Тойота вверх колесами

Федор Быханов
Лето в том году, когда случились события, оставившие неизгладимый трагический след в судьбах многих людей,  уже шло под уклон. Днем еще солнце палило нещадно, заставляя искать спасение в тени, а ночью похолодало. Как всегда бывает в ясную сухую походу, обещая обильную утреннюю росу.
Пока же сухой асфальт дорожного покрытия, будто сам  набегал под колеса служебного автомобиля, отмеряя километры пути от города до села, куда возвращались после очередного дежурства участковый уполномоченный милиции Илья Привалов с дружинником Сергеем Силиным.
Можно было, наверное, прибавить скорость, чтобы быстрее добраться до места назначения, но впереди уже фары вырвали из темноты крутой поворот. Так что, наоборот, пришлось сбросить газ, проезжая опасный участок.
И вот тут, со стороны кювета, вдруг мелькнули тревожные фонари аварийной сигнализации, заставив остановиться у обочины. Когда же свет был направлен на источник тревоги, перед глазами оказалась светлая иномарка, лежавшая вверх колесами, прямо на крыше, сильно покореженного салона.
Когда подошли ближе, то сквозь тяжкие стоны, доносившиеся из разбитого автомобиля, послушался и девичий голос, просивший о помощи. Узнать его было довольно сложно, так как обычно веселая хохотушка Ольга Лебедева теперь с трудом превозмогала боль и страх за себя и тех, то тоже находился в окровавленном салоне иномарки.
Еще раньше о страшной аварии, произошедшей на дороге, ведущей к федеральной трассе Барнаул-Бийск, узнала Валентина Лебедева из звонка по мобильному телефону от дочери, припозднившейся с возвращением с отдыха на реке. Хотела было упрекнуть за столь поздний час, все же было уже далеко за полночь, но плачь и стоны заставили похолодеть душу.
 – Мама, мы попали в аварию!
Кто был вместе с дочерью, Валентина Васильевна знала. Еще днем Ольгу и ее лучшую подругу Людмилу Клюеву пригласил на пикник ее хороший знакомый из соседнего села Юрий Решетов.
Правда, был парень не на своем обычном «Москвиче», доставшемся от родителей, а, как сообщили очевидцы, каталась молодежь на новенькой «Тойоте» его дальнего родственника, приехавшего отдыхать из Бийска. И вот теперь прежние дурные предчувствия от того, что затянулось возвращение, сменились, чуть ли ни паникой. Тем более, что Ольга просила помочь им всем выбраться из машины, перевернувшейся на подъезде к селу.
Ноги сами понесли женщину в дом к родителям подруги дочери. Разбуженный стуком в калитку, отец Людмилы Клюевой понял все с полуслова и пошел выгонять из гаража свою легковушку, чтобы ехать на место дорожно-транспортного происшествия, в которое были вовлечены девушки.
Сначала направление держали, связываясь все по тому же мобильному телефону с Ольгой, которая подсказывала приметы, запомнившиеся ей до того, как их транспортное средство слетело с трассы. А потом уже указателем стал автомобиль участкового, высвечивающий своими фарами, покореженную во время ДТП,  «Тойоту», что соседствовала со сломанным ею деревом.
К приезду родителей пострадавших в аварии девушек, было предпринято все необходимое, чтобы вызволить из беды всех, кто в нее попал. Сначала, с трудом открыв переднюю пассажирскую дверцу, которую заклинило от удара, сотрудник правоохранительных органов с дружинником, извлекли Ольгу Лебедеву – единственную, кто находился в сознании.
Затем, с помощью подручных средств, взломав заднюю пассажирскую дверь, вытащили, находившихся в беспамятстве водителя и еще двух пассажиров.
Вызванные по телефону «Скорая помощь», пожарная машина и сотрудники ГИБДД тоже не заставили себя долго ждать. Одного за другим, участников ДТП отправили в больницу, а с рассветом началось расследование того, что произошло на повороте дороги.
В лечебном учреждении подруги оказались в одной палате. Но, если Людмиле Клюевой понадобилось несколько дней, чтобы прийти в себя после закрытой черепно-мозговой травмы, то Ольга Лебедева, получив помощь медиков, наложивших, в том числе и гипсовую повязку на правую ногу, сломанную в бедре, первой смогла рассказать то, что знала о случившемся с ними.
От молодых спутников девушек и того не пришлось ожидать. Владелец иномарки Игорь Прохоров был с глубокого похмелья и мало что помнил из того, как в состоянии алкогольного опьянения провел время перед попаданием в больницу с переломом руки и ноги. Его пассажир Юрий Решетов получил такую тяжкую травму головы, что не обошлось без сомнений медиков о возможности пациента прийти в себя и поправиться.  И в его крови было обнаружено присутствие алкоголя.
Дни шли за днями, Решетову так и не стало лучше.  Меньше двух месяцев спустя, он скончался от травм, полученных во время дорожно-транспортного происшествия. Но к тому времени все еще продолжалось расследование причин трагедии, унесшей жизнь одного человека и еще трех едва не сделавшей инвалидами.
…В тот роковой день Игорь Прохоров решил побывать в родном селе, откуда уже давно перебрался в город, но все еще сохранил лучшие чувства к местам своего детства. Был у него  особый повод для визита. Перед этим молодой человек купил автомобиль марки «Тойота» и успел наездить за рулем около полутора месяцев. А теперь хотел отметить это событие в кругу сельских друзей и родственников.
Один из них – Юрий Решетов, согласился  поехать с ним на пляж, где предполагалось устроить пикник. Правда, сделал это не сразу. В его «Москвиче» не было бензина. Будто сама судьба ограждала парня от рискованной затеи. Но городской гость предложил денег на горючие и вскоре обе машины поколесили на реку.
На берегу развели огонь, поставили жарить шашлыки, разлили по стаканам спиртное. Кстати, саму выпивку начали еще раньше. Прямо у дома Решетовых, где упреки матери Юрия, возмутившейся появлению пива в руках водителей обоих машин, не повлияли, к сожалению, на желание молодежи продолжить застолье со спиртным подальше от взглядов людей, умудренных жизненным опытом.
И все же, у тех, на глазах которых развивались события, грозящие неминуемой бедой, хватило предусмотрительности забрать у них «Москвич». Его отогнал домой один из родственников пьяных автомобилистов. Тогда как они сами отправились на иномарке искать общение с девушками, повстречавшимися в соседнем селе. Снова выпивали. Когда закончилась водка и пиво, купили еще.
И все это под постоянные разъезды на скоростной иномарке, за рулем которой то и дело менялись водители. Дошло до того, что одна из пассажирок, попросившаяся научить ее вождению, самостоятельно рулила машиной около пяти километров, сидя на коленях очередного шофера.
Потом была протараненная лавочка, о которую помяли дверцу иномарки. Только и это своеобразное «предостережение» судьбы  не остановило передвижение «Тойоты» с пьяным «экипажем»  на борту. Совсем немного оставалось до момента, когда на скорости около 120 километров в час машина не впишется в поворот и улетит в кювет, где врежется в дерево и перевернется.
Не просто было узнать – кто последним нажимал на газ и вертел баранку? От чего отказывался владелец машины.  Понадобилось проводить медико-автотехническую экспертизу, опрашивать всех оставшихся в живых участников той роковой поездки.
С учетом добытых доказательств, именно действия Игоря Прохорова были квалифицированы как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, совершенное в состоянии алкогольного опьянения и повлекшее по неосторожности причинение тяжкого  вреда здоровью пассажиров и смерть одного из них.
В итоге осудили его к трем с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, с лишением его права управлять транспортным средством сроком на три года. Кроме того, с Прохорова, решением суда, были взысканы денежные средства по исковым заявлениям потерпевших сторон. По иску матери погибшего Юрия Решетова – 300 тысяч рублей в счет компенсации, причиненного ей морального вреда и 21 тысяча рублей в пользу Ольги Лебедевой, затратившей эту сумму на свое лечение.