Год на проза. ру

Аскольд Де Герсо 2
   По устоявшейся традиции, когда авторы после годичного пребывания на сайте пишут свои размышления, также решил посвятить этому факту несколько строк. Моё появление на сайте происходило в два этапа: в первый раз с небольшим рассказом «листья жгут», а во второй раз спустя некоторое время с уже более объёмным багажом литературного творчества. За этот период успел познакомиться со многими авторами портала, с их творчеством и что немаловажно, на данном портале существует негласное правило приличного поведения. Есть отдельные авторы, не гнушающиеся оскорблениями, неприличными выпадами, но на значительный порядок их количество уступает числу, что на других сайтах, где выставлял свои произведения. Да и по ненормативной лексике здесь всё в порядке, нет засилья. Заходил на многие сайты, так во многих авторы не брезгуют нецензурной бранью и при этом пытаются называть себя литераторами. Отдельное спасибо модераторам и службе технической поддержки, что реагируют своевременно и при необходимости подсказывают, что также заслуживает благодарности авторов. 

  И как мне кажется, литературное поприще должно отличаться от заполонивших телеэкраны всяких ток-шоу, где потоки грязи льются широкой и полноводной рекой. Здесь не должно быть места оскорбительным выпадам, ведь сей факт наглядно демонстрирует уровень воспитанности автора, его кругозор. Никто же никому не навязывает, кому что читать и когда читать, и вообще читать или нет. Всё на условиях добровольности. Также и в отношении отзывов, есть желание, зацепило: пиши, нет, так ведь никто и не требует. Что до выбора тематики произведений, так на портале представлена широкая полоса тем: от классики до темы ужасов, от научных работ до необозримой фантастики. Есть из чего выбирать и что читать, благо время позволяло бы и желание. Выделять кого-либо из авторов не хочу, дабы не забыть кого-то, за год же мною прочитаны произведения многих, но не всех, что и невозможно, поскольку на портале на сегодняшний день более семисот тысяч авторов.      

  Нет, я не считаю себя писателем, но к графоманам причислять тоже не могу – пишу только тогда, когда пишется, когда есть что сказать. Ни для кого не секрет, что сегодняшние авторы любовных романов кичатся в своих интервью, что в день выдают по тридцать сорок страниц. Но… творчество, будь литературное или живописное, это не добыча каменного угля и не рубка леса, где можно запланировать с утра объём и выдавать на гора, работая по-стахановски. Когда же планируется, то это уже не литература, а исписанная кипа бумаги или дисков на компьютере, что едва ли имеет отношение к истинной литературе.

    Грешен, когда-то в конце 90-ых приобретал книги в твёрдом переплёте с яркими обложками из серии «шарм». Но, покупая очередной томик, поймал себя на мысли, что сюжет книг, всех книг, едва ли не копирует друг друга: меняются имена героев, названия замков или стран, но только и всего. Страниц пятьдесят - семьдесят, это как минимум отдаётся описанию физиологии любви героев. И нисколько не жалея, обменял их на книги моих любимых авторов: Александр Дюма, Роберт Штильмарк, Эмилио Сальгари, Джек Лондон. Не буду спорить, на всякую продукцию есть поклонники: кто любит арбуз, а кто свиной хрящ, но и в том и в другом случае судьба любовных и детективных романов, написанных из желания чистой наживы, одинакова: хозяева безо всякой жалости выносят их к мусорным контейнерам.

   Предназначение истинной литературы не только в том, чтобы развлекать, для этой цели вполне годится жёлтая пресса, а в стремлении и возвышении человеческой натуры к духовным вершинам. Об этом авторы раскрученных романов не просто не говорят, а глубокомысленно замалчивают, да и как иначе. В противном случае судьба их романов: пылиться на полках книжных магазинов. Точно также, в искусстве кино сегодняшние режиссёры бросились делать римейки на старые советские всенародно любимые фильмы: «А зори здесь тихие», «Тихий Дон» и другие, наивно полагая, что известные названия привлекут зрителя. А дело не в одном названии, не только в сюжете, а значительно глубже и в то же время проще. В тех фильмах, кроме картинки незримо присутствовала душа, чего напрочь лишены новые ленты. Тот же «Тихий Дон» С. Урсуляка это низкопробная копия с мирового шедевра, пусть даже и удостоенная наград. Нет в фильме тех моментов, что приковывали внимание читателя в фильме Герасимова и держали в напряжении, хотя режиссёр и пытается оправдываться новым видением. Мы на сегодняшний день уже устали от этих новомодных видений, когда тем же фашистским прихвостням то мемориальные плиты вешают, то памятники хотят ставить в центре Москвы. То же самое можно сказать и «ликвидации». И всё равно, сегодня снимают продолжение сериала.

   В киноискусстве, в попытке приблизиться к стандартам Голливуда, наши режиссёры, сценаристы, актёры потеряли главное: душу. Если Голливуд снимает фильм, то кассовые сборы с лихвой возвращают затраченное, да и у них нет государственного финансирования, как в России. Снимай Голливуд ленты, схожие с нашими, что сделаны в последнее время, он бы давно закрылся, обанкротился: никто не стал бы давать денег на съёмки фильмов. Потому как ни у кого в кармане не завалялись лишние деньги. Но Россия страна богатая может себе позволить снимать примитив, а после с помпой награждать актёров и режиссёров по принципу: кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит та кукушку, а отдельные представители киноиндустрии, так вообще учредили свои фестивали для восхваления своих картин.

    Лукоморья больше нет… - как пел Владимир Семёнович Высоцкий, примерно то же самое можно сказать о сегодняшней профессиональной литературе и киноиндустрии. Потому как нет Распутина, Пикуля, Астафьева, тех, кто поднял русскую литературу советского периода на недосягаемую высоту. Но коль есть портал "проза. ру", не всё ещё потеряно.