На обочине

Умайра Абдусаламова
Можно по-разному относиться к «системе благотворительности», но я по-прежнему не подаю милостыню на улице. Принципы ли.Возможно. Хотя, помнится, сбой был. В далеких 90-х. Когда на стипендию 53 рубля умудрилась купить словарь Ожегова за 50 рублей, а последние 3 рубля отдать бабушке, сидячей на обочине. Мне было проще. Мне не нужно было покупать хлеб и макароны, я жила с мамой. Вряд ли бы я это сделала, живя на квартире, как мои однокурсницы, которые даже частенько умудрялись звать меня на тарелку горячего супа с сушеным мясом. С возрастом я поняла, что не все покупки востребованы и не все бабушки  у паперти – бедные. Может, этому способствовало вечное человеческое #финансыпоютромансы, а может и один случай. Находясь в очень деликатном « воздушношариковом» положении, я как-то приехала в гости к маме - моему постоянному спонсору. Накупив в магазине кучу вкусняшек,  под торговой маркой - «специально для беременных», мы возвращались домой. На краю дороги сидела бабушка, у которой на лице было написано – у меня все плохо, помогите. Я была безденежная, но ведь рядом была палочка- выручалочка – мама! И я попросила ее – давай что-нибудь ей дадим? – Да, да, конечно, - мама пыталась угодить всем капризам беременной дочери. Уже протягивая бабушке несколько монет, мама вдруг остановилась и резко развернулась в другую сторону. - Да у нее платок дороже, чем у меня! Ты не представляешь какой он дорогущий. Я себе такой позволить не могу! – ответила она на мой удивленный взгляд. Мне почему-то тогда было так стыдно. То ли потому что бабушка так и не дождалась монет, то ли потому что, возможно, мама была права.

Впоследствии, я видела, как на улице один прохожий по жесту доброй воли подал мальчонке-цыганенку обычное вафельное мороженое за десять рублей. Тот его взял, покрутил в руках и с презрением отбросил в сторону. Тут же  на моих глазах он зашел в магазин и вышел  уже оттуда с двумя шоколадными брикетами, один из которых протянул своему темнокожему коллеге по работе, видимо, младшему брату. А рядом на картонке, сидела их мать и … зарабатывала деткам на шоколадное мороженое. Лицом… Ну или мягким местом на асфальте.

Жила в ту пору со мной рядом по соседству одна семейка. Старенькая бабушка , ее дочь и пятеро внуков- погодок. Мамаша, видимо, была в молодости  любвеобильной особой и умудрилась произвести на свет аж пятерых деток. С одной оговорочкой. Рождены они были все от разных мужчин. Ну да не о том речь.

Как-то зашла я к ним в гости. Чтоб посмотреть новую пристройку к кухне. И обалдела! От величия роскоши вокруг. Красивая мебель, выбитые бархатом занавески и даже модный по тому времени музыкальный центр. Только потом я узнала, что их «семейный кооператив»  базировался на местном рынке около ЦУМа.  Бабушка обычно сидела на ступеньках при входе в гипермаркет, держа в руках пластиковый стаканчик, а дочь с детьми и с протянутыми детскими ручками  атаковали рынок…

Что уж там бабушка со стаканчиком. Бывало на моем веку попрошайничество и  более великого масштаба. Завуалированное благими намерениями.

 Так, в период моего студенчества, помнится, старенькая местная районная  мечеть собирала деньги у народа. На строительство новой, более благоустроенной мечети. Событие освещалось в прямом эфире десятками телекамер. Помощь во имя религии – это ведь святое? И хорошие люди искренне несли деньги. А не очень хорошие хотели хотя бы таким макаром пробить себе дорогу  в рай и тоже несли деньги. На полу перед входом в святыню стояло несколько деревянных коробок, и многие из них уже были почти доверху заполнены денежными ассигнациями разной цветовой палитры и номинала.  Было собрано на тот момент несколько десятков миллионов!

А потом эти деньги вдруг пропали.

Неожиданно!

Совсем пропали.

Как в МММ.

Только вешаться и плакаться никто не стал.

 Ведь люди сами несли деньги и знали на что…

Но случай случаю – рознь. Когда-то подавали и мне.  Нет, не в такой извращенной форме. И не в таком масштабе. Чуть более цивильно. И даже без моего ведома.

Я думаю, у каждого в жизни бывают моменты, когда одна черная полоса переползает на другую и становится сплошной однотонной темнотой. Вот и у меня было так. Работу неожиданно потеряла,алименты я как водится не получала, а ребенка нужно было срочно везти на диагностику. И не куда-нибудь, а в московский генетический центр. Пока я раздумывала, где элементарно взять денег на дорогу,за меня подсуетились  и кликнув призыв в интернете, обрисовали мою непростую ситуацию. Я до сих пор гадаю, кто мне тогда кинул деньги на счет? Не бог весть что, но на жд билет туда-обратно  хватило. 11 тысяч рублей. Из них практически все оплаты были по 50 и 100 рублей. Кроме одной, -3х тысячной…

Кто?

Кто тогда вытащил из кармана деньги и поверил в мое затруднительное положение, когда вокруг кишмя кишело мошенничество? Кто решил, что моя бытовая проблема достойна сочувствия и участия? Кто вложил свои сто рублей в чужое здоровье? Кто был тем «трехтысячником»? Абсолютно посторонние люди, не знающие не меня, ни моего ребенка. У которых, возможно, своих текущих трудностей полно. И, тем не менее, эти люди, просто прочитав текст в интернете,  потянулись за своим кошельком.

А я теперь нет. Я больше не подаю деньги. У меня опыт и стаж.

Я теперь -  Фома неверующий, Кай с холодным сердцем, скряга-экономист с калькулятором.

Я теперь спокойно прохожу мимо бизнесвуменш с детьми на улице.

 Железная леди, которую  не трогает сочувствие!

 Я не куплю шоколадное мороженое цыганенку. И знаете почему? Я на эти деньги теперь покупаю своим детям,  «юбилейное» и «аленку» по акции в пятерочке! Да, я больше не студентка-олигарх, с вечным спонсором мамой.

Я теперь сама мама…

Благо хоть времена памперсов остались позади.

И меня теперь ниичеего не троогаеет.

Хотя вру. Есть вещи, которые меня все-таки пронимают. И камешек Кая в сердце сдвигается с места. Я не могу пройти мимо телевизора, когда там транслируют  проект помощи детям-инвалидам. Я невольно вспоминаю про далекие 11 тысяч и моя рука автоматически тянется к телефону,  чтобы отправить на короткий номер слово Добро. Фома внутри меня отходит в сторонку, а  скряга-экономист  отключает калькулятор. 

Да, я - не миллионер из трущоб!

Но сто рублей на Добро у меня найдется