Пограничники

Любовь Архипова-Уральцева
Возможно, для некоторых прихожан это стало приятным открытием, но многие из жителей посёлка Красноармейского Орловского района Ростовской области уже знали, что настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы отец Сергий (Третьяков) в прошлом – пограничник, и службе в погранвойсках, вместе с выслугой, он посвятил 30 лет жизни. И всегда рядом верная спутница – Елена Степановна, прослужившая на защите рубежей страны 15 лет. Поэтому вручение памятных медалей "100 лет пограничных войск России" стало радостным событием накануне Дня пограничника, совпавшим с освящением и установлением нового купола.
Военным Сергей мечтал стать с детства. Всегда рядом был живой пример – дедушка, участник Великой Отечественной войны. Сергей готовил себя к военной службе: бегал кроссы по родному хутору Страхову, купался в проруби, записался на бокс. Ещё до армии пытался поступить в военное училище. В танкисты не прошёл по росту, в лётчики тогда не набирали. Бывалые люди подсказали: «После срочной службы поступить будет легче». Это было время проверки самого себя. В 1976 году отправился на срочную службу, в пограничные войска в Азербайджане, на границе с Ираном. Тогда и было принято окончательное решение – стать пограничником. И Сергей поступил в Алма-Атинское высшее пограничное краснознамённое командное училище, которое окончил в 1982 году.
Офицеры в училище, за плечами которых были десятилетия службы, говорили ребятам перед выпуском: «Прежде чем ехать на заставу, обязательно женитесь и берите жён из деревни».
Сегодня, с высоты прожитых лет, Елена Степановна говорит, что это Господь всё так устроил.
Сама она родом из Новочеркасска, а в хутор Страхов Семикаракорского района приехала вместе с другими студентами на уборку овощей. У Сергея отпуск должен был быть в августе, но волей случая отодвинулся на сентябрь, так они и встретились! Вскоре поженились и уехали по распределению в Туркмению, в Серахский пограничный отряд, охранявший границу на рубеже Афганистана и Ирана.
– На заставе, как приехали, испытала настоящий шок: вода привозная, газа, даже баллонного, – нет. Прямо во дворе стояла печь, и на ней жёны готовили по очереди сразу на все семьи. Мне, новенькой, не сразу доверили, но я старалась помогать, что-то поднесу, картошку почищу, – рассказывает Елена Степановна.
В Афганистане в это время шла война, и здесь, на заставе, тоже было неспокойно – случались обстрелы, подрывы.
На границе с Афганистаном часто задерживали курьеров: они переправляли наркотики из Афганистана, оружие из Ирана. Ишаки и верблюды везли мешки, набитые наркотой – до двухсот килограммов.
– Наши заставы располагались в Батхызском заповеднике, а афганцы, нарушая границу, пасли там своих овец. В отарах насчитывалось 20 тысяч голов! Приходилось их выдворять, – вспоминает отец Сергий. – Порой конфликты приходилось улаживать на пограничных комиссарских встречах с иранцами. Как-то афганские караваны шли по нашей территории. Иранцы сделали засаду с нашей стороны и устроили стрельбу по их караванам – явно провоцировали столкновение, конфликт. А афганский ишак, израненный пулями, переполз на иранскую территорию, из пробитых мешков просачивался опий-сырец. Мы по кровавым следам ишака и по гильзам установили виновников, отпираться иранцам не было смысла.
В 1986 году Сергея Третьякова перевели в Таллин, на Прибалтийскую морскую границу.
В 1991-92 году, после развала Советского Союза, встал вопрос: куда идти служить? Думали на семейном совете долго. Сын болеет, дочка маленькая. На Украине к этому моменту уже надо было принимать другую присягу – и что же, воевать против своего народа? Этот вариант отпал сразу. На севере – для коренных южан холодно. И решили вернуться в Серахский отряд, Туркмения ещё не отделилась от СССР. Тогда-то Елена Степановна тоже стала военной, начинала связистом на узле связи. Дослужилась до старшего прапорщика.
– Продукты – пайки, вода привозная, местность гористая, с обрывами, до ближайшего посёлка – 110 километров. Но ничего, приспособились. Батюшка всю заставу выручал – охотился на диких кабанов, которые прибегали с иранской стороны. Корову дикую поймали, приручили. Так она давала литр молока утром и литр вечером. Утренним поили детей, вечером – солдат, возвратившихся из дозора.
Потом были Каменск-Шахтинский и Саратов. В городе на Волге даже квартиру от государства получили, но это всё там было «не наше». И вернулись на Дон, на землю родителей, в Семикаракорский район. Как говорит матушка Елена, куда бы служба ни забросила, а детей она приезжала рожать на свою родину, в Новочеркасск. Когда служба осталась позади, возвратились на родину отца Сергия.
Сначала он служил пономарём в храме Ильи Пророка, спустя два года, в 2005-м, поступил в Саратовскую духовную семинарию. В Семикаракорске тоже служил пономарём, наставником там был отец Николай. И сегодня, когда у отца Сергия уже седьмой год свой приход, он порой звонит наставнику, советуется, как сделать лучше.
Храм в посёлке Красноармейском заметно преобразился. Помогают в этом орловчане и местные фермеры и жители.
– Когда главой администрации Красноармейского сельского поселения был Виктор Алексеевич Воевода, он обратился к главе КФХ Юрию Ивановичу Терегере, и он оплатил подключение газа. Трубы отопления один сварщик из посёлка Орловского сделал бесплатно. Директор ФГУП "Красноармейское" Сергей Иванович Бакаев и Александр Николаевич Михальчук помогли сделать новые полы из плитки, заменив старые деревянные. Василий Иванович Румынский помог обновить крышу. Валерий Францевич Залуцкий тоже помог с крышей и благодаря ему у нас теперь новый купол. Старый тоже ещё послужит: после реставрации его установят на храм в хуторе Камышевке. Спасибо людям, откликаются на просьбу помочь, казаки часто приходят. Перед престольным праздником, когда пономари отправляются по хуторам, многие делятся продуктами.
А ещё люди приносят иконы. Как-то прямо к дому принесли икону. Отец Сергий посмотрел пристально: да это же священномученик Власий Севастийский! Сегодня икона в храме, Власию молятся о защите животных. Спиридону Тримифийскому молятся о защите дома, и даже о том, чтобы купля-продажа недвижимости прошла успешно.
Люди приходят в храм и выходят отсюда просветлёнными, словно тёплый огонёк зажёгся внутри. Сюда идут с горем и с радостью. И становятся чище душой.
Вот как в жизни Господь располагает: тридцать лет отец Сергий защищал рубежи великой Родины, и сейчас стоит на страже душ человеческих.