О важности

Евгений Терещенко
Помню, когда я только начинал свою трудовую жизнь, у нас на заводе, в инструментальном цехе, трудился один пожилой шлифовщик, имевший репутацию сильного профессионала. Выглядел он очень важно: полное, дородное лицо, увесистый живот, густые брови, неторопливая походка и, конечно же, очки. Когда этот шлифовщик настраивал станок и устранял конус (самая ответственная операция шлифовщика) со стороны это выглядело священнодействием. Обязательная настольная лампа, с протянутыми откуда-то проводами, микрометр в штативе, очки на носу, напряженный взгляд поверх очков, струящийся по красному лицу пот – все свидетельствовало о том, что в данной точке пространства и времени происходит что-то необыкновенное. С благоговением взирали на это действо работники цеха. И никому было невдомек, что для великого специалиста ликвидация конуса на станке представляла большую трудность, то одна, то другая сторона детали оказывалась у него полнее другой, и на всю операцию уходило до получаса. А рядом с этим авторитетным шлифовщиком трудился молодой парень, худенький, несолидный, выглядевший на фоне своего коллеги очень убого. И трудился он иначе. Никаких тебе ламп и штативов, никаких очков, никакого внешнего напряжения – он и на станок-то почти не смотрел! Ха-ха, хи-хи, бла-бла, с друзьями и девочками, которые постоянно торчали с ним рядом. При этом, молодой шлифовщик, шутя, играючи, убирал конус на станке за минуту. И в размер он укладывался лучше, почти не допуская брака. И кто-нибудь ценил, уважал его за эти способности? Ничуть не бывало! Не было никакого авторитета у молодого шлифовщика, ему явно не хватало важности.

Приведу еще один пример, подтверждающий ту же самую мысль. Одним из персонажей романа А.Солженицына «В круге первом» является инженер Прянчиков, по кличке Валентуля, талантливый, эрудированный человек, но начисто лишенный всякой важности. Писатель характеризует его так:
«Он ни в чем не был ниже своих собеседников, соображал мгновенно, был остроумен и привлекал открытостью. Но не было в нем мужской выдержки, внешнего достоинства, от этого он выглядел на 15 лет моложе, и с ним обращались, как с подростком».
Вот как! Из-за дефицита важности инженер Прянчиков не пользовался у коллег авторитетом, несмотря на его прекрасные умственные качества. Замечу, что коллегами Валентули были не какие-нибудь рядовые обыватели, это были люди высокого интеллекта: филологи, математики, конструкторы, философы. Но даже для них ум другого человека не имел большой цены, при отсутствии у него важности.

Наблюдение показывает, что важные люди пользуются авторитетом и почтением в человеческом обществе, независимо от их умственных и других способностей. Чтобы пользоваться уважением окружающих, недостаточно быть умным, оригинальным, образованным человеком, недостаточно уметь точно формулировать свои мысли. Все эти качества бесполезны, если мы не сможем преподнести их в подходящей упаковке.Такой упаковкой и является важность. Более того, в глазах человеческих, упаковка имеет большее значение, чем ее содержание. Важный человек может говорить банальности, даже глупости, ыкать, экать, мычать, в бесполезной попытке адекватно выразить свою мысль, его авторитет в обществе от этого не пострадает. Важность сделает свое дело.

Качество важности присуще также многим представителям животного царства, в том числе птицам и рыбам. Как важно, к примеру, выглядят петухи, какая гордая у них осанка, с каким достоинством они передвигаются по своим владениям, зорко наблюдая за порядком в курином семействе. А разве акула, медленно проплывающая мимо суетливой рыбной мелочи, не производит впечатления очень важного, значительного существа? По-видимому, качество важности играет в животном царстве ту же роль, что и в человеческом обществе – оно необходимо живому существу для придания себе большего веса, большего значения среди сородичей. Вполне возможно, что чувство важности свойственно и многим насекомым, но малые размеры последних не позволяют произвести над ними необходимые наблюдения.

И как же выработать в себе важность, это ценное качество, способное сделать нас уважаемыми членами общества, даже при отсутствии других достоинств? Увы. У меня нет такого рецепта. Беда в том, что важность – качество во многом врожденное, связанное с природными особенностями нашей психики и ума. Никакой аутотренинг, никакие упражнения перед зеркалом не способны заменить нам эти особенности и свойства. Если, к примеру, человек обладает ясным и бойким умом, ему трудно сдерживать свои мысли, рвущиеся наружу. Его речь становится стремительной, она мчится вперед, как горная река, и он полностью утрачивает важность. Наоборот, тупой, неповоротливый ум способствует важности, замедляя речь своего обладателя. В большой степени наша важность зависит и от тембра нашего голоса, который тоже является врожденным. Много способствует важности басовый тембр голоса. Медленно и величаво рокочущий бас заставляет предполагать у его обладателя силу, уверенность в себе и другие мужские достоинства. Труднее быть важным при высоком тембре голоса, ну а очень высокий голос это проклятие для человека, что-то сродни инвалидности. К таким людям окружающие относятся пренебрежительно, презрительно, что тоже хорошо понятно – как можно уважать человека, который издает такие пискливые и жалкие звуки? И вновь скажу очевидную вещь - никакой ум не заменит басовый тембр голоса человеку, который хочет пользоваться уважением и авторитетом у окружающих.
Так что же остается людям, лишенным важности, как им снискать к себе уважение в обществе? Да ничего не остается! Нужно смириться со своим положением и довольствоваться тем, что есть.