Россия, Украина и США

Дмитрий Гендин
«Россия, Украина и США. Культурный диалог»

Политики в своей пошлости дошли до того, что поссорили россиян с украинцами и американцами. После шоу на ТВ возникает злоба, и это не лучшая эмоция. Рука тянется к тому, чтобы написать пасквиль против Украины или США. Но ведь все мои знания об этих государствах мне передаёт телевизор.
Россию и Украину объединяет, например, славянская мистика Гоголя и М. Булгакова. Русские и украинцы действительно братья, как бы мы не обижались друг на друга. Россия ревнует Украину к Америке, а ревность исходит от влюблённости. Россия так не любит себя, свою Сибирь, свой Северный Кавказ, но Москва всегда обожала Украину. Да, наверное, ниши объятия иногда были слишком сильны. Если братья не хотят жить вместе, то пусть идут добрым путем. Можно гордиться своей страной, но фашистский  национализм — это уже непростительный перебор. «Хохол» — это обидное прозвище, более справедливое название для украинцев русскими — малороссы.
Украина — это её народные песни, народная кухня. Галушки и горилка. Советский мультфильм  про запорожских казаков. Танцы и народный костюм. Бандуры. Это простоватость, шутки про хрюшек, медовуха и сало. Это горшки на заборе рядом с подсолнухом. Доброта православных малороссийских батюшек. Это белостенные хаты с соломенной крышей.
Украина — это ни в коем случае не Бандера и не УПА, как Россия — это не Власов и не РОА. РОА освободила Прагу, чехи это помнят, но РОА никогда не простит Россия, не признает Родина.
Украина всегда была весёлой страной. Да у Украины, может, и не было государственности, но народ был и не всегда он тужил. Народ честный, прямой, без кичливости, без гордыни, без проволочек. Южный характер. Украинцы — это славянские итальянцы. Слово «правда» объединяет нас, мы вместе жаждем правды жизни.
Что-то случилось со славянами? Почему Польша, Украина  и Россия  постоянно ссорятся? Дело не в вере, а какой-то зависти.
Когда два брата ссорятся, то третий их мирит. Так и Белоруссия должна примирить Великую и Малую Русь.
Украинские девушки прекрасны. Украинские  парни всегда были большими шутниками. Есть такая вещь — украинский менталитет. Так русские часто высоко задирают нос, тогда как украинцы могут долго сердиться.
Крым — это боль России, рана, которая зияет, культурно России очень нужен Крым. Чтобы понимать Пушкина, Толстого и Чехова. Крым для Украины лишь территория. России плевать на кусок Оренбургской области, подаренной тем же Хрущев Казахстану. Видно для казахов земли Петропавловска более нужны в плане культуры и истории. Для Украины важны земли Киевского и Галицко-Волынского княжества. Герб Украины — это та же родовая печать Рюриковичей, а Рюрик пришел в Новгород, а уже потом объединил Новгород и Киев. Эта родовая печать — часть истории ещё и Белой, и Великой Руси. 
Войны режима Порошенко с ДНР и ЛНР не имеют под собой смысла и почвы.  Это пьяная драка в семье с использованием кухонных ножей. Нет никакого цивилизационного противостояния, но междоусобица. Россия близка Западу ещё более Украины с её сильными народными чувствами. Культура России внятна всем, всему миру, всем людям. Не только Пётр Великий рубил окно в Европу, но и Пушкин, и Чайковский, и Брюллов.  Отвергая эти очень понятные малороссу культурные фигуры, украинцы обедняют себя. Иначе ведёт себя Белая Русь. Поэтому белорусская писательница Алексиевич Светлана Александровна, ищущая на русском языке, стала лауреатом Нобелевской Премии по литературе за 2015 год. Быть с Россией — это не ограничение национальной свободы, но расширение возможностей, свобода творить на мировом уровне.

Нет и смысла в глобальном противостоянии России и США. Россия поддерживала США на начальных этапах существования этого государства.  Сам СССР в мечте повторял пафос юной Америки. Россия отменила крепостничество в то же время, как Америка отменила рабство. Россия и США вместе громили нацистов и фашистов. СССР проиграл «холодную войну», он исчез с карты мира. Но Россия возродила свою государственность как феникс. Имя «Российская Федерация» более стильно, нежели наименование «Советский Союз». США — это ещё большая федерация, чем современная Россия.

США и Россию объединяет фигура великого писателя В.В. Набокова. Важный факт его творчества — это соединение русского и американского искусства слова. Набоков оставил перевод «Евгения Онегина» на английский. Набоков описывает Берлин, ожидающий прихода Гитлера. Россия. Вопросы, которые поднимает Набоков — наднациональный писатель. Темы его романов и рассказав, стихов и драм — общечеловеческий культурный капитал. Это ностальгия по России, по России с её великой художественной литературой XIX века и века Серебряного, с которой можно соглашаться или не соглашаться, но никак нельзя не заметить. Набоков открыл Америку для России и Россию для Америки, это русский Колумб. Америка — это не войны и смены режимов, это не перевороты  и культ доллара. Нет, это большая страна, простоватая и страдающая от пошлости, как и Россия большевиков, как и Германия Гитлера. И Набоков борется с этой пошлостью, учит студентов любить русскую и еврейскую литературные системы. Набоков — это тот русский, чья американская мечта сбылась. Слава пришла ему в Америке. «Лолита» предупреждает об «опасных уклонах» не только западного человека, но и постсоветского россиянина, этому читателю и готовился авторский перевод.
Набоков — это переводчик, проводник между двумя культурами: России и США.   
Американцы — добрые трудяги.  Грубоватые, как ковбои. Со своим юмором и наивностью. Со своим крикливым протестантизмом. С Голливудом, с мюзиклами, дизайном, коммерческими  науками (PR, маркетинг, теория рекламы). Весь мир уснула под байки Голливуда.  Дисней, Лукас и Спилберг — это большие трудяги. Американцы умеют качественно работать. Это в чём-то протестантская этика, да. Америка не только печатает доллары, но и рождает идеи: научные, религиозные, новаторские и творческие, социальные и экономические. Современная Россия и современная Америка — это страны, где есть максимальное число свобод для реализации своего потенциала. Русские по духу не менее предприимчивы, нежели американцы. «Широкий простор для мечты и для жизни» есть не только у нас — россиян. Как мы верим в Россию, так и американцы верят в ценности своих предков — отцов-основателей США. Россия и США — преимущественно христианские страны. Диалог церквей был бы весьма кстати, когда наши государства так плохо общаются на уровне политики.

Я — не космополит. Россия для меня — это нечто интимное.  Я не диктую свою волю отечественным политикам, не имею возможности и права.  Я люблю Россию за её открытость. Открытость как своим соседям украинцам, так и великой заокеанской державе. Россия всегда брала из мировой культуры всё самое лучшее, перерабатывала это, доносила до своих народов, отдавала  и делилась своим наработками.
Россия пронесла на своим плечах свет православной культуры. Украинцы и русские вместе стояли на литургии Вселенской Церкви.
Россия взяла из христианства принцип любви к ближнему.
Россия — это модель устройства мира, модель дружбы народов, культур и религий. Кант мечтал о федерации народом всего мира. Мы добились этой задачи локально.
Россия воспитала высокую национальную культуру. Подняла свое национальное до всемирной повестки человечества. Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Брюллов и Айвазовский,  Берядев и Розанов, Блок и Есенин, В.В.Набоков и М. Булгаков. Русская трагедия и её боль понятны всем. Людям. Российская культура близка и простому человеку-работяге (Есенин, Маяковский), так и заядлому интеллектуалу (Набоков),  женщине («Анна Каренина») и мужчине («Евгений Онегин»), космополиту (опера «Щелкунчик») и патриоту («Александр Невский», кантата Прокофьева).

Россия может культурно общаться с Украиной и Америкой, и в этом соприкосновении открывать новые смыслы своего бытия.