВЫШЕ…
Надо сказать, что Оля, при всей её своенравности, была девочкой умной и развитой, быстро схватывая всё новое, в отличие от других детей. Их тупость её выводила из себя, за это многим доставалось от неё на перемене. Она быстро читала, грамотно писала и правильно решала. Но вот поведение… Поведение явно мешало ей жить.

Через пару недель учиться в первом классе Ольге сильно надоело. Она поняла, что здесь уже всё знает и делать тут нечего, а тупые ответы её товарищей только нервировали. Стало не интересно. И на другой день она пошла в соседний класс, который оказался пятым.

Утром она молча вошла в этот класс и села на заднюю парту. Дети с интересом смотрели на это чудо и ждали учителя. Наконец прозвенел звонок и в класс вошла Вера Фёдоровна, учительница истории, жена директора школы. Дети встали.

– Здравствуйте. Садитесь. Кто мне скажет, какое задание я вам задавала?
В классе раздался смешок. Она оглядела учеников, но ничего подозрительного для себя не заметила.

Смех раздался с новой силой. И только тогда она увидела на последней парте серьёзную маленькую девочку с закушенной верхней губой, прижавшуюся к парте.

– Ты как сюда попала, девочка? Кто ты? Заблудилась? Ребята, помогите ей найти свой класс.

– Это Чемерисина Ольга, из первого класса.

– Вот и хорошо, что разобрались. Пойдём, я сама тебя отведу.

– Я буду учиться здесь! – твёрдо заявила малышка. – Там я всё знаю.

– Как здесь? Как знаешь? – растерялась Вера Фёдоровна. – Так не бывает. Дети тебе правду скажут. Вначале надо закончить первый класс, потом второй, третий, четвёртый, а уж потом учиться в пятом.

Она попыталась взять Ольгу за руку, но та мёртвой хваткой вцепилась в парту так, что оторвать её было просто невозможно.

– Мальчики, помогите мне, – попросила растерянная учительница.

Ребята схватили Олю и стали вместе с партой тащить к выходу. И только у двери её руки не выдержали и разжались.

Злобно пнув ногой двух пятиклассников, она с силой захлопнула дверь и, вся раскрасневшаяся и возбуждённая, пошла в свой класс. Садясь на своё место, она с такой силой толкнула Каниболоцкого, что тот свалился на пол.
Так она просидела все уроки, тяжело и обиженно дыша, не выходя из класса на переменах и ни с кем не разговаривая.

САРИ
1
Первый класс был просто огромный. В нём училось тридцать семь детей, все родители которых трудились в совхозе. И чтобы дети не болтались по селу без дела, их кормили, а потом они автоматически переходили в группу продленного дня, где делали уроки, читали или занимались чем-то полезным.

Принципу, который Ольга усвоила с пелёнок: «Делу чуть-чуть, а потехе намного больше», – она была верна всю жизнь. А раз занималась она хорошо, её назначили шефствовать над отстающими учениками. Это было не из весёлых занятий. Уж здесь она уже не церемонилась. Особо «одарённым» знания приходилось втолковывать кулаком.

Быстро сделав уроки, она брала в библиотеке книги и читала, порой строго поглядывая на расшумевшихся.

Её боялись и слушались.

В среду и в выходные дни отец Ольги в клубе крутил кино. Сеансы шли один за другим: для детей в шестнадцать часов, а в восемнадцать и двадцать – для взрослых.

Возможности посмотреть фильм бесплатно Оля никогда не упускала. Пригрозив глупым ученикам, она брала лучших подруг, и они довольные шли в клуб.

В этот раз демонстрировали индийское кино. Взяв с собой Капличную Лену, соседку, что училась во втором классе, они быстро направились в клуб, время поджимало. Фильм потряс девочек. Они с замиранием сердца смотрели на роковую индийскую любовь, происходящую на экране. Ольга даже пару раз всплакнула от нахлынувших чувств.

После кино подружки пошли к Лене. У неё был магнитофон и записи индийских песен.
Быстро раздевшись, девочки стали весело танцевать, изображая Гиту и Зиту, вертя в разные стороны плечами и бёдрами.

– Нет, – наконец сказала разгорячённая Оля, – так дело не пойдёт. Мы совсем не похожи на Зиту и Гиту.

– Почему? – удивилась наивная Лена.

– У них между бровей были точки.

– Давай мы тоже их себе нарисуем.

Ольга старательно, с глубоко засунутой губой, нарисовала подруге синими чернилами большое пятно между глаз, себе же она это сделала красным карандашом.
И вновь счастливые девочки пустились в пляс.

Но вдруг Олю осенила новая идея.

– Лена! – резко остановилась она. – А ведь они были одеты в сари. Без них мы ни капельки не похожи на индианок.

– Можно взять мамины платки.

– Платки не пойдут. В них ходят только кулёмы и старухи.

Ольга подняла глаза, и её взор потеплел. На окне, от потолка до пола, висела розовая штора.

– Неси табуретку, – скомандовала она.

В одно мгновение она влезла на комод.

Вскоре занавеска рухнула к ногам растерянной Елены. Не успела подруга опомниться, как полотно было быстро разрезано поперёк на две ровные части.

– Ура! – взвизгнула радостно Оля. – У нас есть настоящие сари, – и набросила одну половину на Лену, а другую на себя.

Теперь всё выглядело натурально, теперь от Гиты и Зиты девочки ничем не отличались. Дом вновь наполнился жарким воздухом далёкой Индии.

И вдруг Ольга в окно увидела идущую по улице с работы маму Елены, тётю Валю, а мама у подруги была очень строгая. Трудилась она на ферме, а отец был конюхом. Он часто выпивал и тогда был со всеми крут. Мать с дочерью в это время даже убегали из дома и ночевали у соседей.

Как только она это заприметила, быстро схватила своё пальто, сунула ноги в сапоги и, не попрощавшись, пулей вылетела из дома, чуть было не сбив входящую во двор тётю Валю.

Вбежав в дом, Олька со всего маху врезалась в мать, которая не устояла и повалилась на кровать.

Надо сказать, что девчушка за свою короткую жизнь сделала столько шкоды, что мать, увидев её бегущей, не задавая лишних вопросов, сразу пустилась в погоню за ней, понимая, что дочь опять что-то натворила.

– Что ты снова сделала, бисова дытына?

Увидев, что тётя Валя с двумя половинками занавески бежит к ним, Ольга стремглав вылетела из дома и забилась в дальнем углу свинарника.

– Франя, ты посмотри, что твоя дочь наделала! – прокричала с порога Валентина и бросила ей обрезки ткани.

– Батюшки! – всплеснула руками мать Ольги. – Я её придушу!

– Твоё право. Только мне на окна нечего теперь вешать. Хорошо, если мой придёт трезвый, а не дай Бог пьяный. Тогда он и меня и вас поубивает.
 
– Денег, Валя, у меня нет, сама знаешь, чтоб новую тебе купить. Давай я её прострочу. Сделаю так, что и шва видно не будет.

– Она всё равно станет короче.

– Не будет. За счёт подогнутой ткани я её удлиню. Не переживай, будет как новая. Иди, Валюша, занимайся по хозяйству, я тебе её сама принесу.

– А где эта преступница?

– Как увидела, что ты идёшь, – ветром из дома сдуло. Где-то затаилась. Нет у меня времени её сейчас искать. Надо со шторой быстрее разобраться. А явится…

2
Ольга сидела в свинарнике, пока не услышала, что пришёл отец. Она вылезла оттуда, с ног до головы испачканная в грязи.

– Что ты там делала, замарашка? – засмеялся отец. – Решила провести эксперимент по превращению человека в свинью? Вижу, что тебе это удалось, – и он снова зашёлся смехом.

Девочка хотела запихать в рот губу, но та оказалась в грязи, и она принялась её сплёвывать.

– Меня мама убить собирается, – плаксиво сказала она.

– Это серьёзная угроза. За что?

– После фильма мы пошли к Лене и начали играть в индианок. А чтобы было всё натурально, я у них порезала штору, чтобы сделать сари.

– Получилось?

– Получилось.

– Это замечательно. Вот если бы не получилось… Тогда другое дело. Пошли в дом. Или тебе со свиньями веселее?..

Мать сидела за столом и строчила на машинке.

– Явилась, чёртово отродье? Иди сюда, мерзавка! А почему она такая грязная, где опять была?

– Дочь уходит от нас, – грустно произнёс отец. – Она нашла себе новое пристанище.

– Где, если не секрет?

– У свиней. Судя по внешнему виду – это у неё получилось, она с ними уже нашла общий язык, – снова засмеялся отец.

– Туда ей и дорога. Ты знаешь, что она сегодня сделала?

– Слышал уже. По индийскому радио про это говорили, – он хохотал как умалишённый.

– Правда, что ли, говорили? – дёрнула за рукав отца Ольга.

– Не только говорили, но и приглашали с дружественным визитом. Снимай всё с себя и бросай стирать. Мать просто заскучала без работы. А сама в ванну забирайся, я сейчас туда воды тёплой принесу.

– Ваня, не пускай её больше на фильмы. Она скоро всё село разнесёт! – крикнула мать – И не потворствуй ей! Ишь, защиту себе нашла в лице отца.

– Хорошо. На индийские больше не пойдёт, теперь только на военные, – и он снова залился долгим смехом.

ДИЗАЙНЕР
Конечно, слов «дизайнер», «менеджмент», «лизинг», «мерчендайзер», «бэкграунд» и прочую ересь в то время никто не знал и, главное, хуже от этого себя не чувствовал, а что самое парадоксальное – подобное состояние никому не мешало жить.

Перед Паской по всей Украине белят хаты, а многие на них ещё и цветочки дивные рисуют. И стоят те дома, сияя радостью и красотой, словно в доброй, чудесной сказке. И от этого у всех на душе становится ясно, чисто и радостно.

На краю села в небольшом домике жила бабушка Вера с внуком Димой. Родители мальчика зарабатывали деньги далеко на Севере, приезжая лишь в отпуск, чтобы забрать сына и поехать с ним к тёплому морю.

Дима был мальчик спокойный, уравновешенный и умный. Оля его никогда не обижала и даже иногда дружила с ним.

Как-то ей было скучно, и она пошла в гости к Диме, смело шагая по лужам в высоких резиновых сапогах. Прошедший дождь разогнал подруг и друзей по домам.

Оля твёрдо знала, что тот дома, сидит у окна и читает книгу.

– Выходи гулять! – помахала она ему рукой.

Минут через десять, в пальто, кепке и резиновых сапогах, Дима вышел на улицу.

– Смотри, как бабушка красиво побелила! Наш дом издали похож на снежный сугроб.

– А вон рядом листочки по бокам нарисованы.

– Ну и что?

– А давай и мы его немного разукрасим. Вот, смотри! – она, не задумываясь, схватила комок грязи и со всего маху бросила его в стену. Грязь прилипла к белоснежной стенке, образовав причудливый цветок.

Диме это тоже понравилось, и он с задором принялся швырять грязь туда же. Вскоре из белой стена превратилась во что-то непонятное, грязное и противное.

– Ну, я пошла, – сказала довольная Ольга. – Ты что читаешь?

– Про Незнайку в Солнечном городе.

– Я это уже читала. Понравилось.

И снова Оля пряталась, и снова ждала, когда придёт с работы отец…

На другой день он развёл два ведра извести, отнёс их к испачканному дому, а мать с бабушкой Верой заново белили стену. А наказанная Оля с интересом смотрела из-за угла на их работу по ликвидации их вчерашнего искусства.

ОРНИТОЛОГ
***
Осень выдалась тёплой и дождливой. Грибов в лесу – косой коси, не перекосишь. Оля несколько раз с мамой ходила за ними и знала, чем отличаются съедобные грибы от поганок.

В этот раз она пошла с подружками.

Быстро найдя первые три гриба, она обратила внимание на юрких ящериц. Те, быстро мотая хвостиками, носились взад и вперёд по сухой траве. И так её заинтересовали эти пресмыкающиеся, что, забыв напрочь о цели похода, Ольга решила их поймать. Но это оказалось далеко не простым делом. Несколько раз девочка ухитрялась схватить ящерицу за хвост, только тот оставался в руке, а его хозяйка куда-то быстро исчезала.

Приметив, что они прячутся в расщелинах между камнями, Оля притаилась и стала ждать, пока одна из них не вылезет наружу. И удача не заставила себя долго ждать. Первой она поймала некрасивую серую ящерицу, вслед за ней – голубую. Бросив обеих в ведро для грибов, она, размахивая им, быстро пошла домой.

– Что так быстро? Ничего не нашла? – удручённо спросила мать.

– Почему не нашла, смотри, – и она, сняв крышку, радостно перевернула ведро на дорожку в зале, из которого покатились три гриба и юркнули под шкаф две ящерицы, одна серая и некрасивая, а другая – голубая.

Мать от неожиданности даже взвизгнула.

– Что ты опять притащила в дом? Ваня! – позвала она мужа. – Иди полюбуйся, твоя дочь ящериц вместо грибов в дом принесла и выпустила их! Отодвигайте шкафы, выносите дорожки, но чтобы в доме этой гадости не было. А я пошла картошку копать.

Мать ушла, а дочь, заглотив губу, смотрела на своего покровителя.

– Иди, дочка, гуляй, я сам всё сделаю.

Ольга счастливо улыбнулась, поцеловала отца в щёку и быстро побежала на улицу.

***
Шло время. Осень подходила к концу. На улице стало прохладно.

Тепло одевшись, Оля вышла на улицу, но из ребятишек никого не было видно.

Слоняясь бесцельно по двору, она от нечего делать стала выдёргивать ветки из
середины кучи, что лежали за сараем. Получался шалаш.

Сделав большую дырку, Ольга залезла внутрь. Внизу под корягой, свернувшись клубочком, лежал толстенный уж. Девочка встала на колени и притянула его к себе. Он даже не пошевелился. Тогда взяв его на руки, она побежала в дом и положила его у печки. Немного согревшись, тот зашевелился и поднял голову.

– Мама, смотри, он ожил!

– Кто? – спросила вошедшая на кухню мать.

– Уж!

– Какой уж?!

– Ну, вот этот, – показала она пальцем, – что лежит возле печки.

– Где нашла ты эту тварь и зачем притащила в дом? – мать тяжело села на стул, резко побледнела, и мелкая испарина покрыла её лицо.

– Под сучьями.

– Пойди и положи его на место. Зимой они впадают в спячку. Он здесь абсолютно не нужен.

Ольга взяла ужа за хвост, вышла на улицу и, раскрутив его, выкинула далеко за забор.

***
Наступила зима. Она была такой холодной и жгучей, что даже несколько раз отменялись уроки в школе. И даже птицы, замерзая на лету, падали замертво на снег. А снега в этом году было так много, а наст такой твёрдый, что в отдельных местах на пешеходных дорогах прокапывались туннели.

Оля спала у окна. Проснувшись, она сразу же садилась и смотрела на улицу. Если на снегу лежали птицы, быстро одевалась, бежала в сад и собирала их, раскладывая возле печки.

И всё-таки двух ей удалось спасти – голубя и ворону.

ЛЕКАРЬ
Оля очень любила всех лечить. И это у неё получалось. Все раненые кошки и собаки в округе ходили в зелёнке и повязках. Но больше всего ей нравилось дёргать у одноклассников зубы. Заметив, что зуб у кого-то шатается, она без лишних разговоров привязывала к нему крепкую нитку и сильно за неё дёргала. Зуб со свистом падал на пол.

Однажды на речке мальчик зацепился за корягу, упал и поломал ногу. Ольга своим платьем и его майкой привязала к ноге толстые палки и на себе полтора километра волокла до амбулатории.

Услышав по телевизору, что чеснок и лук являются хорошими средствами защиты от простуды и гриппа, она составила список, посчитав, сколько кому зубчиков чеснока надо принести сегодня, а на следующий день – лука. И утром перед занятиями все поедали это. Запах в классе стоял такой жуткий, что учительнице периодически приходилось выходить в коридор, чтобы вдохнуть свежего воздуха. Но как итог – в классе никто не болел, даже учительница!


Историй про Олю так много, что их нельзя вместить в одной книге. Оставим её пока в первом классе. Пусть учится и переходит во второй класс, третий… Будут у неё новые приключения, о которых мы расскажем на страницах следующей книги.