Звуки и разум пр

Елена Сумская
Глава 1. «По образу и подобию…»
Знакомые Человечеству как минимум два тысячелетия строки из Вечной книги – Библии – слова:
«Господь создал человека по образу и подобию Своему». Это не та категория – «верю-не верю». Другая.
Просто посмотрите на иконы с ликами и фигурами, не вдаваясь в религиозный экстаз, глазами современного человека. Изображены люди. Чище, лучше, лучистее – но люди.
Посредники между Богом и людьми.
Иконописцами, скульпторами были люди. Искусные Мастера, но люди. Бывали времена (Средневековье, например), когда вытягивались пропорции изображаемых святых для придания величия и недосягаемости простыми грешными…
Человек пытался определиться – кто он сам, где его место. Проще воспринимали связь Бога (или богов) в Древней Греции или Древнем Риме. Их герои – дети богов и смертных людей. Об этом «Легенды и мифы Древней Греции». Рим просто переименовал Зевса в Юпитера, Геру – в Юнону и так далее. Не в этом суть.
Суть в Разуме, который вдохнул в человека Бог с Огнем Прометея.
Мозг – вот главное, что даровано было людям. И его возможности.
А самого Бога не видел никто. И изображения Его никто не посмел сделать. Не увидите нигде – ни в одной из религий, ни в одном храме, ни в одной статуе или иконе.
Итак, Разум, мозг. Оставим религиозную тему, чтобы не навлечь гнева глубоко и искренне верующих людей. Не о религии пойдет речь.
О Разуме.
Интересен диалог о человеке Господа и Мефистофеля в поэме Иоганна Вольфганга Гете «Фауст».
Мефистофель:
- Смешной божок земли, всегда, во всех веках
Чудак такой же он, как был в начале века!
Ему немножко лучше бы жилось,
Когда б ему владеть не довелось
Тем отблеском божественного света,
Что разумом зовет он: свойство это
Он на одно лишь смог употребить, -
Чтоб из скотов скотиной быть!
Критическое отношение Мефистофеля понятно – Дьявол же! И умен так же, как и Господь – из одного племени, только изгнанный из него за зло, причиненное своей высокой цивилизации. Что для него человек? Так, «кузнечик долгоногий», который «в грязь… лезет поминутно».
Только Бог – Творец и Мыслитель, дел во Вселенной – немерено… Дал Жизнь и Разум – вот «плодитесь и размножайтесь». Щедрость поистине королевская. Не оценили – такое вытворять стали, что… Пришлось корректировать потенциальную возможность мозга. Было 100% КПД – снизил до 3–10%. И то, у самых разумных – меньше риска и хлопот.
У Мориса Метерлинка есть детская-недетская сказка «Синяя птица». Тильтиль и Митиль, детки, узнают от Феи, что раньше люди умели понимать язык животных и растений, а теперь не могут. «Забыли»…
Да не забыли – просто людям «прикрутили» немного возможности мозга, оставив необходимое для выживания и еще кое-что…

Глава 2. Хрустальные черепа
Например, оставили Тайну хрустальных черепов, как подсказку к разгадке главного инструмента, с помощью которого можно влиять на сознание и подсознание человека.
Суть этой Тайны в следующем.
В совершенно разных уголках планеты, даже там, где горный хрусталь – бесцветный кристаллический кварц – не встречается, случайно обнаруживали выточенные черепа. Чтобы обработать хрусталь, требуются особые инструменты, а радиоуглеродный анализ говорит об их древнейшем происхождении. О том времени, когда таких инструментов, а кварц – очень твердый материал, еще не было. Да и не могло быть. Система линз внутри, выточенных из цельного куска хрусталя, создает поле, которое по-разному действует на людей. Одни чувствуют себя комфортно, других преследуют галлюцинации.
Найдено подобных артефактов много, но эксклюзивными черепами ученые определили только тринадцать. Остальные – подделки. Самый известный найден на полуострове Юкатан в 1927 году археологом Митчелом-Хеджесом в развалинах храма майя (Лубаантун) и еще один уникальный – на Тибете.
Почему это важно? Да потому, что многие органы в человеческом организме сделаны парными, про запас, так сказать, а мозг в одном экземпляре, да еще и защищен очень хорошо от травм. Там, в мозгу, и «огонь Прометея» – разум. Там и Душа или Дух, который руководит поступками человека. Следовательно, там – центр, там сознание, подсознание и управление. Люди научились делать пересадки многих органов, но голову – только фантасты-писатели. Как, например, «Голова профессора Доуэля» Александра Беляева и роман малоизвестного японского автора о голове погибшего автомобилиста-спортсмена, вживленной в систему управления гоночной машиной.

Глава 3. Кое-что…
«Кое-что» – это довольно длинный список. Для ориентировки можно назвать зрение, осязание, обоняние, память разных типов, включая и ассоциативную. Конечно, инстинкты, два из которых – «железные», постоянные – инстинкт самосохранения и размножения. Еще – слух. Да много «еще».
Очень важное – творческие способности, умение создавать новое на основе полученного опыта и знаний. Чтобы творческий полет не занес на опасные заснеженные вершины, оставил Правила, сформулированные четко в Главной Вечной книге – Библии. Отступление от этих Правил чревато.
Все, чем доверено пользоваться, – это пути, которые необходимы для коррекции поведения через сознание и, главное, подсознание.
Подсознание – «ключик». Самые простые способы воздействия – свет, звук и создаваемые ими образы. Упрощенный подход, но тем не менее…
К примеру, многие помнят из школьной программы поэму древнего великого грека Гомера – «Одиссей».
Возвращаясь из своих долгих странствий и приключений на родную Итаку, Одиссей с командой непременно должен был проплыть мимо островов с сиренами, коварными и кровожадными сущностями. И знал, что потеряет шестерых товарищей, но это война, а на войне – как на войне. Коварство сирен в том, что они заманивали путников сладкоголосым пением, обещающим покой и счастье, но это обман. Кости обманутых путников рассыпаны на скалах этих островов.
Одиссей приказал товарищам привязать себя к мачте, не поддаваться ни на какие приказы и уговоры освободить его от пут, а уши их залепил воском. Если бы Одиссей не был столь предусмотрителен, история с его возвращением к жене – Пенелопе и сыну – Телемаху закончилась бы раньше и намного трагичнее.
Можно себе представить, что услышал Одиссей, если, израненный и измученный, он упал без сознания после опасного перехода мимо сирен. Звук их пения властвовал над сознанием, делая послушными каждого, кто проплывал мимо. Доказательство – белеющие кости и черепа на берегу.

Глава 4. Власть звука
Почему же так важны звуки – любые – для человека и его сознания? Каким образом можно пользоваться этим инструментом для коррекции поведения, образа жизни, характера человека? Как это влияние происходит? На эти и другие вопросы дает ответы наука.
Звуки, в какой бы форме они ни были представлены – словах, музыке, гуле, криках – всегда несут в себе информацию. Как и все, что нас окружает. Это часть информационного поля, воспринимаемого мозгом. Мозг обрабатывает эту информацию и закладывает в подсознание. Хотим или нет, но все звуки, сознательно или бессознательно, мы принимаем в обработку.
Другой вопрос – нравятся они нам или нет, помогают нам или нет жить и воспринимать мир и окружающую действительность. Проблема именно в этом.
В каком частотном диапазоне организм «слышит» звуки? Как определили ученые, человек воспринимает звуки не только ухом, но и каждым органом, даже кожей. Оказывается, череп – это мембрана, через которую звук достигает мозга непосредственно. К другим органам звуковые волны поступают опосредованно, причем разные части и органы принимают и «любят» свои звуки, которые либо помогают функционировать, либо мешают, тормозят. Если такое воздействие продолжается длительное время, человек начинает себя чувствовать плохо. Особенно это опасно на производстве с высоким уровнем шума.
Мы слышим звуки в диапазоне от 16 Гц до 20000 Гц. Частоты до 16 Гц – инфразвук, который человек не воспринимает слухом. Свыше 20000 Гц – ультразвук, который тоже недосягаем для нас. Но это не значит, что волны низких или высоких частот на человека не действуют. Влияют, да еще как! Причем состояние сна не ограждает мозг от влияния звуковых волн. Дело в том, что мозг работает 24 часа в сутки, день за днем. Есть еще любопытная особенность мозга: чем больше он работает, тем на большее способен. Этим отличается от других органов – тем, хоть периодически, но требуется передышка.
Мозг работает, осмысливая информацию, всегда.
И поскольку воздействие звуков на мозг особенно сильно, нужно знать некоторые диапазоны:
• В тэта-состоянии (;) частота колебаний мозга составляет от 4 до 7 Гц. Это глубокое расслабление, медитация или неглубокий сон. Этот ритм вызывает видения, способствует творческому осмыслению полученной информации.
• Альфа-состояние (;) – 7–14 Гц. Диапазон очень опасен для здоровья.
Альфа-ритм используется полицией в некоторых странах для усмирения толпы. Для этого применяются специальные генераторы, которые могут вызвать у людей неприятные зрительные эффекты, необъяснимые страх и тревогу, желание скорее покинуть опасное место.
• Гамма-состояние – частота свыше 35 Гц приводит мозг в наиболее активное состояние.
 
Глава 5. Музыка – бальзам и яд
Наиболее мощное влияние на мозг оказывает музыка. Как говорится, и лечит, и калечит. Наталья Бехтерева, всю жизнь, вслед за отцом, академиком Бехтеревым, руководила Институтом мозга, утверждала, что лучшим способом разрушить мозг является постоянное громкое прослушивание рок-музыки. С другой стороны, классическая музыка, Моцарта, например, наоборот, может излечить многие недуги.
Опасной для здоровья может быть громкость звуков. Комфортной считается громкость в 55–60 децибел, 70 децибел – громко. Звуки свыше 120 децибел не просто негативно воздействуют на мозг – они разрушают его. Мозг воспринимает такой звук, как сигнал опасности, нервы напряжены, поведение становится неадекватным. Вырабатываются излишки адреналина, которые необходимо гасить, что и отражается на поведенческой реакции.
Определенные направления в музыке используются для превращения людей в толпу, готовую выполнять любые приказы, вплоть до преступных. Достаточно вспомнить, как по легенде толпа на площади, где решалась судьба Иисуса Христа, скандировала: «Распни! Распни его!». Или ритмичные марши нацистов в Германии приводили в ожесточение людей, никогда ранее не помышлявших об убийстве.
Много написано о шаманах Дальнего Востока, их вхождении в транс под влиянием собственных песен и горловых звуков, издаваемых при камлании. Ритмичные движения и песни с повторяющимися словами и фразами кришнаитов могут завораживать и заставлять слушать даже тех, кто далек от этой религии.
Звуковое оформление лекций, семинаров адептов, как религиозных течений, так и способы продвижения торговых продуктов агентами фирм учитывается людьми заинтересованными. Если случайному зрителю не входить в ритм и не принимать звуковой ряд этих «семинаров», со стороны все выглядит крайне комично и нерационально. Но сила воздействия звука в определенной последовательности настолько велика, что человек с трудом может устоять и не включиться в бессмысленные прихлопывания или танцы. И точно так же вместе со знатоками наслаждаться органной музыкой и даже плакать от избытка ощущений и удовольствия во время исполнения талантливыми исполнителями-музыкантами замечательных композиций.
Настолько велико влияние на человеческий мозг звуков. Интересно, что музыку воспринимает мозг обоими полушариями.
А слово? Ведь любой звук – информация!
Говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Да, хорошие слова несут мозгу позитивный сигнал. И не только мозгу. Вода в стакане, над которой поют нежные колыбельные или молятся, замерзает прозрачным, искристым льдом. Грустные слова, тяжелые мысли отражаются в мутной воде… Несут такую информацию.
Современные методики обработки больших масс людей с целью овладения не только их вниманием, но и сознанием, опираются на звуки и ритмы – путь, который Господь оставлял себе для коррекции поведения тех, кому даровал Разум.
Однако бывают ситуации, когда корректировать психофизическое состояние человека просто необходимо. Причем в благих целях. И тогда ученые разработали программы, включающие определенные технологии воздействия на эмоции, психическое состояние человека, да и физическое – тоже.
Например, программа ANGMAR-32, разработанная и опробованная группой исследователей, использовавших звук, цвет и другие факторы, которые с помощью компьютерных технологий способны корректировать психофизиологическое состояние человека в нужном направлении. Для этого насыщенные цветом, звуком образы внедряются в подсознание. Выстраиваются связи и представления, которые влияют на поведение, задействуют центры в мозгу, отвечающие за память, эмоции, интеллектуальный уровень и расширяют способности человека в восприятии новых знаний. Человек быстрее усваивает любую информацию. Даже ту, представление о которой было весьма поверхностным.
Мозг – очень тонкий и хрупкий инструмент, и работа над совершенствованием – это просто растормаживание того, что имеет, чем владеет человек от рождения, но не всегда может этим сокровищем владеть. Не умеет.
Задача технологий – включить в работу «спящие», скрытые резервы для раскрытия потенциала мозга.
Одно из девяти Правил Льва Николаевича Толстого звучит так:
«Заставь мозг твой действовать со всею ему возможною силою».
Великий писатель и мыслитель заставил: за два года он усвоил информацию, которую обычный человек со «спящим» мозгом воспринимал бы в течение 44 лет!
А если применить компьютерные технологии, которые помогли бы ускорить процесс? Тогда бы большее количество людей и с большей эффективностью могло бы достичь не меньших высот, чем Лев Толстой.