Верность лебединая

Надежда Самосюк
Верность  Лебединая.                Холодная, мокрая  пришла  осень.  Но  несмотря  на  постоянные  дожди,  грибники  просто  заполонили  ближайшие  леса.  Сбор  грибов  это  такое  же  увлечение, как  и  ловля  рыбы.  Для  деда  Коли  это  было  не  только  развлечение Это  был  одним  из  любимых  продуктов  питания  для  его  маленькой  семьи.  По  утрам  дед  Коля  выходил  из  дома  в  белой  холщовой  рубахе  и  синих  штанах.  Он  любил  этот  наряд, наверно, потому,  что  он  нравился  его  покойной  жене.  Кажется, что  всё  было, как  и  прежде:  и  высокий  кувшин  кваса  на  крыльце, и  щебет  птенцов  в  гнёздах  под  крышей,  и  тихое  шуршание  листьев  под  ногами.  Мир  продолжал  жить,  будто ему  и  не  было  никакого  дела  до  душевной  боли,  которую  испытывал  дед  Коля.  В  одночасье  погибли  сын  с  невесткой  в  автомобильной  катострофе.  Не  выдержав  горя,   через  год  умерла  жена.  И  сейчас  ему,  одинокому  старику,  приходится  воспитывать  единственного  внука, на  которого   просто  не  хватает  физических  сил.  Деду  Коле  казалось,  что  внук  растёт  бездушным,  неуправляемым,  чёрствым.  Он  никогда  не  видел  на  лице  внука  огорчения  по  поводу  смерти  родителей.  Это  было,  как   казалось  деду,  лишь  тупое  удивление.  Внук  ещё  спал,  когда  дед  Коля  решил  пойти  в  ближайший  лес  за  грибами.  «Я  ушёл  в  лес!»--- крикнул  он  в  открытое  окно.  Внук  не  ответил.  «Пусть  поспит!  Принесу  грибов,  сварим  суп»--- подумал   дед.  Он  вошёл  в  лес,  глубоко  вдохнул  приторно  тёплый  запах  потной  земли,  ощутил  знакомую  радость  свободы.  Казалось, то  горе,  которое  настигло  его  неожиданно, осталось  позади.   Но это  только  казалось!  Если бы  можно  его    было  скинуть  с  плеч  и  со  своей  души!  Ощущение  умилённости  тотчас  исчезло  под  натиском  этих  тревожных  дум.  Дед  шагал  по  лесной  тропинке,  стараясь  разобраться  в  себе  и  привести  в  порядок  свои  мысли.  Враждебные,  они  пугали  его   своим  обилием.  Как  вырастить  внука,  как  его  воспитать,  как  постараться  выжить  и  не  заболеть?  Мысли  быстро  сменяли  одна  другую,  дед  не  успевал  их  ловить  и  делать  выводы.  «Если бы  не  внук!  Пошёл бы  в  монастырь!»  Это  были  неуловимые  и  бессмысленные  думы,  которые  смущали  и  пугали  его.  Дед  Коля  не  заметил,  как  сбился  с  тропинки  и  начал  плутать,  приходя  на  одно  и  то же  место.  «Вот те  раз!  Заблудился  что  ли?»-- с  ужасом  подумал  он.  Это  ощущение  возникло  так  быстро,  что  он  даже  не  заметил.  А  кругом  всё  молчало,  кроме  вздохов  леса.  Дед  Коля  поднял  голову  вверх,  посмотрел  на  небо,  стараясь  сориентироваться.  Тучи  ползли  медленно  и  скучно,  их  ленивый  ход  не  давал  старику  никакой  подсказки. Время  шло  медленнее, чем  тучи  по  небу.  «А что, если  я  здесь  останусь  навсегда?»-- со  страхом  подумал  дед.  Он  почувствовал  себя  раздавленным  этой  мрачной  тишиной.  Изредко, как  трещётки,  издавали  звуки  дрозды.  «Надо  что  то  делать, надо  двигаться»--- приказывал  себе  дед  Коля.  Но  всякий  раз  ему  казалось, что  он  идёт  вперёд, но  через  время  он  возвращался  на  одно  и  то  же  место.   Вдруг  неожиданно  заболела  рука,  закоченели  пальцы и  руку  свела  страшная  судорга.»Неужели    инсульт?  Только  не  это!»--- с  ужасом   умолял  дед  неизвестно  кого.  Судорга  постепенно  начала  отходить,  но  боль  в  руке  не  отступала.  Дед  Коля  почувствовал  огромную  усталость  Он  знал,  что  скоро  наступит  ночь,  не  предвещающая  ничего  хорошего.  «Неужели  мени  никто  не  будет  искать?»--- спросил   сам  себя  дед.  «Ну,  конечно, нет!!  Кому  я  нужен?»  Внук,  если  найдёт,  то  сразу  начнёт  обкладывать  его  привычным  для  него  слэнгом.  Старик  стал  читать  молитву.  Временами  он  чувствовал  себя  таким  усталым,  что  забывал  слова,  и  тогда  он  старался  читать  как  можно  быстрее,  чтобы  слова  выговаривались  сами  собой.»Богородице!  Дево  Радуйся»--- торопливо  повторял  старик.  «Я  уйду  на  небеса!  Одна  просьба  будет  у меня:  помоги  моему  внуку!  Я люблю  его  так, как  ты  любила  своего  сына!»  Прочтя  молитву,  дед  почувствовал  себя  лучше, хотя  судорга  в  руке  не  проходила.  Он  прислонился к  дереву  и  начал  усиленно  массажировать  пальцы  руки.Стало  темнеть,  устало  закрыв  глаза, он  вдруг  почувствовал  острую  боль  в  сердце  при  воспоминании  о  внуке.  «Погибнет  внук  без  меня!  Чудное  дело!  Делает  мой    внук  пакости,   но  сердце  почему то  постоянно  о  нём  болит!»  Дед  Коля  отдыхал,  кпак  ему  показалось, не  меньше  часа. Он  полудремал,  прислонившись  к  сосне.  Ему  вдруг  приснилось,  что  он  лежит   на  большой  кровати  рядом  с  девушкой.  Через  открытое  окно  дул  ветер,  и  он  кутал  девушку  в  одеяло,  чтобы  не  замёрзла.  Это  было  так  реально,  что  дед  Коля  вздрогнул.   Проснувшись,  он  машинально  протянул  руку,  чтобы  ощутить  присутствие  девушки.  «Что  со  мной?  Почему  именно  здесь  она  мне  приснилась?  Да!  Это  была  она,  его  Катюша!»  Дед  Коля  повернулся  на  другой  бок,  и  решил  провести  ночь  здесь,  чтобы  отдохнуть  и  на  утро  вновь  отправиться    в  поисках  дорлоги  домой.  Ночь  прошла,  как  ему  показалось,  быстро.  Оправившись  от  ночных  кошмаров,  дед  Коля  вновь  отправился  в  путь.  Вдруг  лес  расступилсчя, оставшись  сзади  плотной,  немой  стеной.  Его  взору  предстала  небольшая ,  уютная  полянка,  в  середине  которой  стоял  небольшой  домик.  Собака  приветствовала  его  радостным  и  ничуть  не  угрожающим  лаем.  Дед  Коля  с  облегчением  вздохнул:»Вот  здесь  меня  обогреют  и  выведут  на  дорогу  домой!»  Дверь дома  открыла  женщина  пожилого  возраста.  Как то  не  вписывалась  в  её  возраст  её  гордая  и  величественная  стать.  Многочисленные  морщинки  вокруг  глаз  не  портили  умный  и  пытливый  взгляд.  Дед  Коля  вздрогнул!  Это  была  его  Катюша!  «Значит,  не  зря  она  мне  здесь  приснилась!  Значит, она  меня  ждала!».  Это  была  его  первая  любовь  далёкой  юности,  любовь,  которую  он  так  нелепо  предал.  Похоже,  она  его  тоже  узнала.  «Ты  прекрасна!  Даже  возраст  тебя  не  портит»--- торжественно  заметил  дед  Коля.  «Чего  не  скажешь  о  тебе!»--- гордо  сказала  женщина.  В  её  взгляде  не  чувствовалось  злорадства,  это  было  глубокое  сожаление.  «Почему ты  здесь,  в  глуши,  одна?»    « Я  не  одна!  Со  мной  мои  воспоминания,  которые  греют  мою  душу  постоянно.  Не  смогла,  не  сумела  я  отпустить  тебя  из  своего  сердца.  Ты  со  мной  каждый  день,  значит  я  не  одинока!  Я  наслаждаюсь  одиночеством,  даже  стала  писать  стихи.  Я выезжаю  только   по  делам.  Катерина  позвала  деда  Колю  в  дом и с  гордостью  показала  полку,  уставленную  книгами.  «Это  мои  сборники,  почти  все  посвящены   первой  любви.  Как  видишь,  жизнь  меня  не  сломала,  хотя  было  очень  тяжело,  когда  мы  расстались».  У  деда  Коли  потемнело  в  глазах.  Вопрос  «Почему?»  так  и  застрял  в  воздухе.  «Эх  молодость! Почему летишь  ты , как  птица  тройка,  не  оглядываясь и  не  задумываясь  о  содеянном?  Почему  наслаждаешься  временными  соблазнами  в  угоду  своим  прихотям?  И от  этого  теряешь  больше, чем  приобретаешь?»--- с  грустью  думал  дед  Коля.  Рядом  с  этой  женщиной,  спокойной,  мудрой,  нежной,  он  почувствовал  и  себя  увереннее  и  умнее.  И  ему,  как  в  молодости  до  боли  в  сердце  захотелось  попросить  её  руки.    «Глупости  всё это!  Кому  я  нужен  с  побитой  судьбой  и  шалопаем  внуком?»  Почти  не  глядя  друг  на  друга,  они  сидели  долго  за  столом.  Их  скользящие  взгляды  иногда  трогали  друг  друга  нежной  улыбкой.  Вдруг  их  сладостное  молчание  прервал  детский  крик.»Деда!  Ты  где?»  На  поляне  появился   внук  Саша  со  своими  друзьями.  Зарёванный,  весь  в  слезах,  внук  бросился  ему  на  шею.  «Дед!  Миленький!  Я  чуть  не  умер  от  горя!»  Он  начал  ласково  хлопать  деда  по  спине. «Не делай  так  больше!  Я  умру  без  тебя!»  «Знакомься!  Это  бабушка  Катерина»--- сказал  дед.  «Счастливый ты  человек,Коля!  У  тебя  есть  такое  сокровище!»--- нежно сказала  Катюша. «Мне  кажется,  что  я  уже  нашёл  самое  главное  сокровище  в  моей  жизни,  и  я его  сейчас  не  упущу!»  В ответ  Катюша  нежно  улыбнулась.  Эти  мысли  мгновенно  пронеслись  в  сознании деда  Коли.  Они  сидели  друг  против  друга  и  не  могли  наговориться.  «Что это?  Может  судьба,  вдоволь  наглумившись  над  ними,  даёт  им  последний  шанс?--- думал  каждый  из  них.  Утомлённые  нахлынувшими  воспоминаниями ,  они  вдруг  обое  замолчали.  Деда  Колю  вдруг  овладело  странное  желание:  навсегда  остаться  здесь,  в  забытом  Богом  уголке,  где  даже  молчать  было  приятно.  «Садитесь  пить  чай!  Устали  с  дороги!»---- гостепреимно  предложила  Катерина.    Дед  Коля  думал,  что  ему  снится  такое  блаженство.  Трещали  сверчки,  свистел  самовар,  во  дворе  играли  дети,  рядом  любимая  женщина  разливала  чай.   «Его  величество  случай!  Как он  может  в  одночасье  всё  изменить»---- думал  дед  Коля.  Даже  облака  показались  деду  другого  цвета, а  шалопай  Сашка  вдруг  показался  милым  мальчиком, которого  надо  просто  любить и  прощать  его  подрастковые  шалости.  Дед  Коля  осторожно  поцеловал  руку  Катюши:»Спасибо, что ты естьи что ты  возвращаешь  меня   к жизни!  Не  исчезай!» На  глазах  у  обоих  сверкнула  слеза.